Несмотря на октябрьское решение 1939 года о списании бомбардировщиков «Фейри Бэттл» из эскадрилий первой линии и разгромные потери во французской кампании, в дальнейшем эти самолёты вполне успешно воевали до конца Битвы за Британию, а потом ещё поучаствовали в боях на двух «заморских» фронтах.
К моменту завершения Французской кампании на «Бэттлах» воевали шесть эскадрилий, седьмая играла роль тренировочной, а оставшиеся две существовали только на бумаге, ещё в мае передав весь оставшийся персонал и технику на усиление других частей.
15 июня все исправные машины, общим числом более 60, «своим лётом» добрались до Англии, а «безлошадные» лётчики и наземный эшелон эвакуировались наземным и морским транспортом. Последний этап оказался довольно рискованным. Например, 98-я эскадрилья, в боях не участвовавшая и до того нёсшая потери только в авариях и катастрофах, потеряла значительную часть личного состава на потопленном немецкой авиацией войсковом транспорте (бывшем океанском лайнере) «Ланкастрия».
Сразу после возвращения из Франции разгромленные 105-я и 218-я эскадрильи были восстановлены (фактически сформированы заново) уже на двухмоторных бомбардировщиках «Бленхейм» Mk.IV, а остальные части прошли переформирование с сохранением прежнего типа самолётов, при этом 98-ю из тренировочной переквалифицировали в боевую, но вместе с ещё двумя эскадрильями передали в Береговое командование. В Бомбардировочном командовании, таким образом, осталось только четыре эскадрильи одномоторных бомбардировщиков: №№ 12, 103, 142 и 150.
«Бэттлы» Битвы за Британию
В июле части достигли боеспособности и могли быть использованы в боевых действиях. О дневном применении по понятным причинам не могло быть и речи, для рейдов на Германию «Бэттлам» не хватало дальности, поэтому оставались только ночные удары по целям на оккупированной территории Нидерландов, Бельгии и Франции.
Первые вылеты экипажи выполняли по двум основным типам целей: немецким аэродромам в Бельгии и французским портам, где уже базировались немецкие «шнелльботы». Совсем скоро их усилия сосредоточились на Булони и Кале, где по данным разведки немцы собирали десантные плавсредства для операции «Морской лев».
Ввиду устаревания самолёта и озвученного ещё в октябре 1939 года желания командования побыстрее избавиться от него, вооружать «Бэттлами» ещё какие-нибудь строевые части не предполагали, но когда началось формирование четырёх польских бомбардировочных эскадрилий, для ускорения и упрощения переучивания им решили выделить этот «антиквариат», а уже потом провести перевооружение на более современные типы.
Первыми в июле 1940 года сформировали 300-ю и 301-ю эскадрильи, в августе за ними последовали 304-я и 305-я. В сентябре первая пара польских дивизионов достигла боеготовности и с 14 числа их экипажи присоединились к своим британским коллегам в ночных рейдах на порты. Подготовка второй пары частей несколько затянулась и вступить в бой на одномоторниках они просто не успели, покольку к концу ноября Бомбардировочное Командование наконец исключило бомбардировщики «Фейри» из боевого состава, заменив их на «Веллингтоны».
Первой ещё в сентябре от старой матчасти избавилась 150-я эскадрилья, а последней 300-я в конце ноября, но отдельные машины ещё некоторое время оставались на балансе частей и использовались в качестве тренировочных и курьерских.
Как и на позднем этапе Битвы за Францию, ночные рейды «Бэттлов» с территории Англии оказались скорее беспокоящими и не особенно эффективными, но зато и почти бескровными для нападающих. Хотя о полной безопасности, разумеется, не могло быть речи.
