Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
154-й истребительный авиационный полк был сформирован в ноябре 1940 г. в Ленинградском военном округе в составе четырёх эскадрилий на самолётах И-16. На фронтах Великой Отечественной войны участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей 7-й Воздушной армии Карельского фронта из состава действующей армии 14 ноября 1944 г.
![Лётчики 154-го ИАП, будущие Герои Советского Союза Георгий Петров и Алексей Сторожаков у истребителя И-16, лето 1941 г. (http://waralbum.ru) - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/769/content/1.jpg)
22 ноября 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 154-й ИАП был преобразован в 29-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
![Командир эскадрильи 154-го ИАП Владимир Матвеев у МиГ-3 демонстрирует товарищу Золотую Звезду Героя Советского Союза, которой он был награждён за таран вражеского бомбардировщика, выполненный на «МиГе» 12 июля 1941 г. (фото предоставлено Е. Арсеньевым) - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/770/content/2.jpg)
Всего за время участия в боях ВОВ лётным составом полка, по официальным данным, выполнен 13 061 боевой вылет, в воздушных боях сбито 429 самолётов противника и два аэростата наблюдения. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 127 самолётов и 76 лётчиков. В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолётов-истребителей:
И-16
154-й ИАП встретил начало войны, имея в боевом составе 30 истребителей И-16. Они использовались лётчиками полка в боях до середины сентября 1941 г., после чего уцелевшие машины были переданы в другие авиачасти Ленинградского фронта. За этот период 27 «ишаков» были потеряны по боевым и небоевым причинам.
![«Томагавк» из состава 154-го ИАП взлетает на боевое задание с полевого аэродрома, весна 1942 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/771/content/3.jpg)
МиГ-3
Истребители Микояна и Гуревича появились в 154-м ИАП в конце июня – начале июля 1941 г., когда полк в течение недели получил 14 самолётов из резерва ВВС Ленинградского фронта. «МиГи» эксплуатировались вместе с «ишаками» до середины сентября 1941 г., после чего были сданы в другие авиаполки. Однако на этом история пребывания МиГ-3 в составе полка не закончилась: уже после полного перевооружения 154-го ИАП на американскую технику, весной и летом 1942 г., для восполнения потерь материальной части в полк было поставлено небольшое количество «МиГов». На 1 января 1943 г. в 29-м Гв.ИАП имелось 4 МиГ-3, которые находились в строю ещё около месяца и окончательно сошли со сцены при полном перевооружении части на «Яки». Безвозвратные потери «МиГов» за весь период эксплуатации составили 8 самолётов.
![Командир 154-го ИАП майор Александр Матвеев у «Киттихаука», лето 1942 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/772/content/4.jpg)
«Томагавк»/«Киттихаук» (Curtiss P-40 Warhawk/Kittyhawk производства США)
С 20 сентября по 20 декабря 1941 г. 154-й ИАП находился в 27-м запасном истребительном авиаполку Архангельского ВО (г. Кадников Вологодской обл.), где личный состав части переучился на американские истребители «Томагавк». В конце декабря полк возобновил боевую работу на новой матчасти, на которой провоевал весь 1942 год, периодически получая пополнение «Томагавками», а затем более совершенными «Киттихауками». На 1 января 1943 г. в боевом составе 29-го Гв.ИАП имелось 12 американских машин, которые в конце того же месяца все были переданы в 196-й ИАП. В боях и лётных происшествиях было потеряно 13 «Томагавков» и 15 «Киттихауков».
![ - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/773/content/p40e_154iap_65_matveev.jpg)
Реконструкция внешнего вида Р-40Е с предыдущего фото (рисунок автора)
Як-7Б
Истребители Яковлева появились на вооружении 29-го Гв.ИАП в январе 1943 г., когда полк перевооружился на них, не прерывая боевой работы на «Киттихауках». Як-7Б находились в эксплуатации в полку в течение всего 1943 г. и в начале января следующего года были заменены на более совершенные истребители Як-9. Безвозвратные потери «семёрок» по всем причинам составили 37 машин.
![Истребители Як-7Б из состава 29-го Гв.ИАП на аэродроме Плеханово весной-летом 1943 г. (http://waralbum.ru) - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/774/content/5.jpg)
![ - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/775/content/yak7_29giap_29_matveev.jpg)
Истребитель Як-7Б из состава 29-го Гв.ИАП, лето 1943 г. (рисунок автора)
Як-9
В начале января 1944 г. 29-й Гв.ИАП получил на вооружение истребители Як-9Д, которые эксплуатировались личным составом части до момента вывода 29-го Гв.ИАП из состава действующей армии в ноябре 1944 г. Потери за этот период по боевым и небоевым причинам составили 27 «девяток». Уже после прекращения полком боевой работы, в феврале 1945 г., личному составу были вручены четыре самолёта Як-9У, построенные на средства, собранные коллективом московского театра им. Вахтангова.
![Истребитель Як-9Д из состава 29-го Гв.ИАП, подбитый в боевом вылете и совершивший вынужденную посадку, лето 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/777/content/7-8.jpg)
![Режиссёр московского театра им. Вахтангова Рубен Симонов (в центре) с лётчиками 29-го Гв.ИАП у самолёта Як-9У во время торжественного вручения машин, февраль 1945 г. (А. Станков, «Поршневые истребители Як в полках ВВС») - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/776/content/9.jpg)
![ - 29-й Гвардейский Волховский истребительный авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/012/778/content/yak9u_14_29giap.jpg)
Один из четырёх истребителей Як-9У, вручённых лётчикам 29-го Гв.ИАП коллективом театра им. Вахтангова в феврале 1945 г. (рисунок Д. Гринюка)
Комментарии к данной статье отключены.