13
Воздушная скорая помощь на Warspot.ru
Воздушная скорая помощь

Оказать действенную помощь пострадавшему медицинский работник может при наличии соответствующих условий, препаратов и оборудования. Медработника и необходимые средства можно доставить к пострадавшему, или, наоборот, эвакуировать пострадавшего в медицинское учреждение. При этом время доставки — решающий фактор. С появлением автомобилей их приспособили для санитарных нужд, полетели дирижабли — медики стали мечтать о воздушной эвакуации.

Когда полетели самолёты, об их «медицинских» возможностях прежде всего подумали сами авиаторы, что было связано с большой аварийностью в тогдашней авиации. Самолёты летали над малонаселёнными местами, и оперативно добраться до места падения, оказать помощь пострадавшему авиатору и вывезти его в госпиталь было затруднительно. Помощь летающим оказалась в крыльях самих летающих.

Конструкция первых самолётов эвакуационные возможности не предоставляла. Конечно, многие самолёты перевозили пассажиров, вместо которых можно было посадить пострадавшего и получить простейший санитарный самолёт. Вот только серьёзно пострадавший — а именно для таких в первую очередь и требуется санитарная авиация — самостоятельно забраться в самолёт не сможет, а пилот в одиночку не сможет ему помочь. Тогда авиаторы и медики попытались «изменить акценты»: самолётом доставлять к пострадавшему медработника с необходимыми средствами оказания первой помощи, а затем ожидать наземную эвакуацию.

С окончанием Первой мировой войны появилось много лишних самолётов, которые стали переоборудовать для гражданских нужд, в том числе в эвакуационные машины. Вскоре взлетели и новые многоместные машины с объёмным фюзеляжем — теперь приспособить такой самолёт под медицинские нужды стало проще, а результат был более эффективным.

Потребность в санитарной авиации возникала в специфичной обстановке: на войне, при стихийных бедствиях, на удалённых территориях, при отсутствии наземных коммуникаций. В связи с этим специализированных самолётов строили мало, а более массово красный крест наносился на серийные машины общего назначения: пассажирские, транспортные и т.д. С 1910 года, когда два американских медика построили первый специализированный санитарный самолёт, воздушная медицина шагнула далеко вперёд. Посмотрим на её развитие.

​Известный авиатор С. Коди предложил британским военным санитарный вариант своего аппарата Mk.VIA. Самолёт мог перевозить на борту ящик с носилками и аптечкой, а также медработника. Эвакуация пострадавшего не предусматривалась. К сожалению, вскоре Коди погиб на этом самолёте - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Известный авиатор С. Коди предложил британским военным санитарный вариант своего аппарата Mk.VIA. Самолёт мог перевозить на борту ящик с носилками и аптечкой, а также медработника. Эвакуация пострадавшего не предусматривалась. К сожалению, вскоре Коди погиб на этом самолёте
​Идею Коди в конце Великой войны попытались воплотить два французских медика. Им был выделен старый бомбардировщик «Вуазен» X, к нижнему крылу которого они подвесили два контейнера с оборудованием: операционным столом, генератором тока, рентгеновской установкой, запасом медикаментов и пр. Двое медиков размещались в задней кабине самолёта. После развёртывания госпиталя самолёт мог использоваться для вывоза 3–4 раненых. Из-за окончания войны опытный самолёт остался невостребованным - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Идею Коди в конце Великой войны попытались воплотить два французских медика. Им был выделен старый бомбардировщик «Вуазен» X, к нижнему крылу которого они подвесили два контейнера с оборудованием: операционным столом, генератором тока, рентгеновской установкой, запасом медикаментов и пр. Двое медиков размещались в задней кабине самолёта. После развёртывания госпиталя самолёт мог использоваться для вывоза 3–4 раненых. Из-за окончания войны опытный самолёт остался невостребованным
​В Великую Отечественную войну для перевозки раненых на самолётах У-2 применялись крыльевые гондолы (кассеты). На фото У-2 с санитарными кассетами системы Бакшаева - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
