Ко второй половине 30-х годов прошлого столетия командование ВВС Красной Армии, могло смотреть в будущее с оптимизмом – советская боевая авиация всего за какие-то несколько лет выросла качественно и количественно настолько, что встала в один ряд с военно-воздушными силами ведущих авиационных держав мира. Особую гордость вызывала истребительная авиация – на ее вооружении состояли ни в чем не уступающие любому вероятному противнику истребители-бипланы И-15 конструкции Н.Н. Поликарпова и монопланы И-16 его же разработки. Последние сочетали в себе множество технических новинок того времени, практически сформировав облик современного истребителя как небольшого скоростного моноплана с убираемым шасси и закрытой кабиной.

Начавшаяся в 1936 году и быстро ставшая своеобразным испытательным полигоном новой техники Гражданская война в Испании поначалу тоже не вызывала опасений у советских авиационных командиров. Поставлявшиеся республиканскому правительству оба основных типа советских истребителей поначалу совершенно не испытывали проблем в боях с немецкими бипланами «Хейнкель» He.51 и итальянскими «Фиат» CR.32. Успешно истребители Поликарпова противостояли и появившемуся на фронте немецкому моноплану «Мессершмитт» ранних модификаций Bf.109B и Bf.109C. Однако вскоре в Испанию для испытаний боем прибыл Bf.109E, оснащенный более мощным двигателем, который по всем статьям превзошел поликарповские истребители.

Другим неприятным уроком стал конфликт весны-лета 1939 года, разразившийся в Монголии на реке Халхин-Гол. С советской стороны в боях приняли участие все те же И-16 и истребители-бипланы, ставшие развитием И-15 – И-15бис и И-153 «Чайка». Отчеты летчиков о боях и испытаниях трофейных японских истребителей свидетельствовали – у советских машин больше нет превосходства над противником. Все эти горькие открытия происходили на фоне общего роста напряженности в мире – мир готовился к большой войне. Проектировали новые истребители Германия, Италия, США, спохватились и объявили конкурсы на постройку новых самолетов Англия и Франция, пытались довести до серии собственные разработки поляки, шведы, румыны, голландцы.

Безусловно, руководство СССР не могло оставаться в стороне, и, хотя официальный конкурс на разработку основного фронтового истребителя не объявлялся, проектированием такового занялись буквально все, кому не лень, от имеющих огромный опыт подобных разработок КБ до сложившихся буквально по воле случая коллективов молодых и амбициозных конструкторов, и даже вплоть до авантюристов-одиночек, преследующих одним им известные цели.

Результат этой гонки хорошо известен – в серию пошли истребители, составившие к лету 1941 года знаменитую триаду МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, на которых «сталинским соколам» пришлось встретить врага. Однако, хотелось бы вспомнить и их многочисленных менее удачливых конкурентов в борьбе за запуск в серию. Причины, по которым эти самолеты не встали в строй, очень сильно разнятся – какие-то конструкции были откровенно неудачными, какие-то стали жертвой недоведенности двигателей и оборудования, под которое проектировались, некоторые стали жертвой, как сейчас говорится, «административного ресурса», когда конструкторы пытались обойти конкурентов при помощи «подковерной борьбы». Иногда же в дело вмешивался банальный случай. Этим неудачникам «большой гонки» и посвящается данный фотообзор.

К сожалению, хороших фотографий по теме сохранилось крайне мало, а от некоторых проектов остались лишь эскизы и словесные описания, поэтому автор заранее просит прощения за невысокое качество графического материала.

