Танк Char В-1 был вооружен двумя орудиями. 47-мм пушка SA-34 располагалась в башне, к ней полагался боекомплект в 50 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Именно она предназначалась для борьбы с танками противника.
Орудие основного калибра (75-мм пушка SA-32) помещалось в правой лобовой части корпуса танка. Его предполагалось использовать исключительно для поддержки пехоты, поэтому бронебойных снарядов в его боекомплекте не предусматривалось: танк имел на борту только 87 осколочно-фугасных 75-мм снаряда. Вообще, французская военная доктрина предполагала использование танков, в первую очередь, как средства поддержки пехоты, а не как основного средства прорыва. Ошибочность такого подхода проявится позднее, во время Французской кампании 1940 года в ходе Второй мировой войны. Длина основного орудия Char B-1 составляла 17,1 калибра (1,28 м).
Для поддержки пехоты танк также вооружался четырьмя 7,5-мм крепостными пулеметами «Reibel» МАС-31.
В танке были реализованы многие технические новшества того времени – самозатягивающиеся в месте пробоин топливные баки, огнеупорные переборки, гирокомпас, централизованная система смазки. Вооружение и боезапас находились в передней части танка, а в задней располагались двигатель и гидравлическая 5-ступенчатая трансмиссия Naeder.
Экипаж боевой машины состоял из четырех человек. Так как гусеничный обвод охватывал весь корпус танка, конструкторы столкнулись с проблемой недостаточно широкого обзора с места механика-водителя. Поэтому его пришлось приподнять над корпусом, создав для водителя специальную литую бронированную рубку. Управление осуществлялось с помощью обычного руля с гидроусилителем. Помимо управления танком на водителя возлагались функции наводчика 75-мм орудия, так как по горизонтали пушка наводилась только путем перемещения корпуса танка. Прицеливание водитель осуществлял через соединенный с орудием прицел, имевший 3,5-кратное увеличение и угол обзора 11,15°.
Справа от водителя сидел заряжающий, подававший снаряды в обе пушки. Унитарные снаряды размещались на полу боевого отсека в специальных стеллажах. Заряжающий был обязан вкручивать взрыватели в снаряды перед заряжанием (в целях безопасности они хранились отдельно друг от друга), а также наводить 75-мм орудие по вертикали. Кроме этого, он должен был выбрасывать стреляные гильзы через запасной люк в полу, чтобы экипаж не получил отравления пороховыми газами, остающимися в них. Из самого ствола пороховые газы удалялись специальным вентилятором.
Командир танка находился в башне, откуда осуществлял наблюдение за полем боя. На него же возлагались и обязанности наводчика 47-мм башенного орудия и, в некоторых случаях, его заряжающего. Радист помещался в кормовом отсеке и выполнял только свои непосредственные функции. Каждый танк В-1 снабжался рацией модели ER51, ER53 или ER55.
Гусеницы шириной 460 мм охватывали обвод корпуса танка и имели по 16 катков, два из которых были натяжными. Интересна была конструкция направляющих роликов: они скользили по направляющим, похожим на рельсы, которые не давали им соскочить.
Корпус танка был клепано-сварным. По своим броневым характеристикам танк В-1 превосходил все имевшиеся на тот момент иностранные аналоги, особенно, если учесть тот факт, что Германия не имела права создавать бронетанковые войска согласно условиям Версальского договора. Лобовая броня толщиной в 40 мм и бортовая – толщиной в 20 мм полностью защищала его от тогдашних противотанковых средств. Литая подвижная башня танка и литая рубка механика-водителя имели толщину стенок 35 мм. Все это негативно повлияло на скорость танка, которая не превышала 24 км/ч. Вес танка достигал 25 тонн.
Экипаж попадал в танк через боковую дверцу, размещавшуюся справа в корпусе танка. У командира и механика-водителя были отдельные люки в подвижной башне и башенке водителя. Кроме того, имелся запасной люк в днище танка, а также люк сзади, около моторного отсека.
В 1934 году фирме «Рено» были заказаны первые 7 машин. К 1937 году было построено лишь 35 танков, так как Char B-1 оказался очень дорогим – 1,5 млн франков. За эти деньги тогда можно было построить 10 легких танков. К лету 1937 года, когда был сформирован первый батальон Char В-1 численностью в 35 машин, оказалось, что по многим параметрам танк устарел и уже не отвечал требованиям специальной комиссии. Поэтому было принято решение следующие Char В-1 выпускать модернизированными.
Башенная 47-мм пушка SA-34 была заменена на более длинную – 47-мм SA35/L28 с длиной ствола в 27,6 калибра. При этом боезапас 75-мм пушки сократился до 74 снарядов. Была заменена и сама башня – с модели APX-1 с бронированием 35 мм перешли на APX-4, толщина брони которой составляла 57 мм. Лобовую броню нарастили до 60 мм, а бортовую – до 55, отчего вес танка вырос до 32 тонн. Чтобы компенсировать рост веса, двигатель заменили на 307-сильный 6-клапанный «Рено», и максимальная скорость танка выросла до 28 км/ч.
Распределение скоростей на коробке передач танка было следующим:
1-я передача – 2,1 км\ч
2-я передача – 6,9 км\ч
3-я передача – 9,6 км\ч
4-я передача – 17 км\ч
5-я передача – 28 км\ч
Количество оборотов двигателя составляло 1600 об/мин.
Ширину гусениц увеличили до 500 мм. Количество пулеметов уменьшили до двух, боезапас к ним составлял 5100 патронов. Новые танки получили индекс В-1bis. Всего танков такой модификации было выпущено 342 единицы.
Перед самой Второй мировой войной французские конструкторы разработали новую модификацию танка – В-1ter. Он получил более мощное бронирование, пятого члена экипажа – механика, и возможность наводить 75-мм орудия на углах до ±10° без смещения корпуса. Боезапас для 75-мм орудия увеличили до 100 снарядов, а 47-мм орудия – до 80. Были видоизменены и гусеничные полки – их удлинили, а также сделали более обтекаемыми и мощными, что уменьшило вероятность повреждения гусениц. С левого борта убрали решетчатый воздухозаборник – теперь воздух попадал внутрь танка через специальные щели, а по бортам появилась дополнительная броневая защита, по которой В-1ter проще всего отличить от предыдущих модификаций этого танка. Три таких машины даже успели произвести до начала Второй мировой войны, а еще две были в стадии завершения. Однако в боевых действиях эти модификации Char B-1 участия не принимали. После начала боевых действий их попытались эвакуировать на юг Франции, но не успели из-за стремительного немецкого наступления. Не попали эти танки и в действующую армию.
Комментарии к данной статье отключены.