• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    12

    26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    12 April '15

    Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

    26-й истребительный авиационный полк был сформирован в апреле 1938 г. в Ленинградском военном округе на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС ЛВО на самолётах И-16. Полк принимал участие в советско-финской войне 1939–40 гг. (сбито 3 самолёта противника). В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 26-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей ПВО Ленинграда из состава действующей армии в середине октября 1944 г. 10 октября 1941 г. приказом командира 7-го ИАК ПВО 26-й ИАП был переориентирован на выполнение боевых задач в ночное время, став, таким образом, первым в советской авиации специализированным ночным истребительным полком.

    22 ноября 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 26-й ИАП был преобразован в 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

    ​Лётчик и техник 26-го ИАП перед "Харрикейном", оснащённым направляющими для РС-82 под крыльями, 1942 г. - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru
    Лётчик и техник 26-го ИАП перед «Харрикейном», оснащённым направляющими для РС-82 под крыльями, 1942 г.

    Всего за время участия в боях ВОВ лётным составом полка, по официальным данным, выполнено 8648 боевых вылетов, в 191 воздушном бою сбито 80 самолётов противника (из них ночью – 24) и один аэростат наблюдения. Свои безвозвратные боевые потери составили 57 самолётов и 35 лётчиков. В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолётов-истребителей:

    И-16 и И-153

    На момент начала боевой работы полк имел в боевом составе 52 истребителя Поликаропова обоих типов в четырёх эскадрильях, при этом три летали на И-16, а одна на И-153. В первые месяцы войны полк понёс ощутимые потери в матчасти, но 16 сентября был пополнен, приняв 7 И-153 от 194-го ИАП. После переформирования части по двухэскадрильному штату и перевода на боевую работу в ночное время 10 октября 1941 г. все самолёты старых типов были сведены в одну эскадрилью. На 25 октября в 26-м ИАП имелось 9 И-16 и 4 И-153. Все «Чайки» исчезли из боевого состава полка в 1942 г., а «Ишаки» – к началу мая следующего года (на 15 декабря 1942 г. в 26-м Гв.ИАП еще было 3 И-16).

    ​ - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru

    «Харрикейн» из состава 26-го Гв.ИАП, 1944 г.

    МиГ-3

    Истребители Микояна и Гуревича поступили в 26-й ИАП в небольшом количестве в июле 1941 г., на них летали наиболее опытные лётчики полка. После перевода части на двухэскадрильный штат все самолёты новых типов были сведены в одну эскадрилью. На 25 октября 1941 г. в полку было 4 МиГ-3, на 31 декабря – 5 машин. «МиГи» не сыграли заметной роли в боевой работе полка на начальном этапе войны, поскольку из их и так небольшого количества около половины стабильно находились в неисправном состоянии из-за отсутствия запчастей. На 15 декабря 1942 г. в боевом составе 26-го Гв.ИАП ещё имелось два МиГ-3, но к маю следующего года не осталось ни одного.

    ​Один из последних "Харрикейнов" из состава 26-го Гв.ИАП в экспозиции выставки вооружения в Ленинграде, посвящённой победе в Великой Отечественной войне, 1945 г. - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru
    Один из последних «Харрикейнов» из состава 26-го Гв.ИАП в экспозиции выставки вооружения в Ленинграде, посвящённой победе в Великой Отечественной войне, 1945 г.

    Як-1

    Пребывание «Яков» в 26-м ИАП можно разделить на две фазы – раннюю и позднюю. Первые три истребителя этого типа появилось в полку в конце августа 1941 г. На 31 декабря 1941 г. в составе полка ещё оставались две из этих машин, однако обе были неисправны и, судя по всему, в боевой работе больше не участвовали. В 1942 и 1943 годах истребителей Яковлева на вооружении 26-го Гв.ИАП не было, но 10 февраля 1944 г. полк вновь получил «единички» в варианте Як-1Б, и снова в количестве трёх штук, очевидно, для подготовки личного состава к перевооружению на отечественную технику. Спустя месяц 26-й Гв.ИАП, однако, был укомплектован «Яками» другой модели, и на 30 июня 1944 г. ни одного Як-1 в боевом составе полка уже не было.

