Американский банкир и писатель Герберт Прокноу как-то сказал: «Тот, кто не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает». Безусловно, ошибиться может каждый, независимо от социального статуса, но чем выше у человека положение в обществе, тем выше цена его просчётов. Если обычный солдат совершает неверные действия на поле боя, то чаще всего он расплачивается за это своим здоровьем или жизнью, но если ошибается командир, то за этим почти всегда следует гибель сотен, а порой и тысяч его подчинённых. Глупые приказы принесли дурную славу многим полководцам. В ряде случаев они вместе с солдатами расплачивались за это собственной кровью, но чаще всего горе-командиры выживали, а порой даже сохраняли свою должность и звание.
Ошибка Красса
В 53 году до н.э. войска Римской империи под предводительством знаменитого военачальника Марка Красса вторглись в Парфянское царство. Армия римлян состояла из 35 000 легионеров, 4000 легковооружённых пехотинцев и 4000 всадников, Парфия же смогла выставить против них только 10 000 конных лучников и 1000 катафрактов (тяжёлая кавалерия). Парфяне совершали дерзкие вылазки, обстреливали врага и отступали. Красс воспринял это как проявление слабости и приказал своим войскам преследовать всё время отступающего противника. Полководец отправил вперёд конницу, а следом двинулась пехота. Гоняясь за неуловимыми лучниками, тяжеловооружённые римские всадники вымотались и были разбиты свежими катафрактами. Такая же участь постигла уставших от погони легионеров.
Из 43 000 римских солдат больше половины было убито, часть бежало или попало в плен. Ещё одним фактором поражения римлян стала погода. Во время битвы стояла сорокоградусная жара. Легионеры несли на себе по несколько десятков килограммов амуниции и, к тому же, испытывали нехватку питьевой воды. Поэтому к моменту вступления в бой они уже просто не могли нормально держаться на ногах и поднимать оружие. Сам Марк Красс, согласно легенде, направился к парфянскому царю для заключения перемирия, но его схватили и казнили, залив в горло расплавленное золото. Его отрубленную голову и правую кисть представили жителям Парфии во время театрального представления. Такую казнь парфяне выбрали не случайно – она стала расплатой Красса за неуёмную жажду наживы, которой он прославился на Востоке.
Плохой совет
Зимой 208 года н.э. в раздираемом междоусобными войнами Китае состоялась битва при Чиби (битва у Красной скалы). Это было сражение объединённого войска династии У и Лю Бэя против императорской династии Хань. Армию последних вёл за собой прославленный китайский полководец Цао Цао, которому пророчили славу объединителя Поднебесной. Его огромному (220 000 человек) войску поначалу сопутствовал успех, но когда отступающая армия противника погрузилась на корабли, у Цао Цао возникли трудности.
Сам он не имел опыта командования флотом, а его армия состояла преимущественно из северян, не привыкших к морю и поэтому склонных к морской болезни. По совету одного из приближённых полководец приказал сковать все корабли между собой цепями, что якобы должно было уменьшить качку. Советник же, как вскоре выяснилось, оказался вражеским агентом, и после того, как приказ был исполнен, поджёг флагманский корабль. Огонь очень быстро перебросился на другие корабли, и весь флот сгорел.
В войсках началась паника. Пожар стал сигналом к нанесению ударов по прибрежным лагерям Цао Цао. Императорские войска начали отступление, во время которого они то и дело натыкались на засады. В итоге Цао Цао, спасая свою жизнь, бежал с телохранителями в Сюйчан. Так из-за одного неудачного совета Китай лишился своего потенциального объединителя и ещё 70 лет страдал от междоусобных войн.
Красота рыцарского войска
25 октября 1415 года недалеко от Азенкура состоялась битва между Англией и Францией. Данные о составе и количестве войск с обеих сторон разнятся, но все сходятся на том, что у последних было большое численное преимущество. 36 000 французов (по другим данным, их было 15 000) противостояло 6–8 тысяч англичан, при этом армия короля Генриха V на 5/6 состояла из лучников и лишь на 1/6 из рыцарей и пехоты. Однако эстетическое мировоззрение французского командования и несогласованность действий свели численное преимущество на нет. Герцог Орлеанский, который был личным представителем французского короля, настоял на том, чтобы пехоту и стрелков поставили позади рыцарей. Дело в том, что рыцари были одеты в золото и серебро, в то время как пехота набиралась из черни и одета была соответствующим образом. По мнению герцога, это могло испортить красоту рыцарского войска.
