18 мая издание Hawaii News Now сообщило о том, что на территории авиабазы ВВС США «Беллоуз Филд», расположенной на одном из островов Гавайского архипелага, произошла авария военно-транспортного самолёта, в результате которой один человек погиб, а около двадцати получили ранения разной степени тяжести. Речь идёт о крушении конвертоплана MV-22В Osprey, которое было квалифицировано как «жёсткая посадка». Сообщается, что причины падения самолёта не установлены, и в настоящее время проводится расследование инцидента.
Потерпевший крушение самолёт принадлежал 15-му экспедиционному отряду Корпуса морской пехоты США, который принимал участие в военных учениях на Гавайях. Официальные лица сообщили, что погибшим оказался 24-летний командир экипажа младший капрал Джошуа Е. Баррон из города Спокан (штат Вашингтон).
Авария конвертоплана вызвала общественный резонанс в США и вновь поставила на повестку дня вопрос, в прежние годы провоцировавший жаркие дискуссии политиков и военных экспертов. Всего за время эксплуатации данного типа машин (с начала 90-х годов) произошло шесть аварий (включая недавний инцидент), которые унесли жизни более тридцати человек. Критики машины указывают на её недостаточную надёжность, сложность в обслуживании и управлении, а также высокую стоимость.
За 25-летнюю историю разработки данного проекта и постоянного совершенствования необычного самолёта Пентагон потратил более 20 миллиардов долларов, и эта сумма продолжает расти по мере разработки новых модификаций машины. Таким образом, стоимость каждой из примерно ста шестидесяти уже выпущенных машин составляет около 125 миллионов долларов. Сегодня цена, запрашиваемая производителем за один конвертоплан, составляет около 72 миллионов долларов, хотя предполагается, что по мере роста числа заказов стоимость одной единицы будет снижаться и составит менее 60 миллионов долларов. Сторонники и защитники Osprey указывают на безусловную полезность самолёта и его выдающиеся технические характеристики.
Серийно выпускаемый летательный аппарат уникальной конструкции, аналогов которой нет ни в одной стране мира (без учёта экспериментальных моделей), конвертоплан Osprey фактически является авиационным гибридом: вертикально взлетает и садится подобно вертолёту, и при этом может летать как обычный турбовинтовой самолёт. Два его двигателя Rolls-Royce T406 расположены вертикально в мотогондолах на торцах крыльев и могут поворачиваться относительно продольной оси фюзеляжа. При взлёте винт диаметром более 11 метров вращается в горизонтальной плоскости, создавая подъёмную тягу.
По мере набора высоты и скорости работающие двигатели (каждый мощностью в 6000 л. с.) поворачиваются и становятся в горизонтальное положение параллельно фюзеляжу, придавая машине скорость, достаточную для поддержания аэроподъёмной силы. Винты соединены между собой синхронизирующим валом, что даёт возможность осуществить посадку даже при одном работающем двигателе. Потолок высоты летательного аппарата при двух работающих двигателях составляет более семи километров. Конвертоплан вмещает до 30 человек десанта и может развить скорость до 600 км/ч, а его боевой радиус превышает 700 км.
Конструктивно Osprey представляет собой моноплан с фюзеляжем прямоугольного сечения полумонококковой конструкции и высоким расположением крыла, на торцах которого установлены двигатели с трёхлопастными винтами. Длина самолёта составляет около 17 м, размах крыльев – более 26 м, а высота (при вертикальном положении двигателей) – более 7 м. В целях более экономного размещения машины на палубе корабля или в ангаре крылья и лопасти винтов могут быть повернуты и сложены вдоль оси фюзеляжа. При производстве самолёта широко используются композитные и полимерные материалы, в связи с чем вес Osprey примерно на 25% меньше, чем у других самолётов с такими же габаритами. Производитель сообщает о том, что доля композитных материалов в конструкции конвертоплана превышает 60%. Сообщалось, что производитель намерен усилить бронезащиту грузового отсека специальными кевларовыми панелями.
Сочетание возможностей вертолёта и самолёта делает Osprey уникальной машиной с широким диапазоном функций. Вертолётные взлёт и посадка позволяют ему безопасно приземляться почти в любом месте, включая палубу авианосца, доставлять грузы и десант общим весом более шести тонн, а также быстро эвакуировать раненых с поля боя.
Производитель предлагает несколько вариантов комплектации Osprey, который может выполнять функции авиационного комплекса радиообнаружения и наведения, противолодочного самолёта или аварийно-спасательного транспортного средства. В 2011 году конвертоплан совершил показательную посадку на палубу десантного вертолётоносца L9015 Dixmude класса «Мистраль», тем самым подтвердив техническую совместимость французских кораблей данного класса с авиацией американских экспедиционных сил.
Несколько стран (Франция, Япония, Индия, Южная Корея и другие) уже проявили интерес к Osprey и изучают возможность его приобретения с целью использования в качестве палубной авиации для своих вертолётоносцев. Кроме того, США рассматривают варианты поставок этих самолётов своим наиболее значимым союзникам – таким как Канада, Израиль, Объединённые Арабские Эмираты.
Авария Osprey на Гавайях может иметь негативные последствия для американского ВПК, если потенциальные покупатели откажутся от планов приобретения данных машин. Серьёзные сложности для производителя возникнут и в том случае, если Пентагон под давлением общественного мнения будет вынужден аннулировать или сократить заказ на производство дорогостоящих и пока недостаточно надёжных конвертопланов для армии США.
Комментарии к данной статье отключены.