Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В конце декабря 1939 г. во время начавшейся советско-финской войны в Управлении кадров ГУ ВВС РККА в Москве был сформирован штаб 145-го истребительного авиационного полка, который убыл в распоряжение командования ВВС 9-й Армии Северо-Западного фронта, где в середине января 1940 г. формирование было завершено путем включения в состав полка двух эскадрилий из 38-го ИАП и одной эскадрильи из 20-го ИАП, после чего новая авиачасть приняла участие в советско-финской войне 1939-40 гг. (летчиками полка в 4 воздушных боях было сбито, по советским данным, 5 самолетов противника). На фронтах Великой Отечественной войны 145-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей 7-й Воздушной Армии Карельского фронта из состава действующей армии 13 января 1945 г.
4 апреля 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 145-й ИАП был преобразован в 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнен 9941 боевой вылет, в 256 групповых воздушных боях сбито 226 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 229 самолетов и 53 летчика.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-16. 145-й ИАП встретил начало войны, имея в боевом составе 56 истребителей И-16 (из них 4 неисправных) Они интенсивно использовались в боях, постепенно сокращаясь в численности из-за отсутствия пополнений и до начала декабря 1941 г. все были потеряны по боевым и небоевым причинам.
МиГ-3. Истребители Микояна и Гуревича появились в боевом составе 145-го ИАП 12 июля 1941 г., когда полк получил 4 самолета из резерва ВВС Ленинградского Военного округа. Три из них были потеряны в ходе эксплуатации летом и осенью того же года, а последняя оставшаяся в строю машина была, судя по всему, в декабре 1941 г. передана во вновь формирующийся 609-й ИАП.
ЛаГГ-3. 20 июля 1941 г. 145-й ИАП получил 15 новых самолетов ЛаГГ-3 с авиазавода № 21, которые были освоены личным составом полка одновременно с ведением боевой работы на И-16. 1 декабря того же года было получено еще 12 «ЛаГГов», и часть, переформированная к тому времени по двухэскадрильному штату, была целиком укомплектована истребителями Лавочкина, Горбунова и Гудкова, которые находились на вооружении 19-го Гв.ИАП, судя по всему, до мая 1942 г. После этого полк был полностью перевооружен на иностранную технику. Всего в боях и летных происшествиях было потеряно 40 ЛаГГ-3.
«Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства). Первые ленд-лизовские машины появились на вооружении 145-го ИАП в начале февраля 1942 г. – одна эскадрилья была укомплектована «Харрикейнами», которые летный состав освоил в боевых условиях. Эти машины эксплуатировались непродолжительное время – до начала мая того же года, после чего были сданы на укомплектование вновь сформированных авиаполков ПВО Мурманска, а 19-й Гв.ИАП был перевооружен на более совершенную иностранную технику. Безвозвратные потери «Харрикейнов» по всем причинам составили 13 самолетов.
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). 12 мая 1942 г. 19-й Гв.ИАП получил 16 ленд-лизовских истребителей «Аэрокобра», которыми были вооружены две из трех эскадрилий полка. Самолеты этого типа различных модификаций эксплуатировались личным составом части до момента вывода 19-го Гв.ИАП из состава действующей армии в январе 1945 г. Потери за этот период по боевым и небоевым причинам составили 92 «Аэрокобры».
«Киттихаук» (Curtiss P-40 Warhawk/Kittyhawk производства США). Истребителями данного типа 19-й Гв.ИАП был пополнен одновременно с «Аэрокобрами» – 10 экземпляров получено 17 мая 1942 г. для укомплектования одной из трех эскадрилий полка. Эксплуатировался этот тип, с периодическими пополнениями, до конца июня 1943 г., после чего все «Киттихауки» были сданы в другие части 7-й ВА. Потери истребителей этого типа составили 13 машин.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации