Британский De Havilland DH.98 Mosquito – один из самых необычных самолётов Второй мировой войны по концепции. За годы войны этот деревянный аэроплан освоил множество «профессий» и заслужил уважение как среди британцев и их союзников, так и в стане врагов. Однако военным всегда хочется чего-то ещё лучшего, а конструкторы всегда готовы им это предложить – для начала на бумаге, а уж потом как получится… Далее рассказ пойдёт о нереализованных проектах развития концепции «Москито» – DH.99/DH.101, DH.102, «Jet Mosquito».
Для начала небольшое замечание: всё, что летало и стреляло или должно было летать и стрелять, в Великобритании попадало под требования спецификаций, издаваемых Министерством Авиации. Спецификация могла выдаваться уже под готовый проект какой-либо авиафирмы, который заинтересовал Air Ministry – так появился знаменитый Supermarine Spitfire (спецификация F.37/34) или предок наших героев De Havilland Mosquito (спецификация B.1/40), однако чаще фирмы предлагали Министерству свои самолёты по выдаваемым для них требованиям.
DH.99/DH.101
Спецификация B.11/41 была написана в ноябре 1941 года и фактически являлась описанием довольно интересного проекта Hawker P.1005. По своей идеологии он был близок «Москито» и должен был стать его заменой – это был такой же скоростной невооружённый бомбардировщик, но заметно крупнее, двигатели его были мощнее (два Нэпир «Сейбр»), бомбовая нагрузка и скорость по сравнению с «Мосси» также были увеличены. Кроме того, самолёт после модернизации должен был выполнять функции дальнего истребителя. Официально спецификация B.11/41 была выпущена в марте 1942 года.
Естественно, на De Havilland не хотели уступать конкурентам нишу скоростного бомбардировщика, с большим трудом завоёванную «Москито» в битвах со скептиками. Так, осенью 1941 года появился проект DH.99, получивший неофициальное прозвище «Супермоскито» или «Заряженный Мосси» («Hotted-up Mossie»). В декабре проект был переименован в DH.101, а индекс DH.99 был отдан под нереализованный проект лёгкого двухмоторного гражданского самолёта (кроме того, ещё до описываемой истории он принадлежал первому проекту реактивного истребителя De Havilland, ставшему затем знаменитым «Вампиром»).
Кроме Hawker и De Havilland, в конкурсе приняла участие фирма Miles со своим очень нетрадиционным M.39.
Как и самолёт от Хаукер, DH.101 конструировали с двумя «Сейбрами». Внешне «Супермосси» был увеличенным в полтора раза «Москито», он мог нести больше бомб на большее расстояние с большей скоростью и на большей высоте. Позволял это сделать новый мощный 24-цилиндровый H-образный мотор Napier «Sabre». Экипаж самолёта состоял уже из трёх, а не двух человек, максимальная скорость с двигателями «Sabre» первых модификаций достигала 671 км/ч на высоте 7925 м, а с готовившейся более мощной модификацией «Sabre» в 2180 л.с. скорость возрастала бы до 692 км/ч. Внутри фюзеляжа в бомбоотсеке помещалось до 4000 фунтов (1814 кг) бомб, ещё 2000 фунтов (907 кг) смертельного груза подвешивалось под крылом. Самолёт мог нести такую нагрузку на расстояние порядка 1500 миль (2400 км), а с дополнительными внешними топливными баками – на 1700 миль (2700 км). С максимальной бомбовой нагрузкой максимальная скорость определялась в 405 миль/час (650 км/ч), а потолок в 27 300 футов (8300 м). С поздними модификациями «Сейбра» самолёт должен был забираться на 35 000 футов (10 700 м). Размах крыла DH.101 составлял 21,3 метра, площадь крыла – 66 кв. метров.
По спецификации B.11/41 новый скоростной бомбардировщик мог также исполнять роль тяжёлого истребителя. В этом варианте DH.101 нёс фиксированное вооружение из четырёх 20-мм пушек Hispano или такого же количества стволов калибра 40 мм. Бомбардировщик был принят весьма благосклонно – отмечались преемственность деревянной конструкции с «Москито», использование мощных моторов, отсутствие сложных и снижающих скоростные характеристики самолёта оборонительных установок.
