21
Опытные советские истребители предвоенного периода на Warspot.ru
Опытные советские истребители предвоенного периода

Ко второй половине 30-х годов прошлого столетия командование ВВС Красной Армии, могло смотреть в будущее с оптимизмом – советская боевая авиация всего за какие-то несколько лет выросла качественно и количественно настолько, что встала в один ряд с военно-воздушными силами ведущих авиационных держав мира. Особую гордость вызывала истребительная авиация – на ее вооружении состояли ни в чем не уступающие любому вероятному противнику истребители-бипланы И-15 конструкции Н.Н. Поликарпова и монопланы И-16 его же разработки. Последние сочетали в себе множество технических новинок того времени, практически сформировав облик современного истребителя как небольшого скоростного моноплана с убираемым шасси и закрытой кабиной.

Начавшаяся в 1936 году и быстро ставшая своеобразным испытательным полигоном новой техники Гражданская война в Испании поначалу тоже не вызывала опасений у советских авиационных командиров. Поставлявшиеся республиканскому правительству оба основных типа советских истребителей поначалу совершенно не испытывали проблем в боях с немецкими бипланами «Хейнкель» He.51 и итальянскими «Фиат» CR.32. Успешно истребители Поликарпова противостояли и появившемуся на фронте немецкому моноплану «Мессершмитт» ранних модификаций Bf.109B и Bf.109C. Однако вскоре в Испанию для испытаний боем прибыл Bf.109E, оснащенный более мощным двигателем, который по всем статьям превзошел поликарповские истребители.

Другим неприятным уроком стал конфликт весны-лета 1939 года, разразившийся в Монголии на реке Халхин-Гол. С советской стороны в боях приняли участие все те же И-16 и истребители-бипланы, ставшие развитием И-15 – И-15бис и И-153 «Чайка». Отчеты летчиков о боях и испытаниях трофейных японских истребителей свидетельствовали – у советских машин больше нет превосходства над противником. Все эти горькие открытия происходили на фоне общего роста напряженности в мире – мир готовился к большой войне. Проектировали новые истребители Германия, Италия, США, спохватились и объявили конкурсы на постройку новых самолетов Англия и Франция, пытались довести до серии собственные разработки поляки, шведы, румыны, голландцы.

Безусловно, руководство СССР не могло оставаться в стороне, и, хотя официальный конкурс на разработку основного фронтового истребителя не объявлялся, проектированием такового занялись буквально все, кому не лень, от имеющих огромный опыт подобных разработок КБ до сложившихся буквально по воле случая коллективов молодых и амбициозных конструкторов, и даже вплоть до авантюристов-одиночек, преследующих одним им известные цели.

Результат этой гонки хорошо известен – в серию пошли истребители, составившие к лету 1941 года знаменитую триаду МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, на которых «сталинским соколам» пришлось встретить врага. Однако, хотелось бы вспомнить и их многочисленных менее удачливых конкурентов в борьбе за запуск в серию. Причины, по которым эти самолеты не встали в строй, очень сильно разнятся – какие-то конструкции были откровенно неудачными, какие-то стали жертвой недоведённости двигателей и оборудования, под которое проектировались, некоторые стали жертвой, как сейчас говорится, «административного ресурса», когда конструкторы пытались обойти конкурентов при помощи «подковёрной борьбы». Иногда же в дело вмешивался банальный случай. Этим неудачникам «большой гонки» и посвящается данный фотообзор.

К сожалению, хороших фотографий по теме сохранилось крайне мало, а от некоторых проектов остались лишь эскизы и словесные описания, поэтому автор заранее просит прощения за невысокое качество графического материала.