Список потерь самолётов этого типа в Битве за Британию открыли два экипажа 142-й эскадрильи, в ночь на 29 июля не вернувшиеся из рейда по аэродромам в районе Брюсселя, а трое суток спустя свою лепту внесли собственные ночные истребители, ошибочно сбившие «Бэттл» 12-й эскадрильи, вылетевший для удара по «портам вторжения». В августе противник сбил три машины, в сентябре – две, а в заключительный месяц боевого применения бомбардировщиков «Фейри» на Западном фронте все потери они несли только по небоевым причинам.
Последней их операцией стали проведённые в ночь на 16 октября рейды 12-й и 142-й эскадрилий на Кале и 301-й на Булонь, завершившие историю боевого применения «Бэттлов» в Бомбардировочном Командовании Королевских ВВС.
«Бэттлы» Берегового Командования
Как уже было упомянуто выше, после эвакуации из Франции три эскадрильи оказались переведены из бомбардировочных в морские патрульные.
88-я и 226-я ещё в июне обосновались под Белфастом и вскоре приступили к контролю акватории Западных подходов и противолодочному патрулированию над ними. Попутно они наблюдали за прибрежными водами Северной Ирландии, дабы не допустить возможной высадки вражеских агентов и готовились выполнять бомбардировочные рейды по плацдармам в случае высадки немецких десантов на острове.
В подобной, пусть и не мирной, но достаточно спокойной деятельности низкие характеристики и слабые оборонительные возможности не являлись особой проблемой, но продолжительность полёта хотелось бы побольше, а обзор вниз получше.
В феврале 1941 года в 88-й эскадрилье «Бэттлы» разбавили двухмоторниками «Бленхейм» Mk.I и «Бостон» Mk.I и Mk.II, а в мае 226-я прошла перевооружение на «Бленхейм-IV», после чего вернулась в Англию в прежней бомбардировочной роли. В июле за ней последовала 88-я, пройдя затем перевооружение с прежних трёх типов на смесь из «Бленхеймов» Mk.IV и «Бостонов» Mk.III.
Бывшую тренировочную 98-ю эскадрилью командование поначалу предполагало расформировать, но в середине июля приняло решение включить её в состав оккупационных сил в Исландии. В течение пяти дней часть получила полный комплект самолётов с баз хранения и 26 июля начала перегонять их из-под Лондона на север Шотландии для последующего «прыжка» на предельную дальность до Исландии.
На этом этапе произошла задержка. Запаса топлива в баках «Бэттла» едва хватало для полёта по прямой и любые отклонения от курса могли стать смертельными для экипажей, поэтому им пришлось несколько недель дожидаться хорошей погоды. Только 27 августа половина эскадрильи (флайт “A” во главе с комэском) перелетела к новому месту базировния и через несколько дней начала патрулирование окружающих вод.
Следующего периода благоприятных метеоусловий пришлось ждать ещё пару недель, но 14 сентября флайт “B” тоже прибыл на место. Исландские «Бэттлы» занимались контролем судоходства, борьбой с немецкими подводными лодками и при необходимости должны были помогать оборонять остров от воздушного и морского противника.
Осенью и зимой 1940 года стояла преимущественно плохая погода, серьёзно ограничивавшая действия авиации, но с началом весны число боевых вылетов резко возросло. Во время патрулирования 29 марта сержант Тэлбот (Talbot) обнаружил идущую на перископной глубине подводную лодку и сбросил на нее 250-фунтовую бомбу, проведя первую с начала войны реальную, а не учебную атаку 98-й эскадрильи. Подлодка выполнила срочное погружение и скрылась из вида.
Вторую с начала войны атаку довелось провести пайлот-офицеру Дайеру (Dyer), 9 июня отбомбившемуся по всплывшей подлодке. Его стрелок доложил, что сразу после разрыва бомб лодка задрала нос (или корму) почти вертикально, но вряд ли это было связано с поражением субмарины.
Днём ранее в состав 98-й включили доставленный морем флайт «Харрикейнов», которому и передали всю патрульную активность части, а старые «Бэттлы» перевели на курьерские полёты и прочие вспомогательные роли. Но не надолго, потому что 15 июля эскадрилью расформировали, а её истребительное подразделение преобразовали в отдельный флайт.