​Николай Поликарпов, заслуженно завоевавший в предвоенное десятилетие звание «короля истребителей», безусловно, не собирался сдавать позиции. В конце 1938 года на испытания вышел истребитель И-180, представлявший собой дальнейшее развитие И-16 с двигателем М-88. Самолет продемонстрировал прекрасные летные данные - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Николай Поликарпов, заслуженно завоевавший в предвоенное десятилетие звание «короля истребителей», безусловно, не собирался сдавать позиции. В конце 1938 года на испытания вышел истребитель И-180, представлявший собой дальнейшее развитие И-16 с двигателем М-88. Самолет продемонстрировал прекрасные летные данные
​К сожалению, новый истребитель преследовали неудачи, и главной из них принято считать гибель в первом испытательном полете 15 декабря 1938 г. Валерия Чкалова, шеф-пилота КБ Поликарпова, любимца всей страны и мощного лоббиста поликарповских машин в верхах власти. Доверие к новому самолету было подорвано, тем более, что за первой катастрофой последовала вторая, в которой был потерян второй опытный самолет. - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
К сожалению, новый истребитель преследовали неудачи, и главной из них принято считать гибель в первом испытательном полете 15 декабря 1938 г. Валерия Чкалова, шеф-пилота КБ Поликарпова, любимца всей страны и мощного лоббиста поликарповских машин в верхах власти. Доверие к новому самолету было подорвано, тем более, что за первой катастрофой последовала вторая, в которой был потерян второй опытный самолет.
​В итоге доводка самолета затянулась, серийный завод № 21, выпускавший машины Поликарпова, был отдан под производство истребителя ЛаГГ-3. Проблем добавила и ненадежная работа двигателя М-88, и в итоге в 1940 году проект закрыли - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
В итоге доводка самолета затянулась, серийный завод № 21, выпускавший машины Поликарпова, был отдан под производство истребителя ЛаГГ-3. Проблем добавила и ненадежная работа двигателя М-88, и в итоге в 1940 году проект закрыли
​Еще в 1939 году Поликарпов начал проектирование истребителя И-185, который до сих пор является наиболее обсуждаемым самолетом предвоенного периода. С перспективным двигателем М-71 И-185 превосходил по комплексу ЛТХ все современные ему отечественные истребители - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Еще в 1939 году Поликарпов начал проектирование истребителя И-185, который до сих пор является наиболее обсуждаемым самолетом предвоенного периода. С перспективным двигателем М-71 И-185 превосходил по комплексу ЛТХ все современные ему отечественные истребители
​Однако, двигатель М-71 в серийное производство запущен не был, испытания И-185, как и в случае с предшественником, затянулись. После установки на самолет серийного двигателя М-82 самолет мог быть запущен в производство, но началась война, и вмешались уже совсем другие факторы – не было свободных заводов, а останавливать налаженное производство было нельзя. Проект И-185 закрыли - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Однако, двигатель М-71 в серийное производство запущен не был, испытания И-185, как и в случае с предшественником, затянулись. После установки на самолет серийного двигателя М-82 самолет мог быть запущен в производство, но началась война, и вмешались уже совсем другие факторы – не было свободных заводов, а останавливать налаженное производство было нельзя. Проект И-185 закрыли
​Истребитель-биплан стал венцом концепции «маневренных» истребителей, которые по довоенной доктрине, должны были действовать совместно с истребителями «скоростными». Оснащенный двигателем М-88, истребитель на испытаниях показал скорость 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Истребитель-биплан стал венцом концепции «маневренных» истребителей, которые по довоенной доктрине, должны были действовать совместно с истребителями «скоростными». Оснащенный двигателем М-88, истребитель на испытаниях показал скорость 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца
​Однако, с началом Второй мировой войны стало понятно, что концепция «маневренного» истребителя свое отжила, да и оснащенный двигателем М-88 И-190 на испытаниях показал скорость всего 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Однако, с началом Второй мировой войны стало понятно, что концепция «маневренного» истребителя свое отжила, да и оснащенный двигателем М-88 И-190 на испытаниях показал скорость всего 488 км/час, что было уже совершенно недостаточно, и все ограничилось постройкой опытного образца
​Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году
​Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Еще одним истребителем с двигателем М-88, схожий по времени создания и комплексу характеристик с И-180, стал истребитель И-28 конструкции В.П. Яценко, вышедший на испытания в 1939 году