​Николай Поликарпов, заслуженно завоевавший в предвоенное десятилетие звание «короля истребителей», безусловно, не собирался сдавать позиции. В конце 1938 года на испытания вышел истребитель И-180, представлявший собой дальнейшее развитие И-16 с двигателем М-88. Самолет продемонстрировал прекрасные летные данные - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Николай Поликарпов, заслуженно завоевавший в предвоенное десятилетие звание «короля истребителей», безусловно, не собирался сдавать позиции. В конце 1938 года на испытания вышел истребитель И-180, представлявший собой дальнейшее развитие И-16 с двигателем М-88. Самолет продемонстрировал прекрасные летные данные
​К сожалению, новый истребитель преследовали неудачи, и главной из них принято считать гибель в первом испытательном полете 15 декабря 1938 г. Валерия Чкалова, шеф-пилота КБ Поликарпова, любимца всей страны и мощного лоббиста поликарповских машин в верхах власти. Доверие к новому самолету было подорвано, тем более, что за первой катастрофой последовала вторая, в которой был потерян второй опытный самолет. - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
К сожалению, новый истребитель преследовали неудачи, и главной из них принято считать гибель в первом испытательном полете 15 декабря 1938 г. Валерия Чкалова, шеф-пилота КБ Поликарпова, любимца всей страны и мощного лоббиста поликарповских машин в верхах власти. Доверие к новому самолету было подорвано, тем более, что за первой катастрофой последовала вторая, в которой был потерян второй опытный самолет.
​В итоге доводка самолета затянулась, серийный завод № 21, выпускавший машины Поликарпова, был отдан под производство истребителя ЛаГГ-3. Проблем добавила и ненадежная работа двигателя М-88, и в итоге в 1940 году проект закрыли - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
В итоге доводка самолета затянулась, серийный завод № 21, выпускавший машины Поликарпова, был отдан под производство истребителя ЛаГГ-3. Проблем добавила и ненадежная работа двигателя М-88, и в итоге в 1940 году проект закрыли
​Еще в 1939 году Поликарпов начал проектирование истребителя И-185, который до сих пор является наиболее обсуждаемым самолетом предвоенного периода. С перспективным двигателем М-71 И-185 превосходил по комплексу ЛТХ все современные ему отечественные истребители - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Еще в 1939 году Поликарпов начал проектирование истребителя И-185, который до сих пор является наиболее обсуждаемым самолетом предвоенного периода. С перспективным двигателем М-71 И-185 превосходил по комплексу ЛТХ все современные ему отечественные истребители
​Однако, двигатель М-71 в серийное производство запущен не был, испытания И-185, как и в случае с предшественником, затянулись. После установки на самолет серийного двигателя М-82 самолет мог быть запущен в производство, но началась война, и вмешались уже совсем другие факторы – не было свободных заводов, а останавливать налаженное производство было нельзя. Проект И-185 закрыли - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Однако, двигатель М-71 в серийное производство запущен не был, испытания И-185, как и в случае с предшественником, затянулись. После установки на самолет серийного двигателя М-82 самолет мог быть запущен в производство, но началась война, и вмешались уже совсем другие факторы – не было свободных заводов, а останавливать налаженное производство было нельзя. Проект И-185 закрыли
​Истребитель-биплан стал венцом концепции «маневренных» истребителей, которые по довоенной доктрине, должны были действовать совместно с истребителями «скоростными». Оснащенный двигателем М-88, истребитель на испытаниях показал скорость 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Истребитель-биплан стал венцом концепции «маневренных» истребителей, которые по довоенной доктрине, должны были действовать совместно с истребителями «скоростными». Оснащенный двигателем М-88, истребитель на испытаниях показал скорость 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца
​Однако, с началом Второй мировой войны стало понятно, что концепция «маневренного» истребителя свое отжила, да и оснащенный двигателем М-88 И-190 на испытаниях показал скорость всего 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Однако, с началом Второй мировой войны стало понятно, что концепция «маневренного» истребителя свое отжила, да и оснащенный двигателем М-88 И-190 на испытаниях показал скорость всего 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца
​Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году
​Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году
​Интересной предвоенной конструкцией стал истребитель ИС-1 конструкторов Шевченко и Никитина. Этот внешне напоминающий поликарповский И-153 полутораплан интересен прежде всего убираемым нижним крылом. Дальнейшее развитие ИС-1, истребитель ИС-2 достиг скорости 588 км/час, но время бипланов уже ушло - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Интересной предвоенной конструкцией стал истребитель ИС-1 конструкторов Шевченко и Никитина. Этот внешне напоминающий поликарповский И-153 полутораплан интересен прежде всего убираемым нижним крылом. Дальнейшее развитие ИС-1, истребитель ИС-2 достиг скорости 588 км/час, но время бипланов уже ушло
​Истребитель И-220, он же ИС конструктора Сильванского примечателен прежде всего противоречивой личностью главного конструктора. Возглавив конструкторское бюро благодаря скорее личным качествам, чем опыту, А.В. Сильванский не имел опытного заместителя, который взял бы на себя конструкторскую работу, оставив шефу административные функции, как это было в тандеме Микояна и Гуревича - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Истребитель И-220, он же ИС конструктора Сильванского примечателен прежде всего противоречивой личностью главного конструктора. Возглавив конструкторское бюро благодаря скорее личным качествам, чем опыту, А.В. Сильванский не имел опытного заместителя, который взял бы на себя конструкторскую работу, оставив шефу административные функции, как это было в тандеме Микояна и Гуревича