На этом бомбардировщики «Фейри Бэттл» окончательно исчезли из боевого состава RAF.
«Бэттлы» заморских сражений
10 июня 1940 года в разгар французской кампании открылся ещё один театр боевых действий – средиземноморско-африканский, на котором среди прочих типов самолётов вступили в бой и «Бэттлы». Но не британские, а принадлежавшие ВВС Южно-Африканского Союза.
Правительство этого доминиона приобрело для ознакомления один такой аппарат в начале 1939 года. В апреле он был получен и облётан, но на момент вступления в войну Италии так и оставался единственным самолётом этого типа в составе SAAF: хотя первая партия из поставок военного времени уже прибыла в Южную Африку, она ещё не успела поступить на баланс ВВС.
С началом боевых действий «ознакомительный» бомбардировщик отправили в Кению в состав недавно сформированной на бипланах «Хартбист» 11-й эскадрильи SAAF, где им немедленно «завладел» командир этой части майор Роберт Преллер (Robert H. Preller). Но провоевала эта машина всего несколько дней и уже 17 июня во время одиночного разведполёта, совмещённого с «неавторизованной» штурмовкой попавшегося на глаза аэродрома, она дважды попала под зенитный огонь. Сами по себе повреждения оказались небольшими, но пробитый радиатор сделал невозможным возвращение на базу. Пилот тянул, пока мотор окончательно не заклинило, а потом совершил вынужденную посадку, после которой экипаж ждал тяжёлый двухдневный переход через пустыню «на своих двоих».
Ещё через несколько дней 11-я южноафриканская передала свои бипланы в специально сформированную для этого эскадрилью, а сама убыла на юг за новой техникой. На фронт она вернулась в середине августа и с 19 числа возобновила выполнение боевых вылетов.
Действуя на южном фронте Восточно-Африканской кампании сначала в Сомали, а позже в Абиссинии, «Бэттлы» летали на разведку, штурмовали войска и проводили налёты на аэродромы противника.
В первых рейдах их пытались перехватить только двухместные истребители-разведчики «Ромео» Ro.37bis, от которых «Фейри» либо отрывались, пользуясь превосходством в скорости, либо без особых проблем отбивались в маневренном бою, а 7 сентября 1940 года один из экипажей даже одержал воздушную победу.
Перед «Фиатом» CR.32 у «Бэттла» тоже было заметное преимущество в скорости, но если дело всё же доходило до воздушного боя, бомбардировщикам приходилось туго. Уже 12 сентября итальянские истребители сбили две машины. Впрочем, воздушные бои проходили всё же достаточно редко и африканцы отделались относительно дешево: всего тремя потярянными самолетами.
Ещё четыре сбитых бомбардировщика списали на зенитный огонь, один – на неуточнённое воздействие со стороны противника, а в шести случаях в сводке значилось просто «разбился».
Кампания ещё продолжалась, но в мае 1941 года боевые действия на южном фронте уже завершились и экипажи «Бэттлов» перешли к вылетам на контроль собственной территории. В июне 11-я эскадрилья сменила номер на 15-й и вскоре вернулась на территорию ЮАС, где осенью начала перевооружение на двухмоторные бомбардировщики «Мэриленд».
В отличие от французского фронта, в боях в Восточной Африке «Фейри Бэттл» показал себя в целом неплохо. Но это произошло отнюдь не по причине выдающихся качеств самолёта, а благодаря слабости противника, не имевшего возможности ни организовать сильную противо-воздушную оборону войск, ни использовать истребители современных моделей.
