В отличие от других разработок Семёна Гинзбурга, танки Т-46 и Т-111 мало кому известны. Неудивительно, учитывая, что серийных Т-46 было выпущено всего четыре (плюс два опытных), а Т-111 и вовсе существовал в единственном экземпляре. Ни в кино, ни в книгах эти танки не фигурируют. Собственно, если бы не World of Tanks, про них бы знала разве что горстка фанатов истории бронетехники. Попробуем восполнить этот пробел.
Проблемы «станового хребта»
В начале 30-х годов ХХ века костяк бронетанковых сил РККА составляли два основных типа танков — Т-26 и БТ-5. Были и более специализированные машины — средний танк поддержки и усиления Т-28, тяжёлый пятибашенный танк прорыва Т-35, лёгкие разведывательные и огнемётные танки. Но эти модели выпускались в значительно меньшем количестве.
Сравнительно простой и дешёвый Т-26 страдал от недостатков шасси, которое на момент появления этого танка было неплохим, но не имело практически никаких резервов по грузоподъёмности. Потолок нагрузки был достигнут в 1933 году, когда конструкторы установили на танк увеличенную башню с 45-мм орудием взамен 37-миллиметрового. Дальнейшие попытки усилить броню, поставить более мощный двигатель или орудие покрупнее (неизбежно сопряжённые с увеличением массы) безнадёжно в этот потолок упирались.
БТ-5 отличался замечательной скоростью, хорошим запасом хода и имел колёсно-гусеничный движитель, позволявший экономить ресурс гусеничных лент. То есть, его можно было перебрасывать на большие расстояния своим ходом, не привлекая к процессу специальные грузовики и железнодорожный транспорт. Однако надёжность БТ-5, особенно двигателя, хромала.
А ещё у военных была общая претензия к обоим танкам. Сам факт, что их было два, усложнял жизнь. Вооружение у Т-26 и БТ-5 было одинаковое, по боевым возможностям они примерно соответствовали друг другу. Но их конструкции различались кардинально. А значит — танкистов и ремонтников приходилось готовить по разным программам, требовались разные сорта горючего, смазки и разные запчасти.
Так появилась идея создания танка, сочетавшего простоту Т-26 и подвижность БТ-5 с адекватным бронированием и возможностью нести орудие не только калибром 45 мм, но и 76 мм — на перспективу. Работы над новым танком начались в 1933 году в Ленинграде, на заводе № 172. Два года спустя проект передали особому конструкторско-машиностроительному заводу № 185. С самого начала разработка шла под руководством Семёна Гинзбурга.
Т-46. Дорогое удовольствие
Новый танк предполагалось оснащать колёсно-гусеничным движителем, подобно семейству БТ. На каждом экземпляре конструкторы предусмотрели наличие радиостанции. Это было весьма новаторское решение, потому что в Т-26 и БТ-5 рации ставились только на танки командиров рот и выше, а остальным приходилось довольствоваться сигнальными флажками и принципом «Делай как я!».
Другим интересным новшеством проекта было то, что танк разрабатывался с возможностью установки как бензинового, так и дизельного двигателя. По габаритам, крепежу, расположению топливо- и маслопроводов, а также других критичных элементов двигатели были полностью взаимозаменяемы. Правда, 200-сильный дизель ДТ-4 был ещё не доведён, так что все первые экземпляры нового танка должны были оснащаться бензиновым мотором МТ-4 аналогичной мощности.
В качестве основного вооружения предполагалось использовать 45-мм пушку 20К или 76-мм ПС-3. Дополнительно танк нёс три пулемёта — спаренный с орудием, зенитный и ещё один в задней части башни. Новую машину назвали Т-26А, но потом переименовали в Т-46, чтобы подчеркнуть, что танк будет совсем новым, а не переделкой старичка «двадцать шестого».
На бумаге всё было гладко, но в реальности оказалось не так радостно. Во-первых, Т-46 вместо запланированных десяти тонн потянул на все пятнадцать. Во-вторых, дизель так и не доработали. В-третьих, с установкой 76-мм пушки тоже ничего не вышло.
Оценив результат, военные заказчики решили, что раз в десять тонн всё равно уложиться не получилось, так почему бы не навешать на танк всего и побольше? В результате Т-46 усилили броню и поставили на него двигатель МТ-25 мощностью 300 лошадиных сил. Попутно конструкторы попытались воплотить навязчивую идею военных того времени — об установке огнемёта чуть ли не в каждый новый танк. На Т-46 огнемёт приделали с правой стороны башни. Со всеми переделками машина потянула уже на 18 тонн, но заказчики сочли это приемлемым.
