Оказать действенную помощь пострадавшему медицинский работник может при наличии соответствующих условий, препаратов и оборудования. Медработника и необходимые средства можно доставить к пострадавшему, или, наоборот, эвакуировать пострадавшего в медицинское учреждение. При этом время доставки — решающий фактор. С появлением автомобилей их приспособили для санитарных нужд, полетели дирижабли — медики стали мечтать о воздушной эвакуации.
Когда полетели самолёты, об их «медицинских» возможностях прежде всего подумали сами авиаторы, что было связано с большой аварийностью в тогдашней авиации. Самолёты летали над малонаселёнными местами, и оперативно добраться до места падения, оказать помощь пострадавшему авиатору и вывезти его в госпиталь было затруднительно. Помощь летающим оказалась в крыльях самих летающих.
Конструкция первых самолётов эвакуационные возможности не предоставляла. Конечно, многие самолёты перевозили пассажиров, вместо которых можно было посадить пострадавшего и получить простейший санитарный самолёт. Вот только серьёзно пострадавший — а именно для таких в первую очередь и требуется санитарная авиация — самостоятельно забраться в самолёт не сможет, а пилот в одиночку не сможет ему помочь. Тогда авиаторы и медики попытались «изменить акценты»: самолётом доставлять к пострадавшему медработника с необходимыми средствами оказания первой помощи, а затем ожидать наземную эвакуацию.
С окончанием Первой мировой войны появилось много лишних самолётов, которые стали переоборудовать для гражданских нужд, в том числе в эвакуационные машины. Вскоре взлетели и новые многоместные машины с объёмным фюзеляжем — теперь приспособить такой самолёт под медицинские нужды стало проще, а результат был более эффективным.
Потребность в санитарной авиации возникала в специфичной обстановке: на войне, при стихийных бедствиях, на удалённых территориях, при отсутствии наземных коммуникаций. В связи с этим специализированных самолётов строили мало, а более массово красный крест наносился на серийные машины общего назначения: пассажирские, транспортные и т.д. С 1910 года, когда два американских медика построили первый специализированный санитарный самолёт, воздушная медицина шагнула далеко вперёд. Посмотрим на её развитие.
Известный авиатор С. Коди предложил британским военным санитарный вариант своего аппарата Mk.VIA. Самолёт мог перевозить на борту ящик с носилками и аптечкой, а также медработника. Эвакуация пострадавшего не предусматривалась. К сожалению, вскоре Коди погиб на этом самолёте
Идею Коди в конце Великой войны попытались воплотить два французских медика. Им был выделен старый бомбардировщик «Вуазен» X, к нижнему крылу которого они подвесили два контейнера с оборудованием: операционным столом, генератором тока, рентгеновской установкой, запасом медикаментов и пр. Двое медиков размещались в задней кабине самолёта. После развёртывания госпиталя самолёт мог использоваться для вывоза 3–4 раненых. Из-за окончания войны опытный самолёт остался невостребованным
В Великую Отечественную войну для перевозки раненых на самолётах У-2 применялись крыльевые гондолы (кассеты). На фото У-2 с санитарными кассетами системы Бакшаева
На вертолётах вывозить раненых с передовой было ещё удобнее. Из-за небольших размеров первых вертолётов пострадавших перевозили на внешних площадках, а сопровождающий медик с капельницей или кислородной подушкой сидел в салоне
На лёгких вертолётах «Белл» внешний лежак раненого имел лёгкий ветровой щиток в головной части
К 1917 году, когда уже можно было выделить самолёты и для санитарной авиации, промышленность Антанты могла предложить двухместные самолёты с фюзеляжами ферменной конструкции. Силовой набор представлял собой четырёхгранную ферму с массой распорок, растяжек и раскосов. Поместить внутрь фермы носилки с раненым было затруднительно
В конце войны французы в полевых условиях переделали 10 устаревших самолётов-разведчиков «Доран» AR в эвакуационные
За кабиной пилота с верхнего пояса фермы фюзеляжа сняли несколько перемычек и установили ложементы для двух носилок, расположив их одни над другими
После войны британцы увязли в Ираке. Специальных самолётов не было, и для перевозки раненых использовали боевые машины — например, бомбардировщики «Эйрко» DH.9. Лежак с раненым на основе морских фиксирующих носилок Робертсона закреплялся передней частью на турели, а задней — к фюзеляжу
Ещё один «иракский» DH.9: вместо гаргрота на ферму приделали лежак, который от воздушного потока закрыли куполом с откидными створками
