31 марта газета South China Morning Post сообщила о том, что ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) днём ранее начали учения стратегической авиации. Впервые в военной истории страны китайские бомбардировщики выполнили манёвры в небе над районом Тихого океана между Тайванем и Филиппинами. Как сообщил представитель командования ВВС НОАК полковник Шен Джинке, учения проводятся с целью повышения уровня выучки экипажей при выполнении дальних рейдов.
Командование ВВС НОАК подчёркивает, что проведение дальних учебных рейдов является обычной практикой для военной авиации многих стран, и манёвры китайских бомбардировщиков не направлены против какой-либо страны, не несут никакой угрозы и полностью соответствуют положениям международного права в отношении подобных учений. Традиционно китайское руководство даёт крайне мало информации о характере проводимых мероприятий и составе их участников, однако из открытых источников удалось выяснить, что учебные бомбометания в воздушном пространстве над проливом Баши выполняли стратегические бомбардировщики Xian H-6К Гуанчжоуского военного округа. Точное количество боевых самолётов не разглашается, однако известно, что после выполнения задания они вернулись на свою авиабазу.
Сегодня на вооружении НОАК состоит 120 стратегических бомбардировщиков и еще 40 таких самолётов несут службу в составе авиационных частей ВМФ. Двухмоторный бомбардировщик Xian H-6К является наиболее поздней версией китайской лицензионной копии российского тяжёлого реактивного бомбардировщика Ту-16 и может использоваться в качестве носителя крылатых ракет и ядерного оружия. Известно, что эти самолёты использовались для доставки ядерного заряда при выполнении испытательного воздушного взрыва над озером Лобнор на северо-западе Китая 14 мая 1965 года.
Несмотря на заявления командования НОАК об исключительно тренировочном характере проведённых манёвров, многие эксперты сходятся во мнении о демонстративности данного авиарейда. По их словам, изменив собственной оборонительной стратегии, Китай впервые откровенно обозначил свои претензии на отдалённые территории и недвусмысленно показал возможности своей стратегической авиации. Дальность полётов новейших модификаций бомбардировщиков Xian H-6К увеличена с 1800 до 3000 километров, и теперь их боевой радиус охватывает территорию от Урала и Японии до Индокитая и Индии.
По мнению аналитиков Пентагона, активное развитие китайских вооружённых сил неизбежно приведёт к попыткам Китая расширить зону своего политического влияния в регионе. Аналитические службы главного военного ведомства США отмечают заметное количественное и качественное развитие дальней авиации НОАК, совершенствование авиационного и ракетного вооружения, развитие авианосного флота, что в военном отношении приближает Китай к числу глобальных лидеров.
В настоящее время парк военных самолётов НОАК насчитывает около 3000 машин, включая транспортные и учебные единицы. Почти половину от этого числа составляют боевые самолёты истребительной и бомбардировочной авиации. Пекин стремится ускорить обновление своей авиации за счёт развития собственного производства при одновременном использовании новейших зарубежных технологий. Участвуя в международных авиавыставках, скупая новейшие образцы техники, приобретая лицензии на их производство и создавая совместные предприятия, Китай сегодня вполне способен самостоятельно выпускать самолёты пятого поколения и другие современные виды вооружений, такие как гиперзвуковые ракеты и лазерное оружие. Начало дальних полётов стратегической авиации НОАК является отчётливым сигналом о том, что Китай претендует на новое, более высокое место в списке мировых лидеров.
Комментарии к данной статье отключены.