«Бэттлы» на рынке вооружений
Несмотря на быстрое устаревание, в 1939 году «Фейри Бэттл» всё ещё пользовался определённым успехом на международном рынке вооружений. Крупнейшим покупателем должна была стать Польша, которой с июня 1939 по декабрь 1940 гг. предстояло поставить 750 машин. В июле 1939 года этот план урезали до 100 экземпляров, первую партию из 9 штук отправили как раз в момент начала войны, а следующие 29 подготовили к погрузке на корабль 14 сентября. Но уже 20 числа ввиду неминуемого поражения польской армии все поставки для неё отменили. Первую партию польских «Бэттлов» перенацелили, судя по всему, в Южную Африку, а второй нашли другого иностранного покупателя.
Турецкие ВВС ещё до начала войны должны были получить четыре бомбардировщика этого типа, но летом 1939 года британское правительство наложило вето на эту сделку. А осенью оно вдруг согласилось продать Турции вторую партию бомбардировщиков, подготовленных для отправки в Польшу. К месту назначения они прибыли в феврале 1940 года, а в мае поступил дополнительный тридцатый аппарат в варианте буксировщика мишеней (ещё три таких же британское командование «тормознуло» на этапе отправки).
В строю «Бэттлы» заменили двухмоторные «Хейнкели» He 111F в 3-й и 4-й тайаре бёлюк (эскадрильях), составлявших 2-й табур (батальон) 1-го хава алай (авиаполка). В турецких ВВС «Фейри» классифицировались как разведчики и лёгкие бомбардировщики и оставались в боевом составе до списания в учебные в 1944 году. Тогда в ходе общей реорганизации ВВС оба вооружённых ими подразделения преобразовали в 1-ю и 3-ю талим бёлюк (учебные эскадрильи) 3-го талим табур (учебного батальона) Хава окулу (авиашколы) турецких ВВС. А окончательно их списали в 1947 году.
Греция тоже первую сделку оформила ещё до войны, решив купить 9 машин, но летом 1939 года их реквизировали для нужд RAF и поставка сорвалась. Зато осенью правительство одобрило продажу грекам 12 машин, но, в отличие от польско-турецкой сделки, все они оказались не новыми, а «бывшими в употреблении».
Один из бомбардировщиков пошёл на дно вместе с торпедированным транспортом, а остальные в марте 1940 года благополучно прибыли в Элладу и поступили на вооружение 33-й мира вомвардизму (бомбардировочной эскадрильи).
Как и в Первую мировую, Греция намеревалась сохранять нейтралитет, но это снова оказалось несбыточной мечтой: в ночь на 28 октября 1940 года Италия предъявила ей ультиматум и на рассвете начала вторжение.
На Албанском фронте, как и в Восточной Африке, «Бэттлы» выполняли вылеты на разведку, штурмовку войск и бомбёжку аэродромов. Отзывы «пользователей» были аналогично благожелательными. В воздушных боях грекам повезло немного меньше: 15 ноября пилот одиночного «Фиата» CR.42, отвлёкшись от сопровождения разведчика, атаковал четвёрку «Бэттлов» и сбил два из них, а третий повредил, смертельно ранив наблюдателя.
Третий бомбардировщик был сбит итальянскими истребителями в марте 1941 года. Информация по потерям от зенитного огня, к сожалению, отсутствует, но, скорее всего, они тоже были небольшими, поскольку несмотря на полное отсутствие резервов и поставок новой техники эскадрилья продолжала выполнять боевые вылеты даже после начала немецкого вторжения и отступления на юг. Последний её самолёт был уничтожен во время бомбёжки аэродрома Танагра 20 апреля в день капитуляции греческих войск.
После начала Зимней войны с СССР к числу пользователей «Бэттлов» едва не добавилась Финляндия: министерство авиации в конце 1939 года одобрило поставку финнам 20 машин, которые планировалось отправить между январём и мартом 1940 года, но ни одна из них так и не покинула Британских островов. Зато в апреле 1941 года состоялась «непреднамеренная заграничная поставка», когда в результате навигационной ошибки пилота один буксировщик мишеней на базе «Бэттла» совершил посадку на территории Ирландии. Самолёт интернировали и включили в состав ирландских ВВС, где он использовался по прямому назначению вплоть до мая 1946 года.