На базе бомбардировщика «Вими» компания «Виккерс» создала транспортный «Вернон» с уширенным фюзеляжем. Он имел боковую дверь и носовой люк, через который было удобно загружать носилки с ранеными. В специальном санитарном варианте в салоне размещалось двое носилок и шесть шезлонгов, имелись освещение, электрообогрев, вентиляция, шкаф с медикаментами, бак с питьевой водой, электрочайник, унитаз со сборником отходов. В основном для транспортировки использовали военно-транспортные «Верноны» без унитаза, с марлей в окнах вместо стёкол: в салоне дуло, и раненых на носилках просто укладывали в проходе
Французы после войны тоже усмиряли свои африканские колонии. Для вывоза раненых использовали переделанный разведчик «Бреге» Br.14А. Стойка фермы фюзеляжа слева была снята, правая — усилена. Боковая дверка отсека имела усиленную раму и стрингеры для восприятия нагрузок в вертикальной плоскости
С появлением пассажирского варианта Br.14Т с высоким фюзеляжем его стали использовать для эвакуации раненых. В санитарном варианте в салоне размещались двое носилок, медработник, кислородное оборудование, имелся электроподогрев салона, гальюн в полу. Носилки заводились внутрь с помощью тросовой лебёдки
В США для перевозки раненого внутри фюзеляжа самолёта DH.4 его хвостовую часть существенно переделали
Гаргрот был приподнят для размещения кабины сопровождающего, снятие стоек фермы компенсировали бимсами и жёсткой крышкой люка
Двухместный учебный самолёт «Кёртисс» JN-4 «Дженни» производился в большом количестве и применялся для широкого круга задач. Различными структурами и изобретателями было предложено множество вариантов санитарного «Дженни». В этом варианте гаргрот сделан откидывающимся вбок, трапециевидные (по размерам верхнего пояса фермы фюзеляжа) носилки укладывались на фюзеляж
Для установки носилок на фюзеляж требовалось много наземного персонала
В этом варианте санитарного «Дженни» в фюзеляже установлено стационарное кресло, трансформируемое в положение «лёжа» или «сидя». Пострадавшего в самолёт переносили на руках
Вариант «Дженни» с загрузкой носилок сбоку. У фюзеляжной фермы сняты по стойке с каждой стороны, для усиления фюзеляжа в этом месте вставлены рамы с проёмом для пропуска носилок специальной конструкции. При вводе носилок в нижней части рамы крепилась вспомогательная подпорка на струбцине
В советских санитарных У-2 пострадавшие перевозились на носилках, укладываемых на ферму фюзеляжа и закрываемых створками увеличенного гаргрота — съёмной кабины Бакшаева и Щербакова. Это вариант С-1, на следующем фото — С-3
Этот санитарный вариант У-2 именовался С-3
Использовать небольшие самолёты для эвакуации продолжали до широкого внедрения вертолётов, что связано с взлётно-посадочными возможностями авиации. На нижнем фото: санитарный «Пайпер Кэб» имел поднимающийся вперёд гаргрот, носилки укладывались на фюзеляж, при этом голова оказывалась в салоне с сопровождающим, капельницей или кислородом
Аналогичную «Кэбу» конструкцию с подъёмным гаргротом и способом транспортировки имел французский самолёт-полутораплан специальной постройки «Анрио» 182
В самолётах с кабинами «автомобильного» типа, но больших, чем у «Кэба» размеров, для размещения носилок использовались внутренние объёмы салона и грузового отсека — как у этого немецкого «Шторха»
Во вторую мировую войну американцы для эвакуации раненых использовали и десантные планеры
К середине 30-х годов появилось множество пассажирских самолётов с относительно широкими и высокими фюзеляжами, которые стали применять в санитарной авиации. Для пропуска носилок мог использоваться грузовой люк, как на этом британском «Дрэгон Рапиде»
Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки помещают в фюзеляж британского «Хадсона» через узкую бортовую дверь
Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки вносят через удобный грузовой люк С-47
Высокий салон больших самолётов позволял устанавливать носилки в несколько ярусов — как в этом американском С-46
Современные широкофюзеляжные самолёты позволяют монтировать в их салонах хорошо оборудованные полноценные госпитали: на фото российский Ил-76МД
Оказать действенную помощь пострадавшему медицинский работник может при наличии соответствующих условий, препаратов и оборудования. Медработника и необходимые средства можно доставить к пострадавшему, или, наоборот, эвакуировать пострадавшего в медицинское учреждение. При этом время доставки — решающий фактор. С появлением автомобилей их приспособили для санитарных нужд, полетели дирижабли — медики стали мечтать о воздушной эвакуации.