​В итоге И-220 был построен в единственном экземпляре, едва оторвался от земли и получил крайне отрицательные отзывы летчиков-испытателей. В итоге авантюрный проект был в 1940 году закрыт - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
В итоге И-220 был построен в единственном экземпляре, едва оторвался от земли и получил крайне отрицательные отзывы летчиков-испытателей. В итоге авантюрный проект был в 1940 году закрыт
​Если все перечисленные выше истребители были оснащены двигателями воздушного охлаждения, то самолет конструкции М.М. Пашинина И-21 получил двигатель водяного охлаждения М-105. Не уступая по характеристикам Як-1 и ЛаГГ-1, этот истребитель мог не пойти в серию именно по этой причине - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Если все перечисленные выше истребители были оснащены двигателями воздушного охлаждения, то самолет конструкции М.М. Пашинина И-21 получил двигатель водяного охлаждения М-105. Не уступая по характеристикам Як-1 и ЛаГГ-1, этот истребитель мог не пойти в серию именно по этой причине
​Усугублялось это и тем, что «ЛаГГи» и «Яки» имели тот же самый мотор. В итоге программа И-21 была свернута, а опытный истребитель, по некоторым данным, в 1941 году даже защищал небо Москвы в составе 6 ИАК ПВО - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Усугублялось это и тем, что «ЛаГГи» и «Яки» имели тот же самый мотор. В итоге программа И-21 была свернута, а опытный истребитель, по некоторым данным, в 1941 году даже защищал небо Москвы в составе 6 ИАК ПВО
​Истребитель Су-1 конструкции П.О. Сухого имел превосходные летные характеристики, но обеспечивались они применением новинки предвоенного времени – турбокомпрессора. Надежность этого агрегата была камнем преткновения в работе многих авиационных КБ по всему миру - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Истребитель Су-1 конструкции П.О. Сухого имел превосходные летные характеристики, но обеспечивались они применением новинки предвоенного времени – турбокомпрессора. Надежность этого агрегата была камнем преткновения в работе многих авиационных КБ по всему миру
​В итоге работы над Су-1 и его модификацией Су-3 затянулись, а дальше все произошло по накатанной схеме – эвакуация, отсутствие производственной базы, загруженность другими проектами… - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
В итоге работы над Су-1 и его модификацией Су-3 затянулись, а дальше все произошло по накатанной схеме – эвакуация, отсутствие производственной базы, загруженность другими проектами…
​Истребитель СК-2 конструкции М.Р. Бисновата примерно соответствовал по своим характеристикам пошедшей в серию тройке истребителей и пашининскому И-21 - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Истребитель СК-2 конструкции М.Р. Бисновата примерно соответствовал по своим характеристикам пошедшей в серию тройке истребителей и пашининскому И-21
​Именно то, что истребитель мало выделялся среди более удачливых собратьев, и решило его судьбу – свободных двигателей М-105, а главное – серийных заводов под него не было - Опытные советские истребители предвоенного периода | Warspot.ru
Именно то, что истребитель мало выделялся среди более удачливых собратьев, и решило его судьбу – свободных двигателей М-105, а главное – серийных заводов под него не было
Загрузить еще
Неизвестный
И-21 это самолет похоронивший И-180, и, возможно, И-185. Созданный в призаводском КБ завода №21 он был причиной того, что завод, получит еще в 38 году распоряжение начать производство серийных И-180, задание фактически саботировал, напирая на то что вот сейчас они сделают И-21, и он ваще всех порвет. При этом И-21 будет на 60-70% идентичен И-16, а значит его легко освоить в производстве.
В итоге И-180 завод так и не начал производить, провозился целый год и за это влремя собрал 1 самолет, и еще один - наполовину.
А сам И-21 разрабатывался аж до 40 года, в итоге вся эпопея с ним закончилась тем, что он отстал и от Як-1 и от ЛаГГа.
Но что сделал Яковлев, после того как стал замнаркома - как раз по опыту истории с И-21 - разгонал к чертовой матери все эти "призаводские" КБ, пригревшиеся у крупных заводов, растаскивавшие огромные средства - но при этом просто неспособные создавать новую технику. Денег на них уходила прорва, а эффект - околонулевой.
И вот за это Яковлева возненавидела верхушка номенклатуры, большие боссы, оторые под эти КБ выбивали огромные "фонды", которые потом списывали как хотели. Яковлев навел порядок в этой мутной водичке и фактически этим залез им в карман - и ненавидели они за это "выскочку" Яковлева до истерики. Как раньше ненавидели Поликарпова. И поливали его грязью, вешая на Яковлев все свои грехи - начиная с того же утопленного И-180, а потом И-185, который они же сами загубили и свалили на Яковлева.
| Ответить
СК-2 показал с обычным М-105 на испытаниях скорость 660 км/ч. Выше, чем у всех крупносерийных советских истребителей, выпускавшихся до конца войны. Без чудес - за счёт малой площади крыла. СК-2 уже в 1940 году имел нагрузку в 240 кг/кв.м, типичную для машин 1944-1945 годов.
Пойти в серию ему помешали два фактора:
1.Он был модификацией экспериментально-рекордного СК. Его просто не рассматривали как истребитель.
2.Он был цельнометаллическим (что логично для экспериментального самолёта - металл позволяет легко переделывать узлы конструкции). Но в условиях "дюралевого кризиса" это было недостатком.
Да, и вот ещё что. Явно возможно было использовать крыло СК-2 (малой площади, жёсткое и прочное) для модернизации самолётов Яковлева. Но этот вариант тоже не удосужились рассмотреть.
Сконструировал СК-2 М.Р. Бисноват, последующая биография которого показала, что он хорошо понимал, какими должны быть объекты, способные летать не просто быстро, но очень быстро.
| Ответить