«Бэттлы» второй линии
На момент проектирования и разворачивания серийного производства никаких специальных учебных или вспомогательных модификаций «Бэттла» делать не предполагалось, но для облегчения переучивания лётчиков разработали упрощённую систему двойного управления, которую можно было смонтировать в кабине стрелка.
В таком виде выпустили второй серийный экземпляр бомбардировщика, ставший первым, отправленным в строевую часть, плюс ещё несколько из самых ранних аппаратов. Однако популярностью такая конверсия не пользовалась по причине неудовлетворительного обзора из второй кабины и отсутствия в ней полного комплекта приборов. Да и не нужна оказалась переходная версия, потому что средний выпускник лётной школы, как выяснилось, вполне способен успешно освоить «Бэттл» и без провозных полётов.
Поэтому, пусть учебные самолёты и существовали, но подавляющее большинство пилотов прошло переучивание на обычных линейных бомбардировщиках и они же состояли на вооружении учебных частей Бомбардировочного и Тренировочного Командований.
К концу 1938 года, когда в строевых частях и на базах хранения самолётов скопилось более чем достаточно для нужд бомбардировочной авиации, «Бэттлом» заинтересовалось и Истребительное Командование: относительно высокая скорость, закрытая кабина, убирающееся шасси и двигатель «Мерлин» позволяли использовать его в качестве переходного типа при переучивании лётчиков-истребителей с бипланов прежнего поколения на современные монопланы «Харрикейн», «Спитфайр» и позже «Дефиант».
Поэтому с февраля 1939 года началось поступление линейных бомбардировщиков и машин с двойным управлением во многие истребительные эскадрильи, в которых они использовались как тренировочные и транспортно-курьерские. Обычно «Бэттлов» имелось всего по паре штук на эскадрилью, но 616-я эскадрилья Вспомогательных ВВС в мае-июне 1939 года получила их достаточно много для того, чтобы вплоть до получения в октябре «Спитфайров» их можно было считать основым вооружением части наряду с истребителями «Гонтлет». А зимой 1939–1940 гг. похожая ситуация повторилась во время формирования 234-й, 235-й, 242-й, 245-й, 253-й и 266-й эскадрилий.
В 1941–1942 гг, когда корпусная авиация (части «кооперации с армией») начала переходить с «Лайсендеров» на истребители-бомбардировщики, в её эскадрильях некоторое время тоже эксплуатировались «Бэттлы».
Ввиду устаревания самолёта и по причине выполнения плана перевооружения лёгкобомбардировочных эскадрилий RAF, все «Бэттлы» заказов 1939 года изначально предназначались не для частей первой линии, а для лётных школ и прочих учебных и вспомогательных формирований.
Первые партии машин этих заказов представляли собой стандартные бомбардировщики, но затем началась разработка специализированных вариантов. Первым появился буксировщик мишеней «Бэттл TT» (или полностью “Battle Target Tug”), на котором лебёдку разместили в бывшей кабине штурмана, «ветряк» для её привода вывели с левого борта, а снизу фюзеляжа сделали выход для буксировочного троса и специальный короб для мишеней.
Впрочем, на части буксировщиков этого короба не было, а на некоторых отсутствовал и «ветряк». Последнее могло означать установку «истребительной» лебёдки с приводом от электросистемы самолёта, но большинство таких машин, вероятно, были просто списаны из буксировщиков и переделаны в курьерские.
Прототип TT «Фейри» построила ещё в июле 1939 года, но в серию он пошёл на «Остине» с февраля 1940 года. А головная фирма тогда же приступила к выпуску учебного «Бэттла (T)» (в полном варианте названия “Battle Trainer” или “Dual-control Trainer”), предназначенного для подготовки пилотов. Учтя нарекания на старый вариант машины с двойным управлением, конструкторы убрали «оранжерею» остекления, заменив её непрозрачным каплевидным гаргротом за кабиной пилота (теперь курсанта) и полностью продублировали всю конструкцию на месте кабины стрелка, получив своебразный «двугорбый» профиль фюзеляжа машины.
