Что такое «зона безопасности» или «пороховая бочка Европы» — это сказать может почти каждый. А где на карте найти Рашку? Насколько боснийские мусульмане отличны от остальных народов Балкан? И почему же гражданская война в этом регионе так пестрит конфликтами, решёнными только декларативно?
Кто они такие?
Нередко ожесточённые конфликты на Балканах объясняются разнообразием народов, проживающих там: албанцы, болгары, боснийцы-мусульмане, греки, македонцы, сербы, хорваты, словенцы, черногорцы и все те, на кого они могут разделиться. После такого перечисления указывается, что все эти народы ещё и исповедуют разные религии и живут настолько перемешано, что конфликты, как предполагается, неизбежны. Но такая аргументация уже несостоятельна. Этнорелигиозное многообразие не обязывает народы к перманентной гражданской войне. Зато комплексный политический и экономический кризис, просчёты руководителей, спорные территории и ограниченный доступ к ресурсам действительно приводят к конфликтам, а уже их участники обращаются к культурным признакам для противопоставления «мы-они». Славянский язык сербов не похож на язык, например, албанцев, хотя оба они индоевропейские. Сербы, которые ещё с раннего средневековья образовали своё государство в области под названием Рашка, расширяли свои владения, неизбежно включая в границы и другие народы, а потом их государство стало вассалом Османской империи и было включено в её состав.
Только в XIX веке они добились независимости. Таким образом, у сербов, как и у ряда других народов Балкан, есть очевидные исторические причины противопоставлять себя всему, что напоминало бы об османах. После Второй мировой войны Сербия стала республикой в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия. А кто же такие бошняки? Это принявшие ислам во времена османского владычества жители Боснии и Герцеговины, в основном по происхождению родственные тем же сербам да хорватам, даже язык у них тоже южнославянский, но с заимствованиями, что нормально для диалекта. Однако их именуют «муслимане» (это их самоназвание
Не забывая об истоках
События 11 июля 1995 года нельзя рассматривать в отрыве от последнего этапа истории Югославии. Границы в этой республике специально были проведены без соблюдения границ расселения этнических групп — ведь распад её не предполагался. И когда он произошёл, закономерно появилось огромное количество спорных территорий, население которых захотело свою долю независимости. Так, в Боснии и Герцеговине референдум о независимости республики 1992 года прошёл без участия проживавших там сербов, а их было не так уж мало — около 31%. Вообще, БиГ начала 1990-х оценивается исследователями как регион с большим конфликтным потенциалом и этнически более поляризованый, чем другие республики и Югославия в целом
В 1993 году он ещё заявлял о необходимости восстановления Югославии, о братстве народов региона, но именно он объявляется инициатором этнических чисток в Боснии. Не только сербы отличились в этой гражданской войне жестокостью. Однако по ряду причин во многих столкновениях принято именно их и винить. Бесспорный факт состоит в том, что сербами были проведены военные операции, объектом которых стали боснийские мусульмане, как небесспорно указывается, мирное население.
Место действия
Город Сребреница оказался в составе той самопровозглашенной республики. Некогда он именовался римлянами Аргентария или Аргентум, это древний центр добычи серебряной руды. 1992 год выдался для этого городишка, мягко говоря, непростым: с началом гражданской войны он стал одним из военных плацдармов боснийских мусульман, в апреле его заняли войска сербов, а в мае опять взяли «муслимане», которые задержались там до 1995 года, но уже в сербской осаде. В апреле 1993 года Совет Безопасности ООН объявил Сребреницу «зоной безопасности», что должно было оградить город от любых военных действий. Прибыли голландские миротворцы в количестве 600 человек. Они должны были разоружить силы боснийских мусульман, у которых уже был свой Военный президиум и отряд территориальной обороны общины Сребреница под командованием Насера Орича, бывшего полицейского.
Этот отряд преобразовали в соединение Армии Республики Боснии и Герцеговины в Сребренице. 30 мая 1995 года Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали обвинил бошняков в несоблюдении требований о разоружении. Нападения и диверсии со стороны Сребреницы на территориях, подконтрольных сербам, продолжились. Список убитых в этих столкновениях в 1992–1995 годах насчитывает 3200 человек
Эскалация
Поворотным моментом стало распоряжение президента Республики Сербской. «Директива №7» предписывала изолировать Сребреницу и близлежащую Жепу. 11 июля началось сербское наступление. Командовал им Ратко Младич, сербский генерал и военный деятель, начальник штаба Войска Республики Сербской.
Боснийские войска в этот момент остались без командира, поскольку Насер Орич был в отъезде с апреля, миротворцы фактически не оказали никакого сопротивления и отказались участвовать в боях. Два самолёта НАТО атаковали надвигающиеся танки сербов, но эти действия были прекращены после угрозы уничтожить голландский контингент
Насчёт этих устрашающих данных есть сомнения. Предполагают, что не все раскопанные вокруг Сребреницы захоронения есть результат нападения 11 июля. С учётом этого реальное число убитых при штурме Сребреницы может быть оценено в 2,5–3 тыс. человек, причём не только мирного населения
Блокада другого боснийского анклава — Жепы закончилась более мирно. Население эвакуировали, при этом участвовали миротворцы с Украины.
Итог
Попытка боснийских сербов организовать свою Сербию закончилась массированной бомбардировкой их самопровозглашенной Республики, интервенцией НАТО, участием в этом вопросе Гаагского Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и Дейтонским соглашением о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий. Насер Орич был арестован в апреле 2003 года. Суд над ним начался в октябре 2004 года и продолжался полтора года. В основном Орича оправдали, приговорили к 2 годам заключения за непринятие мер для предотвращения убийства сербских пленных в период между 27 декабря 1992 и 20 марта 1993 года.
Радован Караджич, президент Республики Сербской, получивший в своё время Международную премию имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства, был обвинён в организации массового убийства боснийских мусульман в Сребренице. Кроме этого ему предъявили ещё 10 обвинений в преступлениях против человечности и в нарушении законов и обычаев войны. Он скрывался от трибунала тринадцать лет, после чего судебный процесс прерывался многочисленными отсрочками. Генерал Ратко Младич наряду с другими руководителями Республики Сербской был обвинён в совершении военных преступлений и геноциде. Речь шла об осаде Сараева и о столкновении в Сребренице. Вступление Сербии в Европейский союз было объявлено невозможным без его поимки и выдачи трибуналу. За информацию о местонахождении Младича была назначена скромная награда в 10 млн евро. Арестовали Младича только в 2011 году, а приговор до сих пор ещё не вынесли.
Вопрос о том, был в Сребренице геноцид или нет, не решён и не забыт до сих пор. Например, Россия 8 июля 2015 года наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, касающуюся трагических событий в Сребренице, которую предложила к рассмотрению Великобритания.
Нужно ли задаваться вопросом, кто из них пострадал больше? Если взглянуть на итог всего, по сути десятилетнего конфликта на территории бывшей Югославии, когда сотни тысяч сербов оказались изгнанными из мест своего традиционного проживания, то нельзя не прийти к выводу, что они пострадали по крайней мере не меньше других.
Виталий Чуркин, постоянный представитель РФ при ООН#.
Главное место действия всё ещё в руинах, бывшие градостроительные предприятия заброшены, хотя имя Сребреницы звучит на многих международных конференциях. Дипломаты и политики неустанно заявляют, что этот исторический пример должен быть поучительным для всего человечества.
Автор и редакция благодарят Дениса Ермолина, кандидата исторических наук, м.н.с. отдела европеистики МАЭ (Кунсткамера) РАН, за помощь в работе над материалом
Комментарии к данной статье отключены.