Однако, несмотря на характеристики, превышающие ТТХ основного конкурента Hawker P.1005, самолёт не был реализован. 4 апреля 1942 года De Havilland уведомили о невозможности получения для нового самолёта моторов «Сейбр», что вполне объяснимо – фирма Napier в то время не справлялась с серийным выпуском своего супермотора. Он был крайне ненадёжен, а производственная база компании не разрешала наладить его выпуск в количестве, достаточном для оснащения DH.101 или его конкурентов по требованию Министерства Авиации. В итоге было предложено переделать проект под мотор с жидкостным охлаждением Rolls-Royce Griffon или под звёздообразный Bristol Centaurus, но на De Havilland отказались, справедливо решив, что с ними характеристики DH.101 неизбежно просядут. Проект был закрыт.
DH.102
Откинув идею с переделкой DH.101 под «Гриффон» или «Центавр» и выйдя из конкурса по спецификации B.11/41, на De Havilland начали новый, менее революционный проект DH.102, получивший условное именование Mosquito II, или «Замена Москито». «Сто второй» в общих чертах повторял своего предка «Москито» и в финальной версии оснащался двигателями Rolls-Royce Merlin 61 с двухскоростным нагнетателем (первоначально в качестве силовой установки рассматривался и Rolls-Royce Griffon), но был трёхместным, а кабина экипажа была герметичной. Бомбовая нагрузка самолёта нового проекта была существенно выше, чем у «Мосси», и составляла 5000 фунтов (2268 кг), расчётная скорость немного меньше. Размеры DH.102 уступали DH.101, но были больше, чем у DH.98.
Под проект Mosquito II Министерство Авиации написало спецификацию B.4/42, затем были заказаны два прототипа с серийными номерами MP478 и MP481 и начата их постройка. К середине осени 1942 стало ясно, что на De Havilland к DH.102 относились совсем без энтузиазма – фирма отдавала приоритет двум другим большим работам: над реактивным DH.100 (будущий «Вампир») и над двухмоторном истребителем с «Мерлинами» 61 (DH.103 «Хорнет»). Применение «Мерлинов» с двухскоростным нагнетателем на уже выпускаемом «обычном» «Москито» позволяло освободить силы компании для по-настоящему перспективных проектов. Недолго поразмыслив над ситуацией, военный заказчик согласился с De Havilland, и 26 декабря 1942 года заказ на DH.102 был аннулирован.
Реактивный «Москито»
Январем 1942 года датируется проект реактивного «Москито», оснащённого двумя ТРД Halford H.1. Этот двигатель стал вторым реактивным в Великобритании, разрабатывался Фрэнком Халфордом с апреля 1941 года, а в 1943 году его фирма была куплена De Havilland, и мотор стал известен как De Havilland Goblin. Вариант «Джет Москито», датированный июнем 1942 г., говорит о следующих расчётных ТТХ: скорость 445 миль/час (716 км/ч) на высоте 40 000 футов (12 200 м), бомбовая нагрузка 2000 фунтов (907 кг). Проект не получил на De Havilland внутреннего цифрового индекса и обозначался просто как «Самолёт A» (Aircraft A). Размах крыльев составлял 19,81 метра, длина 15,09 метров – оба размера существенно меньше, чем у проекта DH.101 и больше, чем у «Москито».
На фирме считали, что новые ТРД будут гораздо проще по конструкции, чем поршневые «Сейбры», но окончательно про них не забыли и прорабатывали с ними вариант «Самолёта B» (Aircraft B). Интересной особенностью этого варианта были соосные воздушные винты противовращения. Работы и над «Самолетом A», и над «Самолетом B» остановились на стадии предэскизного проектирования. К сожалению, графической информации по этим проектам, как и по DH.99/DH.101 с DH.102, сохранилось крайне мало.
Таким образом, развитие конструкций бомбардировщиков на базе «Москито» не состоялось, зато сам «Мосси» в модификации бомбардировщика к концу войны по своим характеристикам здорово продвинулся вперёд, оставаясь по прежнему столь же неуловимым для своих противников, а его истребительная ветвь всё же получила своё завершение в виде самого быстрого двухмоторного серийного самолёта с поршневыми двигателями – DH.103 Hornet.
Комментарии к данной статье отключены.