4 июля российский интернет-портал globenews24.com опубликовал статью о том, что на VII Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), проходившем в Санкт-Петербурге, представитель Зеленодольского Проектно-конструкторского бюро Андрей Харитонов презентовал проект трёхкорпусного корабля класса «Корвет», которым разработчики намереваются заинтересовать потенциальных заказчиков. Перспективный корвет-тримаран получил наименование «Русич-1». По утверждению его создателей, корвет будет обладать рекордной остойчивостью, которая позволит ему вести бой даже в условиях шестибального шторма. На стенде ОАО «Зеленодольское ПКБ», который является частью общей выставочной экспозиции АО «Объединённая судостроительная корпорация», вниманию посетителей представлена масштабная модель нового корабля.
Зеленодольское ПКБ, возможно, является единственной в России организацией, имеющей опыт проектирования многокорпусных судов. В портфеле инновационных проектов этого бюро находятся разработки судов тримаранного типа «Русич-2.2» (исследователь морских биоресурсов), «Россиянка-1» (скоростное грузопассажирское судно) и другие. Андрей Харитонов рассказал о том, что по проекту ПКБ была построена действующая модель тримарана длиной в 12 м и массой около 4 т, показавшая превосходные результаты на испытаниях (в сравнении с моделью однокорпусного корабля). По словам Харитонова, испытания тримарана проводились в специальных имитационных бассейнах в различных условиях, включая ледовый режим. Информация о параметрах корвета пока не разглашается, но у конструктивно схожего тримарана «Русич-2.2» длина корпуса составляет 83 м, ширина – 33 м, осадка – 4,7 м (при водоизмещении около 900 т), а расчётная скорость – около 35 узлов.
Учёные утверждают, что технология изготовления трёхкорпусных лодок известна человечеству уже четыре тысячи лет. Так, аборигены Полинезии издавна использовали такие лодки, что позволило им расселиться на островах Тихого океана. Вопреки предубеждениям о неприменимости древних технологий, современные катамараны и тримараны демонстрируют превосходные мореходные характеристики. Многокорпусность придает им большую поперечную остойчивость при волнении, что позволяет разместить на борту больше груза и использовать паруса большей площади. В результате суда с двумя и тремя корпусами часто развивают более высокую скорость, чем однокорпусные, а также лучше переносят волнение и сильный ветер. Так, экипажу скоростного 40-метрового парусного тримарана «Banque Populaire V» принадлежит кубок Жюля Верна за самый быстрый вояж вокруг света. Используя лишь силу ветра, судно обогнуло земной шар всего за 45 суток.
В XX веке интерес к многокорпусным судам заметно возрос. Одним из пионеров этой отрасли называют американского энтузиаста парусного спорта Виктора Чечета, выходца с Украины. Именно ему приписывают авторство термина «тримаран» и отдают пальму первенства в постройке первых спортивных трёхкорпусных яхт. Эмигрировав в 1923 году в США, бывший пилот Чечет приложил немало усилий для развития теории и практики строительства мнокорпусных малых судов.
В 60–70-х годах в мире началось строительство первых грузопассажирских судов с двумя и тремя корпусами. Так, в 1973 году норвежская компания Westermoen Hydrofoil построила первый скоростной катамаран Westamaran длиной в 27 м, который мог перевозить до 170 пассажиров. С каждым последующим судном росли и размеры катамаранов. В 1998 году австралийская компания INCAT построила высокоскоростной пассажирский катамаран с полным водоизмещением более 1650 т. Длина судна составила 96 м, ширина – 26 м, а его скорость достигает 40 узлов в грузу (без груза – до 50 узлов). В 2005 году на регулярную линию между Канарскими островами и Испанией вышел паром Benchijigua Express, представляющий собой почти 130-метровый тримаран водоизмещением около 9000 т. Паром вмещает свыше 1200 пассажиров и более 300 автомобилей, развивая скорость до 36 узлов (около 67 км/ч).
На выдающиеся свойства многокорпусных судов обратили внимание и военные. Так, компания INCAT в 2001 году получила новые заказы и построила несколько катамаранов военного назначения, среди которых HSV-X1 Joint Venture и HSV-2 Swift для ВС США. В настоящее время катамараны этого типа используются в качестве транспортных и десантных кораблей.
Китай стал строить многокорпусные корабли в числе первых. В 2004 году в КНР начались работы по созданию серии ракетных двухкорпусных катеров проекта 022 (класс «Хубэй»), и в настоящий момент в составе Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая насчитывается 83 двухкорпусных ракетных ударных катера, при строительстве которых были использованы стелс-технологии. Каждый катер имеет две пусковых установки по четыре ракеты YJ-83 в каждой. Другими словами, этот «москитный флот» являет собой мощную силу, вооружённую почти семьюстами противокорабельными ракетами с дальностью полёта до 200 км. По некоторым данным, китайские катера-катамараны могут быть также вооружены 1,6-тонными ракетами Hongniao, которые имеют дальность полёта до 3000 км и способны нести ядерные боеголовки. Кроме того, на катерах установлены скорострельные шестиствольные автоматические артустановки АК-630, а на вооружении у членов экипажа имеются переносные зенитные ракетные комплексы. Китайские катера-катамараны могут развивать скорость до 40 узлов (74 км/ч), а за счёт своей малой осадки (до 1,5 м) легко преодолевают отмели между островами и устья рек.
В начале 2000-х годов США запустили программу постройки двенадцати лёгких многоцелевых прибрежных кораблей-тримаранов. Серия получила название Independence, и в 2010 году первый корабль с одноимённым названием был принят в состав ВМФ США. Тримаран Independence имеет в длину около 127 м, в ширину – 32 м, полное водоизмещение – более 3000 т, при осадке всего 4,3 м. Максимальная скорость, которую может развить тримаран, составляет 44 узла (более 81 км/ч). Корабль несёт на борту ракетно-пушечное вооружение, многоцелевой вертолёт Sikorsky SH-60/MH-60 Seahawk и 1–2 БПЛА MQ-8B Fire Scout. Одновременно с программой строительства тримаранов в США реализовывается проект по созданию кораблей-катамаранов (Spearhead-class), которым предназначена роль скоростных перевозчиков, мобильных баз поддержки и снабжения войск, штабов управления и координации.
Комментарии к данной статье отключены.