    ​Построение инженерно-технического состава 26-го Гв.ИАП. На заднем плане полковые истребители "Спитфайр" Mk.IX, 1945 г. - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru
    Построение инженерно-технического состава 26-го Гв.ИАП. На заднем плане полковые истребители «Спитфайр» Mk.IX, 1945 г.

    «Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства)

    10 ноября 1942 г. 26-й ИАП был переформирован по трёхэскадрильному штату и получил 10 ленд-лизовских истребителей «Харрикейн» для укомплектования матчастью третьей эскадрильи. На 15 декабря английских машин в полку насчитывалось уже 18 (при двух МиГ-3 и трёх И-16). До перевооружения 26-го Гв.ИАП на самолёты Як-9 в марте 1944 г. «Харрикейны» составляли основу вооружения части, после чего в небольшом количестве оставались в боевом составе до окончания пребывания 26-го Гв.ИАП в составе действующей армии в середине октября 1944 г. На 30 июня 1944 г. в полку ещё было 7 «Харрикейнов».

    ​ - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru

    «Спитфайр» Mk.IX из состава 26-го Гв.ИАП, 1945 г.

    «Спитфайр» (Supermarine Spitfire британского производства)

    Как и в случае с Як-1, «пришествий» этих достаточно редких у нас английских истребителей в состав 26-го Гв.ИАП было два. 24 июня 1943 г. одна эскадрилья получила 8 машин модификации «Спитфайр» Mk.VB, которые сохранялись на вооружении полка, судя по всему, до конца года. Затем, после более чем годичного перерыва, уже после вывода частей ПВО Ленинграда из состава действующей армии, 20 февраля 1945 полк получил самолёты «Спитфайр» Mk.IX и начал их освоение.

    ​Командир 26-го Гв.ИАП Герой Советского Союза Василий Мациевич в кабине "Аэрокобры" - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru
    Командир 26-го Гв.ИАП Герой Советского Союза Василий Мациевич в кабине «Аэрокобры»

    «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США)

    17 января 1944 г. 26-й Гв.ИАП получил 4 истребителя этого типа, очевидно, с целью ознакомления и переучивания лётного состава в свете предстоящего переоснащения частей 2-го Гв.ИАК ПВО «Аэрокобрами». Однако, в отличие от двух других полков (102-й и 103-й Гв.ИАП) американские истребители на вооружение 26-го Гв.ИАП так и не поступили, и эти 4 экземпляра так и остались единственными в боевом составе полка. «Аэрокобры» в полку эксплуатировались предположительно в течение 1–2 месяцев, после чего были, по всей видимости, сданы в вышеупомянутые соседние полки корпуса.

    ​Вручение личному составу 26-го Гв.ИАП самолётов Як-9, построенных на средства, собранные трудящимися Вологодской области. На заднем плане истребитель Як-1Б (тактический № 39) из состава полка, март 1944 г. (Д. Лейпник, "Як-9: рядовые небес") - 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО | Warspot.ru
    Вручение личному составу 26-го Гв.ИАП самолётов Як-9, построенных на средства, собранные трудящимися Вологодской области. На заднем плане истребитель Як-1Б (тактический № 39) из состава полка, март 1944 г. (Д. Лейпник, «Як-9: рядовые небес»)

    Як-9

    28 истребителей Як-9 полк получил 14 марта 1944 г. и интенсивно эксплуатировал эти машины до окончания боевых действий под Ленинградом и вывода из состава действующей армии в середине октября 1944 г. В начале следующего года все «Яки» были переданы на укомплектование авиачастей 7-й Воздушной Армии, а 26-й Гв.ИАП вновь перевооружился на иностранную технику («Спитфайр» Mk.IX).

    Иллюстрации из: K.Geust & G.Petrov, “Red Stars In The Sky”

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября
    Поделиться
    • 2
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Фото дня: лучший ас союзников на Warspot.ru
    Фото дня: лучший ас союзников
    Михаил Тимин: «Советским людям было за что воевать…» на Warspot.ru
    Михаил Тимин: «Советским людям было за что воевать…»
    Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера на Warspot.ru
    Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера
    Чужая доблесть на Warspot.ru
    Чужая доблесть
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google