В Великую Отечественную войну для перевозки раненых на самолётах У-2 применялись крыльевые гондолы (кассеты). На фото У-2 с санитарными кассетами системы Бакшаева
​На вертолётах вывозить раненых с передовой было ещё удобнее. Из-за небольших размеров первых вертолётов пострадавших перевозили на внешних площадках, а сопровождающий медик с капельницей или кислородной подушкой сидел в салоне - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
На вертолётах вывозить раненых с передовой было ещё удобнее. Из-за небольших размеров первых вертолётов пострадавших перевозили на внешних площадках, а сопровождающий медик с капельницей или кислородной подушкой сидел в салоне
​На лёгких вертолётах «Белл» внешний лежак раненого имел лёгкий ветровой щиток в головной части - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
На лёгких вертолётах «Белл» внешний лежак раненого имел лёгкий ветровой щиток в головной части
​К 1917 году, когда уже можно было выделить самолёты и для санитарной авиации, промышленность Антанты могла предложить двухместные самолёты с фюзеляжами ферменной конструкции. Силовой набор представлял собой четырёхгранную ферму с массой распорок, растяжек и раскосов. Поместить внутрь фермы носилки с раненым было затруднительно - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
К 1917 году, когда уже можно было выделить самолёты и для санитарной авиации, промышленность Антанты могла предложить двухместные самолёты с фюзеляжами ферменной конструкции. Силовой набор представлял собой четырёхгранную ферму с массой распорок, растяжек и раскосов. Поместить внутрь фермы носилки с раненым было затруднительно
​В конце войны французы в полевых условиях переделали 10 устаревших самолётов-разведчиков «Доран» AR в эвакуационные - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
В конце войны французы в полевых условиях переделали 10 устаревших самолётов-разведчиков «Доран» AR в эвакуационные
​За кабиной пилота с верхнего пояса фермы фюзеляжа сняли несколько перемычек и установили ложементы для двух носилок, расположив их одни над другими - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
За кабиной пилота с верхнего пояса фермы фюзеляжа сняли несколько перемычек и установили ложементы для двух носилок, расположив их одни над другими
​После войны британцы увязли в Ираке. Специальных самолётов не было, и для перевозки раненых использовали боевые машины — например, бомбардировщики «Эйрко» DH.9. Лежак с раненым на основе морских фиксирующих носилок Робертсона закреплялся передней частью на турели, а задней — к фюзеляжу - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
После войны британцы увязли в Ираке. Специальных самолётов не было, и для перевозки раненых использовали боевые машины — например, бомбардировщики «Эйрко» DH.9. Лежак с раненым на основе морских фиксирующих носилок Робертсона закреплялся передней частью на турели, а задней — к фюзеляжу
​Ещё один «иракский» DH.9: вместо гаргрота на ферму приделали лежак, который от воздушного потока закрыли куполом с откидными створками - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Ещё один «иракский» DH.9: вместо гаргрота на ферму приделали лежак, который от воздушного потока закрыли куполом с откидными створками
​На базе бомбардировщика «Вими» компания «Виккерс» создала транспортный «Вернон» с уширенным фюзеляжем. Он имел боковую дверь и носовой люк, через который было удобно загружать носилки с ранеными. В специальном санитарном варианте в салоне размещалось двое носилок и шесть шезлонгов, имелись освещение, электрообогрев, вентиляция, шкаф с медикаментами, бак с питьевой водой, электрочайник, унитаз со сборником отходов. В основном для транспортировки использовали военно-транспортные «Верноны» без унитаза, с марлей в окнах вместо стёкол: в салоне дуло, и раненых на носилках просто укладывали в проходе - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
На базе бомбардировщика «Вими» компания «Виккерс» создала транспортный «Вернон» с уширенным фюзеляжем. Он имел боковую дверь и носовой люк, через который было удобно загружать носилки с ранеными. В специальном санитарном варианте в салоне размещалось двое носилок и шесть шезлонгов, имелись освещение, электрообогрев, вентиляция, шкаф с медикаментами, бак с питьевой водой, электрочайник, унитаз со сборником отходов. В основном для транспортировки использовали военно-транспортные «Верноны» без унитаза, с марлей в окнах вместо стёкол: в салоне дуло, и раненых на носилках просто укладывали в проходе
​Французы после войны тоже усмиряли свои африканские колонии. Для вывоза раненых использовали переделанный разведчик «Бреге» Br.14А. Стойка фермы фюзеляжа слева была снята, правая — усилена. Боковая дверка отсека имела усиленную раму и стрингеры для восприятия нагрузок в вертикальной плоскости - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Французы после войны тоже усмиряли свои африканские колонии. Для вывоза раненых использовали переделанный разведчик «Бреге» Br.14А. Стойка фермы фюзеляжа слева была снята, правая — усилена. Боковая дверка отсека имела усиленную раму и стрингеры для восприятия нагрузок в вертикальной плоскости
​С появлением пассажирского варианта Br.14Т с высоким фюзеляжем его стали использовать для эвакуации раненых. В санитарном варианте в салоне размещались двое носилок, медработник, кислородное оборудование, имелся электроподогрев салона, гальюн в полу. Носилки заводились внутрь с помощью тросовой лебёдки - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
С появлением пассажирского варианта Br.14Т с высоким фюзеляжем его стали использовать для эвакуации раненых. В санитарном варианте в салоне размещались двое носилок, медработник, кислородное оборудование, имелся электроподогрев салона, гальюн в полу. Носилки заводились внутрь с помощью тросовой лебёдки
​В США для перевозки раненого внутри фюзеляжа самолёта DH.4 его хвостовую часть существенно переделали - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
В США для перевозки раненого внутри фюзеляжа самолёта DH.4 его хвостовую часть существенно переделали
​Гаргрот был приподнят для размещения кабины сопровождающего, снятие стоек фермы компенсировали бимсами и жёсткой крышкой люка - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Гаргрот был приподнят для размещения кабины сопровождающего, снятие стоек фермы компенсировали бимсами и жёсткой крышкой люка
​Двухместный учебный самолёт «Кёртисс» JN-4 «Дженни» производился в большом количестве и применялся для широкого круга задач. Различными структурами и изобретателями было предложено множество вариантов санитарного «Дженни». В этом варианте гаргрот сделан откидывающимся вбок, трапециевидные (по размерам верхнего пояса фермы фюзеляжа) носилки укладывались на фюзеляж - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Двухместный учебный самолёт «Кёртисс» JN-4 «Дженни» производился в большом количестве и применялся для широкого круга задач. Различными структурами и изобретателями было предложено множество вариантов санитарного «Дженни». В этом варианте гаргрот сделан откидывающимся вбок, трапециевидные (по размерам верхнего пояса фермы фюзеляжа) носилки укладывались на фюзеляж
​Для установки носилок на фюзеляж требовалось много наземного персонала - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Для установки носилок на фюзеляж требовалось много наземного персонала
​В этом варианте санитарного «Дженни» в фюзеляже установлено стационарное кресло, трансформируемое в положение «лёжа» или «сидя». Пострадавшего в самолёт переносили на руках - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
В этом варианте санитарного «Дженни» в фюзеляже установлено стационарное кресло, трансформируемое в положение «лёжа» или «сидя». Пострадавшего в самолёт переносили на руках
​Вариант «Дженни» с загрузкой носилок сбоку. У фюзеляжной фермы сняты по стойке с каждой стороны, для усиления фюзеляжа в этом месте вставлены рамы с проёмом для пропуска носилок специальной конструкции. При вводе носилок в нижней части рамы крепилась вспомогательная подпорка на струбцине - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Вариант «Дженни» с загрузкой носилок сбоку. У фюзеляжной фермы сняты по стойке с каждой стороны, для усиления фюзеляжа в этом месте вставлены рамы с проёмом для пропуска носилок специальной конструкции. При вводе носилок в нижней части рамы крепилась вспомогательная подпорка на струбцине
