Три года назад на сайте была опубликована дебютная статья автора о лобовом таране в воздушном бою 12 августа 1941 года, в котором столкнулись два истребителя: советский И-15бис командира 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитана Митрофана Краснолуцкого и финский MS.406 старшины Йормы Норола из эскадрильи 1/LeLv 28. Тогда оба лётчика сумели благополучно вернуться на свои аэродромы и вместе с самолётами попали в объектив фотоаппаратов. Интересно, что подобный случай в деталях повторился через полгода: вновь над озёрами Карелии произошло столкновение между советским и финским самолётами, и вновь обе машины вернулись на свои аэродромы.
24 января 1942 года в 10:45 большая группа бипланов-штурмовиков 65-го ШАП (шесть И-153 и четыре И-15бис) отправилась на штурмовку финских позиций в районе Онд-озеро (Онта-ярви). Буквально после выхода из первой атаки советская группа подверглась нападению вражеских истребителей, силы которых советские лётчики оценили как шесть «Брюстеров» и четыре «Мессершмитта» Ме-109. По финским же данным, это была пятёрка «Брюстеров» В.239 из эскадрильи 2/LeLv 24, которую вёл лейтенант Лаури Охукайнен (Lauri Ohukainen), взлетевшая на прикрытие своих войск с аэродрома Тикс-ярви (Тикш-озеро) и атаковавшая советские бипланы в 11:15.
Несмотря на то, что финские истребители смогли подловить советские штурмовики в невыгодной для них ситуации, лётчики 65-го ШАП не собирались спасаться бегством. Среди них были опытные бойцы, ранее служившие в 152-м истребительном авиаполку, поэтому бой вышел на редкость упорным и, по финским данным, продолжался 15 минут. Пилоты «Брюстеров» заявили победы над тремя И-152, которые засчитали ведущему группы, а также лейтенанту Юрье Туркке (Yrjö Turkka) и сержанту Эйно Мюллюмяки (Eino Myllymäki), один И-153 пополнил счёт младшего сержанта Пааво Коскелы (Paavo Koskela). Также пара Охукайнена и Туркки где-то увидела и «сбила» разведчик Р-5. Советские лётчики претендовали на уничтожение двух «Брюстеров». В действительности в бою были сбиты два И-15бис, пилоты которых погибли, получили повреждения один И-153 и один «Брюстер».
Буквально в начале боя, в 11:20, пытаясь выбить финский истребитель из-под хвоста одной из «Чаек», командир звена лейтенант В.А. Книжник ударил один из «Брюстеров», как ему показалось, в правую плоскость и фюзеляж, после чего финн, по докладу лётчика, беспорядочно упал на землю. Лейтенант смог довести свой повреждённый биплан до аэродрома и произвести посадку в штатном режиме, несмотря на то, что у его И-153 были оторваны четыре крайних нервюры верхней левой плоскости.
Финский «Брюстер» В.239 с серийным номером BW-372, который пилотировал младший сержант Пааво Коскела, несмотря на полученные повреждения крыла и вмятины на фюзеляже, тоже смог вернуться на аэродром. Благодаря тому, что самолёт был сфотографирован, мы сейчас можем удостовериться, что таран не был выдумкой советского лётчика.
За мужество в этом и предыдущих боях лейтенант Василий Аверкиевич Книжник, выполнивший 130 боевых вылетов, был вполне заслуженно представлен к званию Героя Советского Союза. Однако командование ВВС Карельского фронта понизило статус награды, и отважный пилот был награждён лишь орденом Ленина. Возможно, на решение командования повлияла гибель в бою 24 января двух лётчиков — старшего лейтенанта М.Ф. Семенихина и сержанта Н.А. Рулева. Особенно тяжёлой была потеря одного из лучших лётчиков полка Митрофана Фёдоровича Семенихина. Ещё к концу 1941 года он имел 143 боевых вылета и был представлен к званию Героя Советского Союза, но уже после гибели был награждён лишь орденом Красного Знамени.
Несмотря на мужество лётчиков 65-го ШАП, выиграть бой у имевшего качественное превосходство противника, диктовавшего свои условия, было практически невозможно, даже имея двойной количественный перевес. Тяжёлые потери советских штурмовиков были неизбежны. Если бы финские истребители имели и численный перевес, исход боя мог оказаться более плачевным. К примеру, так произошло в бою 17 декабря 1941 года. В тот день две четвёрки «Брюстеров» из LeLv 24 (по советским данным, финнов было 11) перехватили звено 65-го ШАП, которое шло под прикрытием единственного «Харрикейна» из 152-го ИАП.
