2 февраля пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации опубликовала сообщение о том, что базовый тральщик «Александр Обухов» приступил к швартовным испытаниям. Корабль противоминной защиты проекта 12700 «Александрит» был запущен в производство на верфях «Средне-Невского судостроительного завода» в 2011 году и спущен на воду в конце июня 2014 года. В публикации также сообщается о том, что ходовые испытания нового корабля начнутся в июне текущего года, а уже в сентябре тральщик пройдет государственные испытания. После завершения всех испытаний состав ВМФ РФ пополнит первая в его истории боевая единица, корпус которой сделан из монолитного пластика, изготовленного вакуумно-диффузным способом.
Выбор композитного материала, представляющего собой многослойный стеклопластик, обусловлен тем, что композит является абсолютно немагнитным материалом, по прочности не уступающим стали и имеющим значительно меньший вес. Для морского охотника за минами отсутствие магнитного поля является важным фактором, существенно повышающим его шансы остаться незамеченным. Такой тральщик практически не имеет собственной магнитной сигнатуры, а значит, не обнаруживается магнитометрами подводных лодок, системами самонаведения торпед и датчиками морских мин. Существует множество типов мин и торпед, взрыватели которых запрограммированы на взрыв, реагируя на аномальное магнитное поле массивных металлических объектов, поэтому одним из главных способов избежать включения детонации боезаряда является метод уменьшения собственного магнитного поля корабля. Этого можно достичь за счет применения специальных электромагнитных приборов, а также используя немагнитные материалы при постройке корабля. Сообщается, что остальные конструктивные элементы нового тральщика, оборудование и даже детали такелажа будут изготовлены из немагнитных материалов или слабомагнитных металлических сплавов.
Проект тральщика разрабатывался с учетом новейших научных и технических трендов в сфере противоминной обороны. Разработчиком проекта является Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», руководитель которого Александр Шляхтенко рассчитывает на то, что этот проект станет основой для создания целой серии многоцелевых кораблей последующих поколений.
Изготовитель корабля, закрытое акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод», является единственным в России предприятием, обладающим соответствующими технологиями и опытом строительства кораблей с цельными пластиковыми корпусами. Для того, чтобы иметь возможность строить корабли такого типа, в начале 2000-х годов заводом была произведена закупка за рубежом современной производственной линии и необходимого программного обеспечения, а также создано новое экспериментальное производство.
Кроме преимуществ немагнитного материала, пластиковый корабельный корпус имеет еще одно важное свойство – он лишен такого существенного недостатка как подверженность коррозии. Считается, что по причине устойчивости к коррозии в морской воде цельнопластиковый корпус прослужит значительно дольше, нежели корпус из стали. Расчетный срок службы композитного тральщика составляет 35 лет. Проектом предусмотрено использование кораблем современных гидроакустических приборов, расположенных как на его борту, так и на внешних носителя – подводных дистанционно управляемых аппаратах, составляющих единый противоминный контур с обычным тральным вооружением.
Длина минного тральщика «Александр Обухов» составляет примерно 62 метра, ширина – около 11 метров, наибольшая осадка – чуть более 2,5 метра. Компактные размеры и небольшая осадка позволят этому кораблю успешно действовать в акваториях с малыми глубинами – проливах, отмелях и прибрежной полосе. Совокупной мощности четырех дизель-генераторов в 2500 лошадиных сил достаточно для того, чтобы развивать скорость в 15 узлов. Численность экипажа различными источниками указывается разная, однако очевидно, что для такого класса кораблей она составляет примерно 30–40 человек. Время автономной работы тральщика составляет около десяти суток.
На вооружении «Александра Обухова» имеется 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, которая используется для поражения воздушных объектов на дальности до 4000 метров и лёгких надводных целей – на дистанциях до 5000 метров. Кроме того, на корабле предусмотрено наличие ПЗРК «Игла», морских мин различных типов и классов, минно-трального оборудования, радиолокационного и радиоэлектронного вооружения. Тактическое ударное оружие на кораблях такого класса обычно не устанавливается.
Несмотря на заявление представителей завода-изготовителя и оборонных ведомств о том, что «Александр Обухов» является самым крупным в мире кораблем с композитным корпусом, известно, что Шведский королевский флот уже имеет в своем составе четыре корвета класса «Висбю» (Visby-class corvette), корпус которых изготовлен из композитных пластиковых материалов по технологии «стелс». Длина этих кораблей достигает почти 73 метров, однако пока нет точных сведений о том, являются ли их корпуса цельнолитыми или они изготовлены из отдельных сегментов.
Заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщал о планах военно-морского руководства страны построить до тридцати подобных типов кораблей в течение ближайших 20–30 лет. В частности, три композитных тральщика будут построены уже в срок до 2018 года. Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков на торжественной церемонии спуска на воду «Александра Обухова» высказал мысль о том, что новый корабль является «непростым по своим характеристикам». Членам экипажа тральщика из пластика предстоит непростая задача по освоению современной электроники.
Комментарии к данной статье отключены.