• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    13

    19-й Гвардейский истребительный авиационный полк

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    12 February '15

    Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    ​Командир эскадрильи 19-го Гв.ИАП Иван Дмитриевич Гайдаенко в кабине своей "Аэрокобры" (архив И.Д. Гайдаенко) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    Командир эскадрильи 19-го Гв.ИАП Иван Дмитриевич Гайдаенко в кабине своей «Аэрокобры»
    (архив И.Д. Гайдаенко)

    В конце декабря 1939 г. во время начавшейся советско-финской войны в Управлении кадров ГУ ВВС РККА в Москве был сформирован штаб 145-го истребительного авиационного полка, который убыл в распоряжение командования ВВС 9-й Армии Северо-Западного фронта, где в середине января 1940 г. формирование было завершено путем включения в состав полка двух эскадрилий из 38-го ИАП и одной эскадрильи из 20-го ИАП, после чего новая авиачасть приняла участие в советско-финской войне 1939-40 гг. (летчиками полка в 4 воздушных боях было сбито, по советским данным, 5 самолетов противника). На фронтах Великой Отечественной войны 145-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей 7-й Воздушной Армии Карельского фронта из состава действующей армии 13 января 1945 г.

    ​Летчик 145-го ИАП Виктор Миронов принимает поздравления с очередной победой от комиссара части у истребителя И-16, лето 1941 г. (http://waralbum.ru) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    Летчик 145-го ИАП Виктор Миронов принимает поздравления с очередной победой от комиссара части у истребителя И-16, лето 1941 г.
    (http://waralbum.ru)

    4 апреля 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 145-й ИАП был преобразован в 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

    Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнен 9941 боевой вылет, в 256 групповых воздушных боях сбито 226 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 229 самолетов и 53 летчика.

    В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

    ​Летчики 145-го ИАП у истребителя И-16 (архив И.Д. Гайдаенко) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    Летчики 145-го ИАП у истребителя И-16
    (архив И.Д. Гайдаенко)

    И-16. 145-й ИАП встретил начало войны, имея в боевом составе 56 истребителей И-16 (из них 4 неисправных) Они интенсивно использовались в боях, постепенно сокращаясь в численности из-за отсутствия пополнений и до начала декабря 1941 г. все были потеряны по боевым и небоевым причинам.

    ​И-16 из состава 145-го ИАП, на котором в августе 1941 г. летал будущий Герой Советского Союза Леонид Гальченко (рисунок автора) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    И-16 из состава 145-го ИАП, на котором в августе 1941 г. летал будущий Герой Советского Союза Леонид Гальченко (рисунок автора)

    МиГ-3. Истребители Микояна и Гуревича появились в боевом составе 145-го ИАП 12 июля 1941 г., когда полк получил 4 самолета из резерва ВВС Ленинградского Военного округа. Три из них были потеряны в ходе эксплуатации летом и осенью того же года, а последняя оставшаяся в строю машина была, судя по всему, в декабре 1941 г. передана во вновь формирующийся 609-й ИАП.

    ​Летчики 145-го ИАП у истребителя МиГ-3 (архив И.Д. Гайдаенко) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    Летчики 145-го ИАП у истребителя МиГ-3
    (архив И.Д. Гайдаенко)

    ЛаГГ-3. 20 июля 1941 г. 145-й ИАП получил 15 новых самолетов ЛаГГ-3 с авиазавода № 21, которые были освоены личным составом полка одновременно с ведением боевой работы на И-16. 1 декабря того же года было получено еще 12 «ЛаГГов», и часть, переформированная к тому времени по двухэскадрильному штату, была целиком укомплектована истребителями Лавочкина, Горбунова и Гудкова, которые находились на вооружении 19-го Гв.ИАП, судя по всему, до мая 1942 г. После этого полк был полностью перевооружен на иностранную технику. Всего в боях и летных происшествиях было потеряно 40 ЛаГГ-3.

    ​ЛаГГ-3 из состава 145-го ИАП, на котором в августе 1941 г. летал командир эскадрильи капитан Александр Зайцев (рисунок автора) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    ЛаГГ-3 из состава 145-го ИАП, на котором в августе 1941 г. летал командир эскадрильи капитан Александр Зайцев
    (рисунок автора)

    «Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства). Первые ленд-лизовские машины появились на вооружении 145-го ИАП в начале февраля 1942 г. – одна эскадрилья была укомплектована «Харрикейнами», которые летный состав освоил в боевых условиях. Эти машины эксплуатировались непродолжительное время – до начала мая того же года, после чего были сданы на укомплектование вновь сформированных авиаполков ПВО Мурманска, а 19-й Гв.ИАП был перевооружен на более совершенную иностранную технику. Безвозвратные потери «Харрикейнов» по всем причинам составили 13 самолетов.

    ​Летчик 19-го Гв.ИАП Владимир Габринец (сверху) наблюдает за тем, как технический персонал готовит к вылету его «Аэрокобру», 1942 г. (K. Geust & G. Petrov, “Red Stars In The Sky”) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    Летчик 19-го Гв.ИАП Владимир Габринец (сверху) наблюдает за тем, как технический персонал готовит к вылету его «Аэрокобру», 1942 г.
    (K. Geust & G. Petrov, “Red Stars In The Sky”)

    «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). 12 мая 1942 г. 19-й Гв.ИАП получил 16 ленд-лизовских истребителей «Аэрокобра», которыми были вооружены две из трех эскадрилий полка. Самолеты этого типа различных модификаций эксплуатировались личным составом части до момента вывода 19-го Гв.ИАП из состава действующей армии в январе 1945 г. Потери за этот период по боевым и небоевым причинам составили 92 «Аэрокобры».

    ​P-400 «Аэрокобра» из состава 19-го Гв.ИАП, на котором в 1942 г. летал старший лейтенант Иван Гайдаенко (рисунок автора) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    P-400 «Аэрокобра» из состава 19-го Гв.ИАП, на котором в 1942 г. летал старший лейтенант Иван Гайдаенко
    (рисунок автора)
    ​P-400 «Аэрокобра» из состава 19-го Гв.ИАП, на котором в 1942 г. летал Герой Советского Союза капитан Иван Бочков (рисунок автора) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    P-400 «Аэрокобра» из состава 19-го Гв.ИАП, на котором в 1942 г. летал Герой Советского Союза капитан Иван Бочков
    (рисунок автора)
    ​Летчики 19-го Гв.ИАП у истребителя P-40 (архив И.Д. Гайдаенко) - 19-й Гвардейский истребительный авиационный полк | Warspot.ru
    Летчики 19-го Гв.ИАП у истребителя P-40
    (архив И.Д. Гайдаенко)

    «Киттихаук» (Curtiss P-40 Warhawk/Kittyhawk производства США). Истребителями данного типа 19-й Гв.ИАП был пополнен одновременно с «Аэрокобрами» – 10 экземпляров получено 17 мая 1942 г. для укомплектования одной из трех эскадрилий полка. Эксплуатировался этот тип, с периодическими пополнениями, до конца июня 1943 г., после чего все «Киттихауки» были сданы в другие части 7-й ВА. Потери истребителей этого типа составили 13 машин.

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября
    Поделиться
    • 7
    • 1
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (3)
    «Братские могилы» над Житомиром на Warspot.ru
    «Братские могилы» над Житомиром
    Последний день Антона Хафнера на Warspot.ru
    Последний день Антона Хафнера
    Дутый мировой рекорд на Warspot.ru
    Дутый мировой рекорд
    «Солдатам не положено думать, за них думает фюрер…» на Warspot.ru
    «Солдатам не положено думать, за них думает фюрер…»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (3)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google