Следующей ошибкой стала излишняя уверенность в победе, из-за которой французы долго не атаковали, позволив англичанам выбрать удобное для обороны место и укрепить его кольями. Погода также внесла свою лепту: грязь, замёрзшая за ночь, днём превратилась в месиво. Облачённые в доспехи рыцари вместе с лошадьми быстро увязли в грязи и были накрыты дождём английских стрел. Те, кто смог добраться до позиций противника, налетали на колья и падали. Не в силах подняться, они становились лёгкой добычей английской пехоты. Начав хаотичное отступление, французская конница напоролась на шедшую в атаку свою пехоту и стала её давить. Расстреляв боезапас, стрелки Генриха V присоединились к рыцарям и пошли в атаку. Итогом стала полная победа англичан. Всех командующих французской стороны либо убили, либо захватили в плен.
93-й шотландский
28 декабря 1814 года началось последнее крупное сражение между англичанами и американцами в ходе «второй войны за независимость». Местом для этой финальной баталии стал Новый Орлеан. Англичане никак не могли захватить американские позиции. Каждый раз они несли непропорционально большие потери и отступали, но лишь для того, чтобы затем вновь броситься в атаку. Больше всех в этом сражении прославился 93-й шотландский полк (тот самый, который спустя 40 лет оставит свой след в истории в виде «тонкой красной линии»). Всё командование полка погибло во время штурма, остался только один молодой лейтенант. Он не знал, как ему быть, поэтому вместо отступления приказал солдатам стоять на месте. В этот момент шотландцев накрыл огонь американской артиллерии. Горцы не дрогнули и продолжали стоять даже когда снаряды разрывались у них прямо под ногами. В то время как другие английские соединения дрогнули и пустились в бегство, 93-й шотландский стоял недвижимо, как каменная стена.
Говорят, что некоторые из американских солдат плакали, стреляя в сторону мужественных горцев, которые даже пред лицом смерти оставались верны приказу. Когда поступил сигнал к отступлению, три четверти солдат 93-го полка уже были убиты. К слову, после окончания сражения американцы подобрали всех выживших шотландцев и лечили их в своих госпиталях, отнесясь к ним как к героям. Боевые действия в Новом Орлеане закончились 26 января 1815 года. Эта была самая крупная сухопутная победа сил США в ходе этой кампании. Интересно, что перемирие между Великобританией и США было подписано 24 декабря 1814 года, но до Нового Орлеана это известие дошло лишь в феврале следующего года. Около двух месяцев американцы и англичане убивали друг друга, не зная, что правительства их стран уже примирились.
Война войной, а сиеста по расписанию
До середины XIX века Техас не входил в состав США, мало того – в период с 1835 по 1836 г. он даже вёл собственную войну за независимость против Мексики. Примечательно, что Техас одержал победу благодаря любви мексиканцев к послеобеденному сну. 21 апреля 1836 года почти 1500 мексиканских солдат под предводительством генерала Санта-Анны по прозвищу «Наполеон Запада» находились в деревне Сан-Хасинто. Техасцы решили уничтожить все пути к отступлению и сожгли единственный мост в округе, отрезав тем самым войска Санта-Анны от основных сил. Несмотря на такое щекотливое положение, «Наполеон Запада» на утреннем совещании с офицерами решил не предпринимать активных действий и держать оборону. Вместе с этим он распорядился не отменять привычную для мексиканских солдат обеденную сиесту.
Пока солдаты спали, 900 техасцев бесшумно окружили лагерь и напали. Всего 20 минут потребовалось, чтобы мексиканцы потеряли 630 человек убитыми и ещё примерно 730 ранеными, нападавшие же лишились всего 40 бойцов. Санта-Анна бежал, но его очень быстро поймали. Для пущей надёжности генерал переоделся в солдатскую форму, но учёл не все нюансы. Когда его схватили, то один из техасцев заметил, что на рядовом почему-то шёлковое нательное бельё. Когда начали разбираться, легенде «Наполеона Запада» пришёл конец. Генерал был вынужден подписать унизительное для Мексики мирное соглашение. Так из-за любви мексиканцев к сиесте Техас обрёл свою независимость.
Из юриста в генералы
Что происходит, если командовать армией начинает человек, который в этом совсем ничего не понимает? Ничего хорошего. Яркий пример тому – генерал-майор Гидеон Пиллоу. В 1846 году, во время американо-мексиканской войны, этот человек, едва вступив в армию, сразу был назначен на должность бригадного генерала. За свою службу он успел наделать множество ошибок, но самая яркая произошла близ деревушки Камарго. Пиллоу приказал вырыть окопы, однако по какой-то причине не удосужился узнать, с какой стороны ожидается атака. В итоге, когда мексиканцы напали, оказалось, что оборонительные сооружения соориентированы совершенно в обратном направлении. Американские войска оказались беззащитны перед врагом. Казалось бы, такая нелепая ошибка должна была поставить крест на военной карьере Пиллоу, но 13 апреля 1847 года он получил звание генерал-майора. После войны в печать попало анонимное письмо, в котором утверждалось, будто только благодаря бесстрашию и мастерству генерал-майора Пиллоу американцам удалось одержать победу в войне с мексиканцами.