Когда полетели самолёты, об их «медицинских» возможностях прежде всего подумали сами авиаторы, что было связано с большой аварийностью в тогдашней авиации. Самолёты летали над малонаселёнными местами, и оперативно добраться до места падения, оказать помощь пострадавшему авиатору и вывезти его в госпиталь было затруднительно. Помощь летающим оказалась в крыльях самих летающих.
Конструкция первых самолётов эвакуационные возможности не предоставляла. Конечно, многие самолёты перевозили пассажиров, вместо которых можно было посадить пострадавшего и получить простейший санитарный самолёт. Вот только серьёзно пострадавший — а именно для таких в первую очередь и требуется санитарная авиация — самостоятельно забраться в самолёт не сможет, а пилот в одиночку не сможет ему помочь. Тогда авиаторы и медики попытались «изменить акценты»: самолётом доставлять к пострадавшему медработника с необходимыми средствами оказания первой помощи, а затем ожидать наземную эвакуацию.
С окончанием Первой мировой войны появилось много лишних самолётов, которые стали переоборудовать для гражданских нужд, в том числе в эвакуационные машины. Вскоре взлетели и новые многоместные машины с объёмным фюзеляжем — теперь приспособить такой самолёт под медицинские нужды стало проще, а результат был более эффективным.
Потребность в санитарной авиации возникала в специфичной обстановке: на войне, при стихийных бедствиях, на удалённых территориях, при отсутствии наземных коммуникаций. В связи с этим специализированных самолётов строили мало, а более массово красный крест наносился на серийные машины общего назначения: пассажирские, транспортные и т.д. С 1910 года, когда два американских медика построили первый специализированный санитарный самолёт, воздушная медицина шагнула далеко вперёд. Посмотрим на её развитие.
Известный авиатор С. Коди предложил британским военным санитарный вариант своего аппарата Mk.VIA. Самолёт мог перевозить на борту ящик с носилками и аптечкой, а также медработника. Эвакуация пострадавшего не предусматривалась. К сожалению, вскоре Коди погиб на этом самолёте
Идею Коди в конце Великой войны попытались воплотить два французских медика. Им был выделен старый бомбардировщик «Вуазен» X, к нижнему крылу которого они подвесили два контейнера с оборудованием: операционным столом, генератором тока, рентгеновской установкой, запасом медикаментов и пр. Двое медиков размещались в задней кабине самолёта. После развёртывания госпиталя самолёт мог использоваться для вывоза 3–4 раненых. Из-за окончания войны опытный самолёт остался невостребованным
В Великую Отечественную войну для перевозки раненых на самолётах У-2 применялись крыльевые гондолы (кассеты). На фото У-2 с санитарными кассетами системы Бакшаева
На вертолётах вывозить раненых с передовой было ещё удобнее. Из-за небольших размеров первых вертолётов пострадавших перевозили на внешних площадках, а сопровождающий медик с капельницей или кислородной подушкой сидел в салоне
На лёгких вертолётах «Белл» внешний лежак раненого имел лёгкий ветровой щиток в головной части
К 1917 году, когда уже можно было выделить самолёты и для санитарной авиации, промышленность Антанты могла предложить двухместные самолёты с фюзеляжами ферменной конструкции. Силовой набор представлял собой четырёхгранную ферму с массой распорок, растяжек и раскосов. Поместить внутрь фермы носилки с раненым было затруднительно
В конце войны французы в полевых условиях переделали 10 устаревших самолётов-разведчиков «Доран» AR в эвакуационные
За кабиной пилота с верхнего пояса фермы фюзеляжа сняли несколько перемычек и установили ложементы для двух носилок, расположив их одни над другими
После войны британцы увязли в Ираке. Специальных самолётов не было, и для перевозки раненых использовали боевые машины — например, бомбардировщики «Эйрко» DH.9. Лежак с раненым на основе морских фиксирующих носилок Робертсона закреплялся передней частью на турели, а задней — к фюзеляжу
Ещё один «иракский» DH.9: вместо гаргрота на ферму приделали лежак, который от воздушного потока закрыли куполом с откидными створками
