Если человеку, интересующемуся историей боевой авиации, но не обременённому большими знаниями в этой области, задать вопрос: «Самолёту какого типа принадлежит первая официально подтверждённая противником воздушная победа лётчиков Великобритании во Второй мировой войне?» и, убедившись в его незнании, предложить угадать, то ответ, скорее всего, будет «Харрикейн», «Спитфайр», в крайнем случае – «Гладиатор»…
Между тем на самом деле честь открыть боевой счёт королевских авиаторов удалось завоевать далеко не такому известному «воздушному персонажу», а именно – двухместному палубному истребителю (впоследствии переквалифицированному в пикирующий бомбардировщик) Blackburn Skua. Произошло это, без преувеличения, знаменательное событие при следующих обстоятельствах.
После объявления Великобританией войны гитлеровской Германии 3 сентября 1939 года самому мощному в мире военному флоту Его Величества было предписано осуществлять морскую блокаду противника. 25 сентября главные силы флота метрополии в составе линкоров «Нельсон» и «Родней», линейных крейсеров «Худ» и «Ринаун», авианосца «Арк Ройал», а также нескольких лёгких крейсеров и эсминцев во время патрулирования в Северном море получили приказ сместиться к острову Гельголанд для принятия в эскадру и сопровождения домой повреждённой английской субмарины «Спирфиш».
Таким образом, утром 26 сентября британское соединение вошло в пределы досягаемости немецкой гидроавиации, действовавшей с береговых гидроаэродромов. Незваные гости не заставили себя долго ждать: вскоре недалеко от эскадры появилась летающая лодка «Дорнье» Do 18, которую обнаружил патрульный «Суордфиш» с «Арк Ройала».
На перехват немецкого разведчика с палубы авианосца была выпущена девятка «Скьюи» из состава 800-й и 803-й эскадрилий FAA (Fleet Air Arm – Морская авиация Великобритании).
Пока английские перехватчики набирали высоту, к первому «Дорнье» присоединились ещё две однотипных летающих лодки, которые кружили в воздухе невдалеке от кораблей на разных направлениях. Пришлось атакующим перехватчикам разделиться на три тройки, каждая из которых попыталась перехватить свою цель. Двум немецким лодкам удалось благополучно ускользнуть, но третьей не повезло: пулемётные очереди четырёх крыльевых «Браунингов», выпущенные истребителем 803-й эскадрильи с серийным номером L2873, в кабине которого сидели пилот лейтенант МакИвен (B. S. McEwen) и воздушный стрелок петти-офицер Сеймур (B. M. Seymour), пробили радиатор одного из двигателей «Дорнье», и немецкий гидросамолёт совершил вынужденную посадку в море.
Подошедший британский эсминец «Сомали» поднял на борт экипаж разведчика (Lt. z. S. W. von Reitzenstein, Lt. z. S. E. Körner, Uffz. W. Heckt, Uffz. F. Schmalfeldt) и взял в плен. Сбитым оказался Do 18D-3 W.Nr. 731 с бортовым кодом «M7+YK» из состава 2-й эскадрильи 506-й береговой авиагруппы люфтваффе (2./Ku.Fl.Gr.506), который вылетел на разведывательное сопровождение британского флота с гидроавиабазы «Гернум» (Hörnum), расположенной на острове Зюльт у западного побережья Дании, но так никогда и не вернулся обратно.
Комментарии к данной статье отключены.