Вскоре выяснилось, что автором письма является сам генерал. В марте 1848 года его судили за клевету, но благодаря вмешательству президента Пиллоу избежал наказания, хотя из армии его всё же уволили. Во время Гражданской войны Гидеон Пиллоу сражался на стороне конфедератов. Видимо, ничему так и не научившись, в 1862 году он потерял крепость Донелсон, а во время битвы за Каменную Реку в 1863 году солдаты, которыми командовал генерал-неудачник, уличили его в трусости. Вместо того чтобы возглавить атаку, он предпочёл спрятаться за деревьями.
Мундиры не мочить
При описании событий времён Гражданской войны в США чаще всего вспоминают битву при Энтитеме в 1862 году, так как она послужила причиной отмены рабства в США. При этом редко упоминается событие, произошедшее во время боя, которое продлило войну ещё на два года. 12 000 солдат северян под командованием Бернсайда Эмброуза подошли к ручью, через который имелся всего один каменный мост под охраной 400 южан. Эмброуз решил поискать брод, но после трёх часов поисков так и не нашёл подходящего места.
К слову, по свидетельствам местных жителей, вода в этом ручье даже в самые лучшие времена едва доходила до пояса. Видимо, генерал не хотел, чтобы его войска намочили мундиры, поэтому приказал идти в атаку через мост. Южане умело использовали узкое пространство, сводившее на нет численное превосходство северян – им удалось отразить свыше 30 штурмов. Всего боевые действия продлились примерно три часа, и южане успели дождаться подкрепления. Конфедераты после рассказывали историю о том, как Бернсайд Эмброуз не хотел, чтобы его солдаты промокли, поэтому предпочёл большую часть из них убить.
Шутки шутками, но сражение при Энтитеме стало самой кровавой однодневной битвой в истории США: за один день потери обеих сторон составили 3654 убитыми и примерно 17 000 ранеными.
Пулемёты не нужны?
В 1876 году США вели войну против индейцев племён сиу и шаеннов. В рамках этого противостояния состоялась битва при Литтл-Бигхорн, о которой американцы вспоминают со скорбью. Между тем она является отличным примером того, как пренебрежение новыми технологиями и самоуверенность влияют на исход битвы. 7-й кавалерийский полк под командованием легендарного полковника Джорджа Армстронга Кастера должен был напасть на лагерь сиу.
В численном плане индейцы превосходили американских кавалеристов (2000 воинов сиу против 637 солдат Кастера), но на стороне американцев был элемент неожиданности. Также отличным доводом в пользу американских солдат могли бы стать три пулемёта Гатлинга. Скорее всего, они не обеспечили бы бескровную победу, но вкупе с внезапным нападением смогли бы усилить эффект и заставить сиу отступить. Возможно, так бы всё и было, если бы Кастер лично не отклонил это оружие. Он считал его недостойным и ненадёжным. В итоге 7-й кавалерийский полк был раздроблен и полностью уничтожен, и сам Джордж Армстронг Кастер поплатился жизнью за свою самонадеянность и безрассудство.
На месте гибели 7-го кавалерийского полка сейчас разбит мемориальный комплекс. Вокруг самого события до сих пор строится множество гипотез, хотя европейцам до сих пор непонятны причины столь большого резонанса из-за гибели безрассудного командира и его полка в одной из локальных стычек с индейцами.
Английский мясник
Одной из самых ярких страниц в истории Первой мировой войны является битва при Сомме (1 июля – 18 ноября 1916 года). Главнокомандующим Британскими Экспедиционными силами во Франции в то время был маршал Дуглас Хейг. Целую неделю до начала наступления артиллерия союзников утюжила немецкие оборонительные позиции. Первого июля началось наступление.
Большинство солдат Хейга были новобранцами, поэтому их не особо тревожила перспектива идти ровным строем через ничейную землю. Когда выяснилось, что артподготовка почти не нанесла ущерба немецким пулемётным позициям, было уже поздно. Стройные ряды молодых солдат стали идеальной мишенью. В первый же день британцы потеряли больше 56 000 убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Особенно сильный урон понёс офицерский состав британской армии. Форма офицеров отличалась от солдатской, поэтому немецким стрелкам было просто различить их в толпе.
Всего во время битвы при Сомме было убито больше миллиона человек. Она до сих пор считается самой кровавой бойней в истории человечества. Дуглас Хейг до сих пор высмеивается в английском обществе, ему было придумано прозвище «Мясник с Соммы».
Комментарии к данной статье отключены.