​Интересной предвоенной конструкцией стал истребитель ИС-1 конструкторов Шевченко и Никитина. Этот внешне напоминающий поликарповский И-153 полутораплан интересен прежде всего убираемым нижним крылом. Дальнейшее развитие ИС-1, истребитель ИС-2 достиг скорости 588 км/час, но время бипланов уже ушло - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Интересной предвоенной конструкцией стал истребитель ИС-1 конструкторов Шевченко и Никитина. Этот внешне напоминающий поликарповский И-153 полутораплан интересен прежде всего убираемым нижним крылом. Дальнейшее развитие ИС-1, истребитель ИС-2 достиг скорости 588 км/час, но время бипланов уже ушло
​Истребитель И-220, он же ИС конструктора Сильванского примечателен прежде всего противоречивой личностью главного конструктора. Возглавив конструкторское бюро благодаря скорее личным качествам, чем опыту, А.В. Сильванский не имел опытного заместителя, который взял бы на себя конструкторскую работу, оставив шефу административные функции, как это было в тандеме Микояна и Гуревича - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Истребитель И-220, он же ИС конструктора Сильванского примечателен прежде всего противоречивой личностью главного конструктора. Возглавив конструкторское бюро благодаря скорее личным качествам, чем опыту, А.В. Сильванский не имел опытного заместителя, который взял бы на себя конструкторскую работу, оставив шефу административные функции, как это было в тандеме Микояна и Гуревича
​В итоге И-220 был построен в единственном экземпляре, едва оторвался от земли и получил крайне отрицательные отзывы летчиков-испытателей. В итоге авантюрный проект был в 1940 году закрыт - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
В итоге И-220 был построен в единственном экземпляре, едва оторвался от земли и получил крайне отрицательные отзывы летчиков-испытателей. В итоге авантюрный проект был в 1940 году закрыт
​Если все перечисленные выше истребители были оснащены двигателями воздушного охлаждения, то самолет конструкции М.М. Пашинина И-21 получил двигатель водяного охлаждения М-105. Не уступая по характеристикам Як-1 и ЛаГГ-1, этот истребитель мог не пойти в серию именно по этой причине - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Если все перечисленные выше истребители были оснащены двигателями воздушного охлаждения, то самолет конструкции М.М. Пашинина И-21 получил двигатель водяного охлаждения М-105. Не уступая по характеристикам Як-1 и ЛаГГ-1, этот истребитель мог не пойти в серию именно по этой причине
​Усугублялось это и тем, что «ЛаГГи» и «Яки» имели тот же самый мотор. В итоге программа И-21 была свернута, а опытный истребитель, по некоторым данным, в 1941 году даже защищал небо Москвы в составе 6 ИАК ПВО - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Усугублялось это и тем, что «ЛаГГи» и «Яки» имели тот же самый мотор. В итоге программа И-21 была свернута, а опытный истребитель, по некоторым данным, в 1941 году даже защищал небо Москвы в составе 6 ИАК ПВО
​Истребитель Су-1 конструкции П.О. Сухого имел превосходные летные характеристики, но обеспечивались они применением новинки предвоенного времени – турбокомпрессора. Надежность этого агрегата была камнем преткновения в работе многих авиационных КБ по всему миру - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Истребитель Су-1 конструкции П.О. Сухого имел превосходные летные характеристики, но обеспечивались они применением новинки предвоенного времени – турбокомпрессора. Надежность этого агрегата была камнем преткновения в работе многих авиационных КБ по всему миру
​В итоге работы над Су-1 и его модификацией Су-3 затянулись, а дальше все произошло по накатанной схеме – эвакуация, отсутствие производственной базы, загруженность другими проектами… - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
В итоге работы над Су-1 и его модификацией Су-3 затянулись, а дальше все произошло по накатанной схеме – эвакуация, отсутствие производственной базы, загруженность другими проектами…
​Истребитель СК-2 конструкции М.Р. Бисновата примерно соответствовал по своим характеристикам пошедшей в серию тройке истребителей и пашининскому И-21 - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Истребитель СК-2 конструкции М.Р. Бисновата примерно соответствовал по своим характеристикам пошедшей в серию тройке истребителей и пашининскому И-21
​Именно то, что истребитель мало выделялся среди более удачливых собратьев, и решило его судьбу – свободных двигателей М-105, а главное – серийных заводов под него не было - Опытные советские истребители предвоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru
Именно то, что истребитель мало выделялся среди более удачливых собратьев, и решило его судьбу – свободных двигателей М-105, а главное – серийных заводов под него не было