После окончания Первой мировой войны неожиданно оказалось, что обладателем самых многочисленных танковых войск являются не англичане – родоначальники этого вида вооружений, а французы. В то время Франция была лидером и в качестве бронетехники. Французы были первыми, кто стал устанавливать на танках башни (до этого орудия и пулемёты танков размещались в спонсонах), им же принадлежал самый удачный танк Первой мировой войны — Renault-FT. Кроме того, французские инженеры создали самый большой серийный танк за всю историю танкостроения — Char 2C, весивший 75 тонн. Производителем этого гиганта была судостроительная компания Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM).
В 1920 году французский Генеральный штаб принял долгосрочную программу развития танкостроения. Помимо модернизации уже имевшихся на вооружении танков, предусматривался заказ новых машин, призванных выполнять определённые функции. Один из таких новых танков должен был, помимо поддержки пехоты, эффективно бороться с бронетехникой противника. Концепция такого танка называлась «боевой танк» (фр. — Char de bataille).
В январе 1921 года специальная комиссия при Генеральном штабе сформулировала чёткие технические требования к будущей машине, которые были доведены до ведома нескольких крупных компаний Франции, занимавшихся танко- и автомобилестроением: FCM, FAMH, «Делоне-Бельвилль» и танкового французского «дуэта» — компаний «Рено» и «Шнайдер». Со стороны военных контроль над разработкой должен был осуществлять «отец» французского танкостроения, председатель технического отдела Генерального штаба генерал Жан-Батист Эжен Этьен.
Создание прототипов тормозилось как перебоями с бюджетным финансированием, так и угрозами со стороны Лиги Наций (прообраза будущей ООН), грозившей Франции санкциями за разработку наступательных вооружений — именно так воспринимался будущий танк. Тем не менее, летом 1924 года на рассмотрение комиссии, возглавляемой генералом Бюа и состоявшей, в основном, из представителей управления по вооружениям (Direction de l'Infanterie), были представлены пять разработок.
Компания «Делоне-Бельвилль» представила танк, полностью повторявший компоновку «Рено-FT», только в увеличенном размере. FAMH создала свой прототип на базе ходовой части танка «Сен-Шамон», FCM использовал ходовую часть танка 2С. «Рено» и «Шнайдер» создали сразу два прототипа: SRA, который по терминологии Первой мировой войны называли «самкой» из-за его пулемётного вооружения и SRВ, по аналогии называвшийся «самцом» с его артиллерийским вооружением. Конструкции обоих танков были оригинальными разработками концерна «Рено-Шнайдер».
До 1925 года прототипы проходили полигонные испытания, которые показали, что ни один из них в полной мере не отвечает выдвигаемым требованиям. Французские танкостроители упорно копировали принципы, принятые британскими инженерами, которые не совсем устраивали французских военных. В частности, танкостроители упорно развивали ромбовидную форму корпуса танка, которая себя уже изжила, а также принцип компоновки гусениц по обводам корпуса.
Наиболее надёжным оказался прототип SRB, и комиссия выбрала его для дальнейшего развития. Испытания позволили комиссии в 1925 году уточнить требования к будущему танку и даже определиться с производителями отдельных его узлов. Танк должен был весить до 22 тонн, обладать мощным противотанковым 75-мм орудием производства FAMH или «Шнайдер», расположенным в корпусе, а не в башне танка. В башне должны были размещаться только два пулемёта. Броня должна была иметь толщину, достаточную для защиты экипажа от огня противотанковой артиллерии. Облик будущего танка формировали: авиационный V-рядный 6-цилиндровый 250-сильный двигатель фирмы «Рено»; броня и пневматическая подвеска компании FAHM; траки типа Holt компании FCM, определённые комиссией, как обязательные для компоновки. По требованию одного из членов комиссии, генерала Этьена, водитель-механик должен был получить доступ из боевого отделения в моторно-трансмиссионный отсек – для осуществления ремонта в боевых условиях.
Компании «Рено» было поручено создать деревянный макет будущего танка, и к январю 1926 года этот макет был готов. Он полностью устроил комиссию, и 18 марта 1927 года оставшиеся после отсеивания фирмы FCM, FAMН и «Рено-Шнайдер» заключили контракты на создание новых прототипов №№101,102 и 103 танка, основной функцией которого определялась поддержка пехоты. Для секретности в контракте объекты именовались как «трактор 30».
Первым работы над своим прототипом №101 смог закончить концерн «Рено-Шнайдер». В марте 1929 года танк вышел на первые полигонные испытания. По их результатам он дорабатывался, и к 1931 году, когда фирмы-конкуренты только закончили свои «сырые» машины с недоделками и дефектами, которые ещё только предстояло выявить, у концерна «Рено-Шнайдер» уже был готовый танк, прошедший все испытания. Это и предопределило окончательный выбор комиссии.
Тем не менее, конкурс затянулся. В октябре 1931 года было сформировано французское Экспериментальное подразделение (Detachement d'Experimentation), располагавшееся в военном лагере в Шалоне. В декабре того же года туда были переданы все три прототипа. Здесь они испытывались в зимних условиях, после чего своим ходом были отправлены в мастерские в Рюэй-Мальмезон для проведения ремонта.
За этим последовали испытания танка в 1932 и 1933 годах. 6 апреля 1934 года компания «Рено» получила заказ на 7 машин для войсковых испытаний. В декабре того же года была начата постройки второй серии из 20-ти, а 29 апреля 1935 года — ещё 5-ти танков. И только в 1935 году новый танк под индексом В-1 был принят на вооружение в качестве основного тяжелого танка поддержки пехоты.
Комментарии к данной статье отключены.