На базе бомбардировщика «Вими» компания «Виккерс» создала транспортный «Вернон» с уширенным фюзеляжем. Он имел боковую дверь и носовой люк, через который было удобно загружать носилки с ранеными. В специальном санитарном варианте в салоне размещалось двое носилок и шесть шезлонгов, имелись освещение, электрообогрев, вентиляция, шкаф с медикаментами, бак с питьевой водой, электрочайник, унитаз со сборником отходов. В основном для транспортировки использовали военно-транспортные «Верноны» без унитаза, с марлей в окнах вместо стёкол: в салоне дуло, и раненых на носилках просто укладывали в проходе
Французы после войны тоже усмиряли свои африканские колонии. Для вывоза раненых использовали переделанный разведчик «Бреге» Br.14А. Стойка фермы фюзеляжа слева была снята, правая — усилена. Боковая дверка отсека имела усиленную раму и стрингеры для восприятия нагрузок в вертикальной плоскости
С появлением пассажирского варианта Br.14Т с высоким фюзеляжем его стали использовать для эвакуации раненых. В санитарном варианте в салоне размещались двое носилок, медработник, кислородное оборудование, имелся электроподогрев салона, гальюн в полу. Носилки заводились внутрь с помощью тросовой лебёдки
В США для перевозки раненого внутри фюзеляжа самолёта DH.4 его хвостовую часть существенно переделали
Гаргрот был приподнят для размещения кабины сопровождающего, снятие стоек фермы компенсировали бимсами и жёсткой крышкой люка
Двухместный учебный самолёт «Кёртисс» JN-4 «Дженни» производился в большом количестве и применялся для широкого круга задач. Различными структурами и изобретателями было предложено множество вариантов санитарного «Дженни». В этом варианте гаргрот сделан откидывающимся вбок, трапециевидные (по размерам верхнего пояса фермы фюзеляжа) носилки укладывались на фюзеляж
Для установки носилок на фюзеляж требовалось много наземного персонала
В этом варианте санитарного «Дженни» в фюзеляже установлено стационарное кресло, трансформируемое в положение «лёжа» или «сидя». Пострадавшего в самолёт переносили на руках
Вариант «Дженни» с загрузкой носилок сбоку. У фюзеляжной фермы сняты по стойке с каждой стороны, для усиления фюзеляжа в этом месте вставлены рамы с проёмом для пропуска носилок специальной конструкции. При вводе носилок в нижней части рамы крепилась вспомогательная подпорка на струбцине
В советских санитарных У-2 пострадавшие перевозились на носилках, укладываемых на ферму фюзеляжа и закрываемых створками увеличенного гаргрота — съёмной кабины Бакшаева и Щербакова. Это вариант С-1, на следующем фото — С-3
Этот санитарный вариант У-2 именовался С-3
Использовать небольшие самолёты для эвакуации продолжали до широкого внедрения вертолётов, что связано с взлётно-посадочными возможностями авиации. На нижнем фото: санитарный «Пайпер Кэб» имел поднимающийся вперёд гаргрот, носилки укладывались на фюзеляж, при этом голова оказывалась в салоне с сопровождающим, капельницей или кислородом
Аналогичную «Кэбу» конструкцию с подъёмным гаргротом и способом транспортировки имел французский самолёт-полутораплан специальной постройки «Анрио» 182
В самолётах с кабинами «автомобильного» типа, но больших, чем у «Кэба» размеров, для размещения носилок использовались внутренние объёмы салона и грузового отсека — как у этого немецкого «Шторха»
Во вторую мировую войну американцы для эвакуации раненых использовали и десантные планеры
К середине 30-х годов появилось множество пассажирских самолётов с относительно широкими и высокими фюзеляжами, которые стали применять в санитарной авиации. Для пропуска носилок мог использоваться грузовой люк, как на этом британском «Дрэгон Рапиде»
Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки помещают в фюзеляж британского «Хадсона» через узкую бортовую дверь
Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки вносят через удобный грузовой люк С-47
Высокий салон больших самолётов позволял устанавливать носилки в несколько ярусов — как в этом американском С-46
Современные широкофюзеляжные самолёты позволяют монтировать в их салонах хорошо оборудованные полноценные госпитали: на фото российский Ил-76МД
Комментарии к данной статье отключены.