Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» стали одними из самых известных кораблей современности, не только благодаря их участию в локальных конфликтах конца 2000-х – начала 2010-х годов, но и из-за заключения контракта на их строительство для российского ВМФ. Разработка нового типа УДК началась во Франции еще в конце 1990-х, когда в стране была принята новая концепция операций в прибрежных водах, получившая название CNOA (фр. Concept national des opérations amphibies). Новый корабль создавался под влиянием этой концепции, а также стандартов НАТО.
Новые УДК были предназначены для замены устаревающих десантных кораблей типа «Ураган», которые вошли в состав французского флота еще во второй половине 1960-х годов. Французские кораблестроители представили несколько проектов нового УДК, одним из которых стал BIP-19, в создании которого были применены наработки по закрытому в начале 1980-х годов проекту десантного корабля с атомной энергетической установкой РН-75. Кроме того, были созданы и другие проекты, отличавшиеся от BIP-19 меньшими размерами и водоизмещением.
Впервые руководство французских военно-морских сил представило планы по созданию нового типа универсальных десантных кораблей на выставке «Евронаваль», проходившей в Ле-Бурже в 1998 году. Примерно в то же время было принято окончательное решение создавать новый УДК на базе проекта BIP-19. Головной корабль серии получил название «Мистраль» (фр. mistral – холодный ветер северо-западного направления).
Несмотря на уже принятое решение, начало строительства новых кораблей все время откладывалось. Лишь в декабре 2000 года был заключен контракт на строительство двух военных судов, «Мистраль» (L9013) и «Тоннер» (фр. tonnerre – гром) (L9014). Созданием перспективных УДК занялись компании DCN (Direction des Constructions Navales) и STX Europe. Множество французских верфей включились в работу над «Мистралями»: отдельные элементы кораблей создавались в Сен-Назере, Лорьяне, Бресте и других городах.
Строительство началось в 2002 году: летом был заложен головной «Мистраль», через полгода – «Тоннер». По отдельности собирались носовая и кормовая части корабля, которые затем состыковывались на верфи в Бресте. 6 октября 2004 года УДК «Мистраль» был спущен на воду. Уже в январе следующего, 2005 года начались его ходовые испытания. Однако ввод в строй «Мистраля» задерживался из-за обнаруженных неполадок в боевой информационно-управляющей системе (БИУС) SENIT-9.
В декабре 2005 года головной УДК типа «Мистраль» вошел в состав ВМС Франции. Корабли этого типа имеют длину 199 метров, полное водоизмещение порядка 21 000 тонн. Удалось кораблестроителям из Франции увеличить и площадь полезной нагрузки благодаря достижениям в области двигателестроения: были применены винторулевые колонки, в результате чего удалось избавиться от традиционных валов.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» могут нести на своем борту до 16 вертолетов, а их палуба способна одновременно принимать 6 винтокрылых машин. В составе авиагруппы находятся десантные вертолеты NH90 и штурмовые Tiger. Множество других летательных аппаратов совершали вылеты с палубы «Мистралей», в том числе вертолеты армии Франции, стран Североатлантического альянса, американские конвертопланы V-22 «Оспри».
Кроме вертолетов «Мистрали» могут перевозить и другую военную технику, в том числе танки «Леклерк» в количестве порядка пятнадцати, а также легкую бронетехнику, грузовики и иные транспортные средства. В составе десантной группы могут находиться до 450 человек в полном обмундировании. Десантирование на берег может производиться либо катерами на воздушной подушке LCAC (два на корабль) либо легкими судами LCM (четыре на корабль).
Экипаж УДК типа «Мистраль» состоит из 160 человек, в том числе 20 офицеров. Общее управление всеми системами корабля сосредоточено в системе SENIT-9 (фр. Système d’Exploitation Navale des Informations Tactiques). Основой системы SENIT-9 является радиолокационная станция MRR3D-NG производства фирмы Thales. Оборонительное вооружение на «Мистралях» практически отсутствует и состоит из четырех пулеметов калибра 12,7 мм и двух пусковых установок одноименного ПЗРК Mistral.
Практически сразу после ввода в строй головной корабль типа «Мистраль» совершил дальний поход в Индийский океан. Уже вскоре, в июле 2006 года, он принял участие в операции «Баллиста», целью которой была эвакуация граждан европейских стран из Ливана, где разгорелся вооруженный конфликт. «Мистраль» являлся флагманом французского оперативного соединения. «Тоннер» еще до принятия в состав флота стал участником операции «Единорог»: вертолеты с борта корабля действовали у берегов Кот-д-Ивуара. Корабль вошел в строй в августе 2007 года.
В 2008 году УДК «Тоннер» принял участие в еще одной операции в Гвинейском заливе, получившей обозначение «Щит 92». В ходе дальнего плавания и патрулирования африканских вод моряками и вертолетчиками «Тоннера» было перехвачено большое количество наркотических веществ, перевозимых по морю. «Мистраль» же в 2008 году принял участие в операции по доставке гуманитарных грузов в пострадавшую от циклона Бирму.
В 2009 году было принято решение о строительстве третьего УДК типа «Мистраль». Корабль, получивший название «Диксмюд» (L9015), был спущен на воду в 2010-м и через два года вошел в строй ВМС Франции. Некоторое время предполагалось, что будет построен и еще один корабль этой серии, однако в 2013 году было объявлено, что строительство новых «Мистралей» для французского флота не предполагается.
В 2011 году в ходе операции «Гарматан» УДК «Мистраль» и «Тоннер» приняли участие в борьбе с силами ливийской армии. Вертолеты с этих кораблей наносили удары по позициям войск, подчиняющихся Муаммару Каддафи. Полтора года спустя «Диксмюд» стал участником операции «Сервал», в ходе которой французская армия сражалась с исламистскими группировками в Мали. В конце того же 2013 года УДК «Диксмюд» принял участие в операции в Центральноафриканской Республике.
Во второй половине 2000-х годов зарубежные заказчики стали проявлять интерес к новым французским универсальным десантным кораблям. Многие страны с разных континентов выражали свою заинтересованность в «Мистралях», в том числе Малайзия, Индия, Алжир, Бразилия и Турция. Однако до подписания контрактов в этих случаях так и не дошло. Успех ждал французов на переговорах с другим иностранным заказчиком.
В самом конце 2010 года Российская Федерация заключила с Францией контракт на постройку двух УДК типа «Мистраль». Согласно контракту строительством кораблей занимались как французские, так и российские верфи. По требованию заказчика в конструкцию УДК вносились отдельные изменения, связанные как с необходимостью плавания в северных морях, так и с конструкцией и размерами отечественных вертолетов разработки ОКБ Камова, которые планируется использовать с борта российских «Мистралей».
Корабли типа «Мистраль» в России планируется использовать на Тихом океане, однако существует вероятность, что один из них будет находиться в составе Черноморского флота. Решение о покупке этих кораблей вызвало критику в России. Кроме того, в связи с ростом напряженности в Европе в 2014 году дальнейшая судьба двух УДК, получивших имена «Владивосток» и «Севастополь», на момент написания статьи остается неизвестной. Существует вероятность, что поставка кораблей будет отложена или вообще отменена.
Комментарии к данной статье отключены.