Аварийный выпуск шасси и управление радиатором были возможны только из кабины курсанта, а прочие органы управления и приборное оборудование полностью дублировались. Обзор из кабины инструктора стал заметно лучше, но для обучения ночным полётам его всё же признали не лучшим, однако достаточным для опытного инструктора.
Всего с заводских конвейеров сошли 200 экземпляров «T» и 266 «TT», а также точно не установленное, но достаточно большое количество машин прошло переоборудование из ранее выпущенных бомбардировщиков силами ремонтных мастерских.
Третью модификацию – самолёт для тренировки воздушных стрелков, так и не получивший отдельного сокращённого обозначения, а в полном варианте именуемый “Battle Turret Trainer”, в серию запускать не стали, а ограничились конверсией из старых машин. Внешне это был тот же «Бэттл (T)», только с двухпулемётной гидравлической турелью «Бристоль» Тип B.I на месте второй кабины. Обычно ставили специально предназначенную для учебных машин турель Mk.VI, но могли использовать и боевую Mk.IV (как на бомбардировщиках «Бленхейм-IV» позднего выпуска).
Суммарный объём заказов на «Фейри Бэттл» составил 2435 самолётов, из которых построили 2201. Фирма «Фейри» полностью выполнила свои обязательства, до лета 1940 года выпустив 1172 машины (1 прототип, 1155 машин для RAF и 16 для бельгийских ВВС). «Остин» же до осени 1940 года построила 1029 самолётов, а остаток заказа в 234 машины отменили, чтобы не мешать переходу на выпуск четырёхмоторных бомбардировщиков «Шорт Стирлинг».
Более половины построенных «Бэттлов» ушло в доминионы для обеспечения выполнения Плана авиационной подготовки Британского Содружества, принятого в декабре 1939 года.
«Летающая парта» Британского Содружества
Главным получателем самолётов стали Королевские Канадские ВВС, куда первый «Бэттл» поступил ещё в августе 1939 года, а в течении следующих трёх лет к нему добавилось 739 экземпляров, в том числе сотня буксировщиков мишеней.
Последние использовались для тренировок в зенитной и воздушной стрельбе, линейные бомбардировщики стали «летающими партами» для пилотов и штурманов, а специально для обучения воздушных стрелков двести машин переоборудовали в «турельные тренеры».
Один из таких аппаратов оснастили двигателем «Райт Циклон» R-1820-G38 мощностью 840 л.с. как меру на случай возможного прекращения поставок «Мерлинов». Но перебоев в поступлении английских авиамоторов не произошло и «Бэттл» Mk.II так и остался в единственном экземпляре.
Королевские Австралийские ВВС в период с апреля 1940 по декабрь 1943 гг. получили около 360 «Бэттлов», из которых 30 являлись буксировщиками мишеней. Использовались эти самолёты по большей части аналогично канадским, хотя отдельные экземпляры всё же попали в прифронтовую зону. Использовались они только как курьерские и на прочих вспомагательных ролях и в боевых действиях не участвовали.
В соседнюю Новую Зеландию попали только два аппарата, да и то нелетающих, которые использовали в качестве учебных пособий для подготовки механиков.
В Индию в 1942 году поступило небольшое число буксировщиков мишеней, а в Южную Африку тогда же в дополнение к полусотне боевых «Бэттлов» 1940 года отправили полторы сотни тренировочных, которые затем использовались в лётных школах Южноафриканских и Южнородезийских ВВС.
Большинство «заморских» «Бэттлов» исключили из состава воздушных сил в середине сороковых годов, но в лётных школах RAAF они продержались на несколько лет дольше. Со списанием последних австралийских экземпляров в 1949 году история этого неоднозначного боевого самолёта завершилась.
Комментарии к данной статье отключены.