Согласно финским данным, в бою против трёх «Харрикейнов» и пяти И-153 известному впоследствии асу капитану Йорме Кархунену (Jorma Karhunen) удалось сбить «Харрикейн», упомянутый выше лейтенант Охукайнен и сержант Пааво Меллин (Paavo Mellin) сбили по одному И-153, а ещё одну «Чайку» поделили Кархунен и лейтенант Осмо Кауппинен (Osmo Kauppinen). Характерно, что и этот бой носил крайне ожесточённый характер: источники с обеих сторон подтверждают, что он длился целые 20 минут, с 10:25 до 10:45 по московскому времени.
По советским данным, первым был подбит и сел на вынужденную «Харрикейн» лейтенанта И.И. Сердюченко. Оставшись хотя бы без номинального прикрытия, «Чайки» были обречены. Вскоре был подбит самолёт лейтенанта П.А. Борисова, который тоже сумел выполнить вынужденную посадку на горящем самолёте, потом вынужденно сел лейтенант М.Ф. Семенихин. Ведущему группы старшему лейтенанту П.Я. Самохину повезло меньше подчинённых — он упал вместе с самолётом и погиб. Советские лётчики, по некоторым источникам, заявили до пяти побед, что не подтверждается данными противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года старший лейтенант Пётр Яковлевич Самохин за 120 боевых вылетов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Увы, этот и подобные ему бои лишь в очередной раз подтвердили, что даже опытным обстрелянным пилотам, несмотря на мужество и героизм, было невозможно эффективно вести воздушные бои на устаревших И-153, не говоря про И-15бис. За свои же действия по наземным целям 65-й ШАП 7 марта 1942 года был удостоен гвардейского звания и стал 17-м гвардейским ШАП, а с апреля начал перевооружение на «Харрикейны» и Ил-2.
Показательно, что появление на вооружении истребительных полков ВВС Карельского фронта даже таких не самых современных истребителей, как «Харрикейн» и ЛаГГ-3, позволило в значительной степени нивелировать превосходство финнов. Так, уже буквально через несколько часов после утреннего боя 24 января, около 15:40, в бою с «Харрикейнами» 152-го ИАП погиб отличившийся утром сержант Мюллюмяки, а 9 марта «ЛаГГи» 609-го ИАП сбили «Брюстер» сержанта Меллина, который попал в плен.
25 июня 1942 года настал черёд Лаури Охукайнена, который был подбит в бою с «Харрикейнами» 609-го ИАП и выполнил вынужденную посадку на озеро Большое Калеярви. Интересно, что в этом вылете финский ас пилотировал «Брюстер» BW-372, протараненный лейтенантом Книжником в январе. Очевидно, Охукайнен тянул к берегу, так как успел выпустить шасси, однако истребитель потерял высоту быстрее, чем дотянул до земли, скапотировал об воду и затонул.
Лётчик сумел выбраться из тонущего самолёта и доплыть до берега. Потом он бегом преодолел 20 километров до линии фронта и смог выйти к своим. Возможно, что под влиянием именно этих событий Охукайнен решил обмануть судьбу. Через пару недель, 12 июля 1942 года, он женился и взял фамилию жены, став Лаури Олави Пекури (Lauri Olavi Pekuri).
После неудачного боя, окончившегося купанием, Пекури почти год не одерживал побед. В 1943 году он был переведён в LeLv 34, где, переучившись на поставленные немцами Bf 109G, заявил ещё шесть побед, доведя их счёт до 18,5. 16 июня 1944 года «Мессершмитт» Пекури был сбит в воздушном бою над советской территорией, и 20 июня он таки попал в плен. Тем не менее уже в декабре 1944 года он благополучно вернулся на родину. Продолжив службу в финских ВВС, Пекури в 1968 году вышел в отставку в звании полковника, после чего работал в гражданской авиации. В дальнейшем Лаури Пекури переехал в Испанию, где и умер в 1999 году, оставив после себя книгу мемуаров.
Завидной оказалась судьба и его истребителя. «Брюстер» BW-372 c белой пятёркой на хвосте, переживший таран и посадку на воду, спокойно пролежал на дне карельского озера более полувека. Впоследствии он был найден, в августе 1998 года поднят и вывезен в США. В августе 2004 года единственный в мире сохранившийся самолёт этого типа был куплен Национальным военно-морским авиационным музеем США в Пенсаколе, штат Флорида. Он сохранился практически в идеальном состоянии, утратив лишь краску и тканевую обшивку рулевых поверхностей, но его было решено не восстанавливать. По договорённости с американцами, в настоящее время BW-372 в том же виде, в каком он был поднят из воды, экспонируется в Музее ВВС Финляндии в Тиккакоски.
Таранивший его в январе 1942 года лейтенант Василий Аверкиевич Книжник, так и не получивший звания Героя Советского Союза, тем не менее благополучно пережил войну. К её концу он был в звании майора и в должности штурмана 332-й штурмовой авиационной дивизии, совершив более 200 боевых вылетов. Выйдя в отставку, ветеран двух войн поселился в родном Киеве, был жив минимум на 1985 год.
Комментарии к данной статье отключены.