18 июня на сайте украинского интернет-издания «Обозреватель» была опубликована статья, авторы которой сделали попытку разобраться в причинах и обоснованности критики в адрес бронированного внедорожного автомобиля «Спартан» производства Кременчугского автомобильного завода.
Эксперты информационно-аналитической группы AUTO-Consulting составили список замечаний и отправились с ним к руководству завода за разъяснениями. В ходе встречи выяснилось, что открытое АО «АвтоКрАЗ» фактически не является производителем бронеавтомобиля «Спартан», хотя машина несёт на себе эмблему предприятия. В администрации завода экспертам пояснили, что броневик выпускается на другом предприятии, с которым «АвтоКрАЗ» находится в производственной кооперации.
«Спартан» собирается в Кременчуге по спецификациям производителя из машинокомплектов, поступающих в Украину из-за рубежа. Такая форма кооперации является распространённой мировой практикой, так как способствует удешевлению конечного продукта за счёт снижения затрат на производство и оптимизации налогообложения.
Большая часть комплектующих «Спартана» произведена за рубежом, а потому «АвтоКрАЗ» не может нести всю полноту ответственности за возможное несоответствие отдельных узлов автомобиля ожиданиям заказчика. Производителем машинокомплектов является канадско-эмиратская компания Streit Group, специализирующаяся на производстве бронированных автомобилей различного назначения. Учредителем и руководителем компании является выходец из России Герман Гуторов.
По заверениям руководителей кременчугского завода, они относятся к замечаниям с должным вниманием, однако уверены, что большая часть критики недостаточно обоснована. В частности, на упрёки военных в том, что ходовая часть «Спартана» не выдерживает условий эксплуатации на пересечённой местности, на «КрАЗе» отвечают, что в техническом описании бронеавтомобиля прямо указывается на то, что он предназначен в первую очередь для миротворческих миссий и является, скорее, шоссейным патрульным автомобилем. Бронеавтомобиль собирается на базе шасси американского грузового пикапа Ford 550, которое хорошо зарекомендовало себя при эксплуатации на дорогах с твёрдым покрытием. По словам представителей завода, также следует принять во внимание, что навеска броневых плит и вооружения увеличила массу машины почти до девяти тонн, что существенно повысило нагрузку на её ходовую часть. Кроме того, на «КрАЗе» заявили, что «Спартан» изначально не является военным вездеходом, а потому использование его в таком режиме означает нарушение целевого предназначения машины.
Проверив достоверность этих заявлений, эксперты группы AUTO-Consulting обратили внимание прессы на то, что на сайте компании Streit Group «Спартан» описывается как «equally suited to urban and off-road deployment», то есть, одинаково подходит для городского и внедорожного развертывания. Таким образом, заявление представителей кременчугского завода не вполне соответствует действительности.
Помимо всего прочего, представители «АвтоКрАЗа» подтвердили, что предприятие получало жалобы на частые поломки в ходовой «Спартана», в частности, обращения в связи с обрывом кронштейнов амортизаторов поперечной остойчивости. Инженеры предприятия доработали эти узлы, и в конструкцию машины были внесены усовершенствования, после чего жалобы на поломки такого рода прекратились. Однако руководство завода указывает на то, что кардинальное изменение всей конструкции шасси является прерогативой завода-производителя, и вряд ли кто-то станет заниматься переделкой импортного шасси, получаемого в готовом виде. По словам представителей «АвтоКрАЗа», такая самодеятельность чревата потерей гарантии от завода-изготовителя, влечёт за собой дополнительные расходы, а потому является нецелесообразной. Однако предприятие ведет работы по усовершенствованию отдельных узлов машины на основе полученных замечаний.
Как отмечают на заводе, автомобиль «Спартан» необходимо рассматривать как транспортную единицу, обладающей дополнительной бронезащитой, а не как вездеход с неограниченным запасом прочности. Автомобиль действительно имеет качественное минное усиление днища по классу STANAG 4569 (уровень 2) и вполне надёжную броню уровня B6, которые защитят экипаж от пуль автомата АК-47, осколков гранаты РГД или подрыва фугаса. При этом «Спартан» относится к классу APC (Armoured Personnel Carrier) и не рассчитан выдерживать обстрелы из артиллерии.
На жалобы военных о невозможности починить «Спартан» в полевых условиях представители завода отвечают, что ремонт любой современной машины требует сложного диагностического оборудования, которое нецелесообразно доставлять вплотную к передовой. По мнению руководства «АвтоКрАЗа», военные ведомства должны обеспечить надлежащую логистику для техники, вышедшей из строя. Такие машины следует доставлять на завод, а не бросать на передовой, ссылаясь на невозможность ремонта на месте.
Кроме перечисленых выше, военнослужащие ВСУ предъявляют претензии еще по нескольким пунктам:
- аварийная лебедка, установленная на «Спартане», не справляется со своими задачами и быстро выходит из строя;
- бронестекло не выдерживает второго попадания;
- пулеметное гнездо верхнего люка слабо бронировано и неудобно организовано (для смены магазина стрелок вынужден высовываться за пределы защитных экранов, подставляясь под пули);
- в комплектации машины не предусмотрено запасное колесо и отсутствует штатная радиостанция.
Признавая обоснованность некоторых претензий, «КрАЗ» одновременно обращает внимание экспертов на то, что перед поставками в армии других стран «Спартан» прошел тестовые испытания в нескольких зарубежных сертификационных центрах, что качество бронемашины гарантировано производителем и подтверждено сертификатами независимых экспертных организаций. По словам руководства «АвтоКрАЗа», этого нельзя сказать в отношении других бронеавтомобилей украинского производства, которые не сертифицированы на международном уровне и не проходили полного цикла испытаний.
Представители «АвтоКрАЗа» уверены, что по уровню технической оснащённости и надёжности бронемашине «Спартан» пока нет равных в Украине. По их словам, командованию ВСУ следует больше внимания уделять подготовке личного состава, использующего эти машины, что позволит избежать многих проблем при эксплуатации броневиков. Как известно, поспешность, с которой армия получала «Спартаны», привела к тому, что штат квалифицированных механиков-водителей не был своевременно подготовлен. Кроме того, не были заблаговременно созданы ремонтные базы для обслуживания подобной техники.
Помимо этого, машины поступили в ВСУ без надлежащей приемо-передачи и на протяжении всего времени их нахождения в зоне боевых действий формально оставались в собственности завода. Этот факт является недоработкой и самого завода, так как надлежащее оформление документов передачи материальных ценностей является важным этапом поставки.
Комментарии к данной статье отключены.