​В советских санитарных У-2 пострадавшие перевозились на носилках, укладываемых на ферму фюзеляжа и закрываемых створками увеличенного гаргрота — съёмной кабины Бакшаева и Щербакова. Это вариант С-1, на следующем фото — С-3 - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
В советских санитарных У-2 пострадавшие перевозились на носилках, укладываемых на ферму фюзеляжа и закрываемых створками увеличенного гаргрота — съёмной кабины Бакшаева и Щербакова. Это вариант С-1, на следующем фото — С-3
​Этот санитарный вариант У-2 именовался С-3 - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Этот санитарный вариант У-2 именовался С-3
​Использовать небольшие самолёты для эвакуации продолжали до широкого внедрения вертолётов, что связано с взлётно-посадочными возможностями авиации. На нижнем фото: санитарный «Пайпер Кэб» имел поднимающийся вперёд гаргрот, носилки укладывались на фюзеляж, при этом голова оказывалась в салоне с сопровождающим, капельницей или кислородом - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Использовать небольшие самолёты для эвакуации продолжали до широкого внедрения вертолётов, что связано с взлётно-посадочными возможностями авиации. На нижнем фото: санитарный «Пайпер Кэб» имел поднимающийся вперёд гаргрот, носилки укладывались на фюзеляж, при этом голова оказывалась в салоне с сопровождающим, капельницей или кислородом
​Аналогичную «Кэбу» конструкцию с подъёмным гаргротом и способом транспортировки имел французский самолёт-полутораплан специальной постройки «Анрио» 182 - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Аналогичную «Кэбу» конструкцию с подъёмным гаргротом и способом транспортировки имел французский самолёт-полутораплан специальной постройки «Анрио» 182
​В самолётах с кабинами «автомобильного» типа, но больших, чем у «Кэба» размеров, для размещения носилок использовались внутренние объёмы салона и грузового отсека — как у этого немецкого «Шторха» - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
В самолётах с кабинами «автомобильного» типа, но больших, чем у «Кэба» размеров, для размещения носилок использовались внутренние объёмы салона и грузового отсека — как у этого немецкого «Шторха»
​Во вторую мировую войну американцы для эвакуации раненых использовали и десантные планеры - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Во вторую мировую войну американцы для эвакуации раненых использовали и десантные планеры
​К середине 30-х годов появилось множество пассажирских самолётов с относительно широкими и высокими фюзеляжами, которые стали применять в санитарной авиации. Для пропуска носилок мог использоваться грузовой люк, как на этом британском «Дрэгон Рапиде» - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
К середине 30-х годов появилось множество пассажирских самолётов с относительно широкими и высокими фюзеляжами, которые стали применять в санитарной авиации. Для пропуска носилок мог использоваться грузовой люк, как на этом британском «Дрэгон Рапиде»
​Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки помещают в фюзеляж британского «Хадсона» через узкую бортовую дверь - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки помещают в фюзеляж британского «Хадсона» через узкую бортовую дверь
​Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки вносят через удобный грузовой люк С-47 - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Ширина дверей имеет значение. На этом фото носилки вносят через удобный грузовой люк С-47
​Высокий салон больших самолётов позволял устанавливать носилки в несколько ярусов — как в этом американском С-46 - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Высокий салон больших самолётов позволял устанавливать носилки в несколько ярусов — как в этом американском С-46
​Современные широкофюзеляжные самолёты позволяют монтировать в их салонах хорошо оборудованные полноценные госпитали: на фото российский Ил-76МД - Воздушная скорая помощь | Warspot.ru
Современные широкофюзеляжные самолёты позволяют монтировать в их салонах хорошо оборудованные полноценные госпитали: на фото российский Ил-76МД
Загрузить еще