Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
26-й истребительный авиационный полк был сформирован в апреле 1938 г. в Ленинградском военном округе на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС ЛВО на самолётах И-16. Полк принимал участие в советско-финской войне 1939–40 гг. (сбито 3 самолёта противника). В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 26-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей ПВО Ленинграда из состава действующей армии в середине октября 1944 г. 10 октября 1941 г. приказом командира 7-го ИАК ПВО 26-й ИАП был переориентирован на выполнение боевых задач в ночное время, став, таким образом, первым в советской авиации специализированным ночным истребительным полком.
22 ноября 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 26-й ИАП был преобразован в 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за время участия в боях ВОВ лётным составом полка, по официальным данным, выполнено 8648 боевых вылетов, в 191 воздушном бою сбито 80 самолётов противника (из них ночью – 24) и один аэростат наблюдения. Свои безвозвратные боевые потери составили 57 самолётов и 35 лётчиков. В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолётов-истребителей:
И-16 и И-153
На момент начала боевой работы полк имел в боевом составе 52 истребителя Поликаропова обоих типов в четырёх эскадрильях, при этом три летали на И-16, а одна на И-153. В первые месяцы войны полк понёс ощутимые потери в матчасти, но 16 сентября был пополнен, приняв 7 И-153 от 194-го ИАП. После переформирования части по двухэскадрильному штату и перевода на боевую работу в ночное время 10 октября 1941 г. все самолёты старых типов были сведены в одну эскадрилью. На 25 октября в 26-м ИАП имелось 9 И-16 и 4 И-153. Все «Чайки» исчезли из боевого состава полка в 1942 г., а «Ишаки» – к началу мая следующего года (на 15 декабря 1942 г. в 26-м Гв.ИАП еще было 3 И-16).
«Харрикейн» из состава 26-го Гв.ИАП, 1944 г.
МиГ-3
Истребители Микояна и Гуревича поступили в 26-й ИАП в небольшом количестве в июле 1941 г., на них летали наиболее опытные лётчики полка. После перевода части на двухэскадрильный штат все самолёты новых типов были сведены в одну эскадрилью. На 25 октября 1941 г. в полку было 4 МиГ-3, на 31 декабря – 5 машин. «МиГи» не сыграли заметной роли в боевой работе полка на начальном этапе войны, поскольку из их и так небольшого количества около половины стабильно находились в неисправном состоянии из-за отсутствия запчастей. На 15 декабря 1942 г. в боевом составе 26-го Гв.ИАП ещё имелось два МиГ-3, но к маю следующего года не осталось ни одного.
Як-1
Пребывание «Яков» в 26-м ИАП можно разделить на две фазы – раннюю и позднюю. Первые три истребителя этого типа появилось в полку в конце августа 1941 г. На 31 декабря 1941 г. в составе полка ещё оставались две из этих машин, однако обе были неисправны и, судя по всему, в боевой работе больше не участвовали. В 1942 и 1943 годах истребителей Яковлева на вооружении 26-го Гв.ИАП не было, но 10 февраля 1944 г. полк вновь получил «единички» в варианте Як-1Б, и снова в количестве трёх штук, очевидно, для подготовки личного состава к перевооружению на отечественную технику. Спустя месяц 26-й Гв.ИАП, однако, был укомплектован «Яками» другой модели, и на 30 июня 1944 г. ни одного Як-1 в боевом составе полка уже не было.
«Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства)
10 ноября 1942 г. 26-й ИАП был переформирован по трёхэскадрильному штату и получил 10 ленд-лизовских истребителей «Харрикейн» для укомплектования матчастью третьей эскадрильи. На 15 декабря английских машин в полку насчитывалось уже 18 (при двух МиГ-3 и трёх И-16). До перевооружения 26-го Гв.ИАП на самолёты Як-9 в марте 1944 г. «Харрикейны» составляли основу вооружения части, после чего в небольшом количестве оставались в боевом составе до окончания пребывания 26-го Гв.ИАП в составе действующей армии в середине октября 1944 г. На 30 июня 1944 г. в полку ещё было 7 «Харрикейнов».
«Спитфайр» Mk.IX из состава 26-го Гв.ИАП, 1945 г.
«Спитфайр» (Supermarine Spitfire британского производства)
Как и в случае с Як-1, «пришествий» этих достаточно редких у нас английских истребителей в состав 26-го Гв.ИАП было два. 24 июня 1943 г. одна эскадрилья получила 8 машин модификации «Спитфайр» Mk.VB, которые сохранялись на вооружении полка, судя по всему, до конца года. Затем, после более чем годичного перерыва, уже после вывода частей ПВО Ленинграда из состава действующей армии, 20 февраля 1945 полк получил самолёты «Спитфайр» Mk.IX и начал их освоение.
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США)
17 января 1944 г. 26-й Гв.ИАП получил 4 истребителя этого типа, очевидно, с целью ознакомления и переучивания лётного состава в свете предстоящего переоснащения частей 2-го Гв.ИАК ПВО «Аэрокобрами». Однако, в отличие от двух других полков (102-й и 103-й Гв.ИАП) американские истребители на вооружение 26-го Гв.ИАП так и не поступили, и эти 4 экземпляра так и остались единственными в боевом составе полка. «Аэрокобры» в полку эксплуатировались предположительно в течение 1–2 месяцев, после чего были, по всей видимости, сданы в вышеупомянутые соседние полки корпуса.
Як-9
28 истребителей Як-9 полк получил 14 марта 1944 г. и интенсивно эксплуатировал эти машины до окончания боевых действий под Ленинградом и вывода из состава действующей армии в середине октября 1944 г. В начале следующего года все «Яки» были переданы на укомплектование авиачастей 7-й Воздушной Армии, а 26-й Гв.ИАП вновь перевооружился на иностранную технику («Спитфайр» Mk.IX).
Иллюстрации из: K.Geust & G.Petrov, “Red Stars In The Sky”
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации