![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/465/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-01.jpg)
Источник
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» стали одними из самых известных кораблей современности, не только благодаря их участию в локальных конфликтах конца 2000-х – начала 2010-х годов, но и из-за заключения контракта на их строительство для российского ВМФ. Разработка нового типа УДК началась во Франции еще в конце 1990-х, когда в стране была принята новая концепция операций в прибрежных водах, получившая название CNOA (фр. Concept national des opérations amphibies). Новый корабль создавался под влиянием этой концепции, а также стандартов НАТО.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/464/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-02.jpg)
Источник
Новые УДК были предназначены для замены устаревающих десантных кораблей типа «Ураган», которые вошли в состав французского флота еще во второй половине 1960-х годов. Французские кораблестроители представили несколько проектов нового УДК, одним из которых стал BIP-19, в создании которого были применены наработки по закрытому в начале 1980-х годов проекту десантного корабля с атомной энергетической установкой РН-75. Кроме того, были созданы и другие проекты, отличавшиеся от BIP-19 меньшими размерами и водоизмещением.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/463/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-03.jpg)
Источник
Впервые руководство французских военно-морских сил представило планы по созданию нового типа универсальных десантных кораблей на выставке «Евронаваль», проходившей в Ле-Бурже в 1998 году. Примерно в то же время было принято окончательное решение создавать новый УДК на базе проекта BIP-19. Головной корабль серии получил название «Мистраль» (фр. mistral – холодный ветер северо-западного направления).
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/466/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-04.jpg)
Источник
Несмотря на уже принятое решение, начало строительства новых кораблей все время откладывалось. Лишь в декабре 2000 года был заключен контракт на строительство двух военных судов, «Мистраль» (L9013) и «Тоннер» (фр. tonnerre – гром) (L9014). Созданием перспективных УДК занялись компании DCN (Direction des Constructions Navales) и STX Europe. Множество французских верфей включились в работу над «Мистралями»: отдельные элементы кораблей создавались в Сен-Назере, Лорьяне, Бресте и других городах.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/467/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-05.jpg)
Источник
Строительство началось в 2002 году: летом был заложен головной «Мистраль», через полгода – «Тоннер». По отдельности собирались носовая и кормовая части корабля, которые затем состыковывались на верфи в Бресте. 6 октября 2004 года УДК «Мистраль» был спущен на воду. Уже в январе следующего, 2005 года начались его ходовые испытания. Однако ввод в строй «Мистраля» задерживался из-за обнаруженных неполадок в боевой информационно-управляющей системе (БИУС) SENIT-9.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/468/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-06.jpg)
Источник
В декабре 2005 года головной УДК типа «Мистраль» вошел в состав ВМС Франции. Корабли этого типа имеют длину 199 метров, полное водоизмещение порядка 21 000 тонн. Удалось кораблестроителям из Франции увеличить и площадь полезной нагрузки благодаря достижениям в области двигателестроения: были применены винторулевые колонки, в результате чего удалось избавиться от традиционных валов.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/471/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-07.jpg)
Источник
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» могут нести на своем борту до 16 вертолетов, а их палуба способна одновременно принимать 6 винтокрылых машин. В составе авиагруппы находятся десантные вертолеты NH90 и штурмовые Tiger. Множество других летательных аппаратов совершали вылеты с палубы «Мистралей», в том числе вертолеты армии Франции, стран Североатлантического альянса, американские конвертопланы V-22 «Оспри».
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/470/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-08.jpg)
Источник
Кроме вертолетов «Мистрали» могут перевозить и другую военную технику, в том числе танки «Леклерк» в количестве порядка пятнадцати, а также легкую бронетехнику, грузовики и иные транспортные средства. В составе десантной группы могут находиться до 450 человек в полном обмундировании. Десантирование на берег может производиться либо катерами на воздушной подушке LCAC (два на корабль) либо легкими судами LCM (четыре на корабль).
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/469/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-09.jpg)
Источник
Экипаж УДК типа «Мистраль» состоит из 160 человек, в том числе 20 офицеров. Общее управление всеми системами корабля сосредоточено в системе SENIT-9 (фр. Système d’Exploitation Navale des Informations Tactiques). Основой системы SENIT-9 является радиолокационная станция MRR3D-NG производства фирмы Thales. Оборонительное вооружение на «Мистралях» практически отсутствует и состоит из четырех пулеметов калибра 12,7 мм и двух пусковых установок одноименного ПЗРК Mistral.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/473/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-10.jpg)
Источник
Практически сразу после ввода в строй головной корабль типа «Мистраль» совершил дальний поход в Индийский океан. Уже вскоре, в июле 2006 года, он принял участие в операции «Баллиста», целью которой была эвакуация граждан европейских стран из Ливана, где разгорелся вооруженный конфликт. «Мистраль» являлся флагманом французского оперативного соединения. «Тоннер» еще до принятия в состав флота стал участником операции «Единорог»: вертолеты с борта корабля действовали у берегов Кот-д-Ивуара. Корабль вошел в строй в августе 2007 года.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/472/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-11.jpg)
Источник
В 2008 году УДК «Тоннер» принял участие в еще одной операции в Гвинейском заливе, получившей обозначение «Щит 92». В ходе дальнего плавания и патрулирования африканских вод моряками и вертолетчиками «Тоннера» было перехвачено большое количество наркотических веществ, перевозимых по морю. «Мистраль» же в 2008 году принял участие в операции по доставке гуманитарных грузов в пострадавшую от циклона Бирму.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/475/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-12.jpg)
Источник
В 2009 году было принято решение о строительстве третьего УДК типа «Мистраль». Корабль, получивший название «Диксмюд» (L9015), был спущен на воду в 2010-м и через два года вошел в строй ВМС Франции. Некоторое время предполагалось, что будет построен и еще один корабль этой серии, однако в 2013 году было объявлено, что строительство новых «Мистралей» для французского флота не предполагается.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/476/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-13.jpg)
Источник
В 2011 году в ходе операции «Гарматан» УДК «Мистраль» и «Тоннер» приняли участие в борьбе с силами ливийской армии. Вертолеты с этих кораблей наносили удары по позициям войск, подчиняющихся Муаммару Каддафи. Полтора года спустя «Диксмюд» стал участником операции «Сервал», в ходе которой французская армия сражалась с исламистскими группировками в Мали. В конце того же 2013 года УДК «Диксмюд» принял участие в операции в Центральноафриканской Республике.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/474/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-14.jpg)
Источник
Во второй половине 2000-х годов зарубежные заказчики стали проявлять интерес к новым французским универсальным десантным кораблям. Многие страны с разных континентов выражали свою заинтересованность в «Мистралях», в том числе Малайзия, Индия, Алжир, Бразилия и Турция. Однако до подписания контрактов в этих случаях так и не дошло. Успех ждал французов на переговорах с другим иностранным заказчиком.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/477/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-15.jpg)
Источник
В самом конце 2010 года Российская Федерация заключила с Францией контракт на постройку двух УДК типа «Мистраль». Согласно контракту строительством кораблей занимались как французские, так и российские верфи. По требованию заказчика в конструкцию УДК вносились отдельные изменения, связанные как с необходимостью плавания в северных морях, так и с конструкцией и размерами отечественных вертолетов разработки ОКБ Камова, которые планируется использовать с борта российских «Мистралей».
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/006/478/content/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-16.jpg)
Источник
Корабли типа «Мистраль» в России планируется использовать на Тихом океане, однако существует вероятность, что один из них будет находиться в составе Черноморского флота. Решение о покупке этих кораблей вызвало критику в России. Кроме того, в связи с ростом напряженности в Европе в 2014 году дальнейшая судьба двух УДК, получивших имена «Владивосток» и «Севастополь», на момент написания статьи остается неизвестной. Существует вероятность, что поставка кораблей будет отложена или вообще отменена.
Комментарии к данной статье отключены.