Опытные советские истребители предвоенного периода
Ко второй половине 30-х годов прошлого столетия командование ВВС Красной Армии, могло смотреть в будущее с оптимизмом – советская боевая авиация всего за какие-то несколько лет выросла качественно и количественно настолько, что встала в один ряд с военно-воздушными силами ведущих авиационных держав мира. Особую гордость вызывала истребительная авиация – на ее вооружении состояли ни в чем не уступающие любому вероятному противнику истребители-бипланы И-15 конструкции Н.Н. Поликарпова и монопланы И-16 его же разработки. Последние сочетали в себе множество технических новинок того времени, практически сформировав облик современного истребителя как небольшого скоростного моноплана с убираемым шасси и закрытой кабиной.
Начавшаяся в 1936 году и быстро ставшая своеобразным испытательным полигоном новой техники Гражданская война в Испании поначалу тоже не вызывала опасений у советских авиационных командиров. Поставлявшиеся республиканскому правительству оба основных типа советских истребителей поначалу совершенно не испытывали проблем в боях с немецкими бипланами «Хейнкель» He.51 и итальянскими «Фиат» CR.32. Успешно истребители Поликарпова противостояли и появившемуся на фронте немецкому моноплану «Мессершмитт» ранних модификаций Bf.109B и Bf.109C. Однако вскоре в Испанию для испытаний боем прибыл Bf.109E, оснащенный более мощным двигателем, который по всем статьям превзошел поликарповские истребители.
Другим неприятным уроком стал конфликт весны-лета 1939 года, разразившийся в Монголии на реке Халхин-Гол. С советской стороны в боях приняли участие все те же И-16 и истребители-бипланы, ставшие развитием И-15 – И-15бис и И-153 «Чайка». Отчеты летчиков о боях и испытаниях трофейных японских истребителей свидетельствовали – у советских машин больше нет превосходства над противником. Все эти горькие открытия происходили на фоне общего роста напряженности в мире – мир готовился к большой войне. Проектировали новые истребители Германия, Италия, США, спохватились и объявили конкурсы на постройку новых самолетов Англия и Франция, пытались довести до серии собственные разработки поляки, шведы, румыны, голландцы.
Безусловно, руководство СССР не могло оставаться в стороне, и, хотя официальный конкурс на разработку основного фронтового истребителя не объявлялся, проектированием такового занялись буквально все, кому не лень, от имеющих огромный опыт подобных разработок КБ до сложившихся буквально по воле случая коллективов молодых и амбициозных конструкторов, и даже вплоть до авантюристов-одиночек, преследующих одним им известные цели.
Результат этой гонки хорошо известен – в серию пошли истребители, составившие к лету 1941 года знаменитую триаду МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, на которых «сталинским соколам» пришлось встретить врага. Однако, хотелось бы вспомнить и их многочисленных менее удачливых конкурентов в борьбе за запуск в серию. Причины, по которым эти самолеты не встали в строй, очень сильно разнятся – какие-то конструкции были откровенно неудачными, какие-то стали жертвой недоведённости двигателей и оборудования, под которое проектировались, некоторые стали жертвой, как сейчас говорится, «административного ресурса», когда конструкторы пытались обойти конкурентов при помощи «подковёрной борьбы». Иногда же в дело вмешивался банальный случай. Этим неудачникам «большой гонки» и посвящается данный фотообзор.
К сожалению, хороших фотографий по теме сохранилось крайне мало, а от некоторых проектов остались лишь эскизы и словесные описания, поэтому автор заранее просит прощения за невысокое качество графического материала.
Ко второй половине 30-х годов прошлого столетия командование ВВС Красной Армии, могло смотреть в будущее с оптимизмом – советская боевая авиация всего за какие-то несколько лет выросла качественно и количественно настолько, что встала в один ряд с военно-воздушными силами ведущих авиационных держав мира. Особую гордость вызывала истребительная авиация – на ее вооружении состояли ни в чем не уступающие любому вероятному противнику истребители-бипланы И-15 конструкции Н.Н. Поликарпова и монопланы И-16 его же разработки. Последние сочетали в себе множество технических новинок того времени, практически сформировав облик современного истребителя как небольшого скоростного моноплана с убираемым шасси и закрытой кабиной.
Начавшаяся в 1936 году и быстро ставшая своеобразным испытательным полигоном новой техники Гражданская война в Испании поначалу тоже не вызывала опасений у советских авиационных командиров. Поставлявшиеся республиканскому правительству оба основных типа советских истребителей поначалу совершенно не испытывали проблем в боях с немецкими бипланами «Хейнкель» He.51 и итальянскими «Фиат» CR.32. Успешно истребители Поликарпова противостояли и появившемуся на фронте немецкому моноплану «Мессершмитт» ранних модификаций Bf.109B и Bf.109C. Однако вскоре в Испанию для испытаний боем прибыл Bf.109E, оснащенный более мощным двигателем, который по всем статьям превзошел поликарповские истребители.
Другим неприятным уроком стал конфликт весны-лета 1939 года, разразившийся в Монголии на реке Халхин-Гол. С советской стороны в боях приняли участие все те же И-16 и истребители-бипланы, ставшие развитием И-15 – И-15бис и И-153 «Чайка». Отчеты летчиков о боях и испытаниях трофейных японских истребителей свидетельствовали – у советских машин больше нет превосходства над противником. Все эти горькие открытия происходили на фоне общего роста напряженности в мире – мир готовился к большой войне. Проектировали новые истребители Германия, Италия, США, спохватились и объявили конкурсы на постройку новых самолетов Англия и Франция, пытались довести до серии собственные разработки поляки, шведы, румыны, голландцы.
Безусловно, руководство СССР не могло оставаться в стороне, и, хотя официальный конкурс на разработку основного фронтового истребителя не объявлялся, проектированием такового занялись буквально все, кому не лень, от имеющих огромный опыт подобных разработок КБ до сложившихся буквально по воле случая коллективов молодых и амбициозных конструкторов, и даже вплоть до авантюристов-одиночек, преследующих одним им известные цели.
Результат этой гонки хорошо известен – в серию пошли истребители, составившие к лету 1941 года знаменитую триаду МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, на которых «сталинским соколам» пришлось встретить врага. Однако, хотелось бы вспомнить и их многочисленных менее удачливых конкурентов в борьбе за запуск в серию. Причины, по которым эти самолеты не встали в строй, очень сильно разнятся – какие-то конструкции были откровенно неудачными, какие-то стали жертвой недоведённости двигателей и оборудования, под которое проектировались, некоторые стали жертвой, как сейчас говорится, «административного ресурса», когда конструкторы пытались обойти конкурентов при помощи «подковёрной борьбы». Иногда же в дело вмешивался банальный случай. Этим неудачникам «большой гонки» и посвящается данный фотообзор.
К сожалению, хороших фотографий по теме сохранилось крайне мало, а от некоторых проектов остались лишь эскизы и словесные описания, поэтому автор заранее просит прощения за невысокое качество графического материала.
Комментарии к данной статье отключены.