Под обозначением Т-46-1 танк был принят на вооружение. Четыре построенных экземпляра в декабре 1936 года поступили в войска для испытаний. Добрых полтора года красноармейцы гоняли его как могли, и в результате остались очень довольны. Танк оказался универсальным, простым в обслуживании, удобным и подвижным. Отдельно понравился огнемёт, благодаря которому не было нужды отправлять в бой вместе с Т-46 специализированные машины.
Всё бы хорошо, но танк, который должен был заменить дешёвый Т-26, по стоимости приближался к трёхбашенному Т-28. И даже при постановке машины в серию добиться серьёзного удешевления едва ли удалось бы. Так что целиком перевооружить бронетанковые войска на Т-46-1 было физически невозможно для не очень богатого в то время СССР. Работы над «сорок шестым» пришлось свернуть.
Большой бронетанковый кризис РККА
В том же году, когда Т-46-1 поехали на войсковые испытания, советские конструкторы и военные решили отвлечься от внутренних забот и присмотреться к тому, как в целом обстоят дела с бронетехникой в мире. И были неприятно удивлены, обнаружив, что за пятилетку, потраченную на обеспечение Красной армии танками, эти самые танки успели благополучно устареть по сравнению с зарубежными аналогами.
Гинзбург прямо и нелицеприятно написал об этом в докладной записке на имя руководителя Автобронетанкового управления РККА:
«В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме калибра вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад. Если в то время это были, несомненно, передовые образцы боевой техники, то сегодня наши танки устаревают, тогда как танкостроители других стран смело внедряют новое в серийное производство».
Особенно беспокоили два момента: проблемы с ходовой частью и бронированием. Шасси отечественных танков (кроме БТ) было перегруженным и не обеспечивало плавного хода, соответственно, в движении было нереально поразить цель. Даже при остановке требовалось подождать несколько секунд , пока машина перестанет раскачиваться, сбивая прицел. Между тем, в бою на счету каждое мгновение. Новейшие зарубежные танки подобным затруднением страдали в гораздо меньшей степени. Хотя по части новых шасси определённые наработки были, и им можно было дать ход.
С бронированием дела обстояли откровенно плохо. Даже самые передовые образцы оснащались максимум 25-мм бронёй, а серийные танки были защищены и того слабее. В этом не было ничего удивительного, если учесть, что после окончания Первой мировой войны основным врагом танка считались пехотинцы, вооружённые обычной винтовкой с бронебойными пулями. А поддерживать их должны были пулемёты (того же винтовочного калибра) и небольшое количество крупнокалиберных пулемётов и противотанковых ружей.
Но как раз в середине 30-х стали массово применяться скорострельные противотанковые пушки, которые любой советский танк пробивали гарантированно и с любой проекции. За рубежом это понимали, так что уже в 1936 году у тех же французов появились FCM 36 и Renault R35 с противоснарядным бронированием.
Красной армии требовался танк с толщиной брони не менее 40 мм. Гинзбург взялся за создание такой машины на базе своего предыдущего проекта, Т-46.
Т-111. Прочный, тяжёлый… архаичный
Сначала конструктор создал проект Т-46-3. Из-за опасений, что «не потянет» ходовая, толщина его брони была всего 25–30 мм. Ходовая справилась, а вот методов сварки листов такой толщины в это время не было, так что корпус собирали на заклёпках и гужонах. Это добавило танку массы, но не защищённости (было доказано испытаниями обстрелом).
40-миллиметровую броню решили установить на танке под индексом Т-46-5. Чтобы подчеркнуть новизну конструкции, машина получила дополнительное название Т-111. Гинзбург начал работу над новым танком в 1937 году, но почти сразу был отстранён, и проектирование возобновилось только в следующем году, с переделками в конструкции — главным образом в сторону дальнейшего увеличения брони (до 60 мм). Попутно конструкторы вернулись к идее оснащения танка 76-мм пушкой.
Наконец, в апреле 38-го прототип Т-111 построили полностью и до октября гоняли его на заводских испытаниях. С точки зрения защиты машина показала себя отлично. Танк спокойно выдерживал обстрел из 37- и 45-мм противотанковых пушек, и даже полковая 76-мм пушка пробивала его с трудом. Вопрос вооружения остался открытым, потому что 76-мм пушка в башне не поместилась. Стрелять на испытаниях пришлось из 45-миллиметровки. Она показала прекрасные точность и скорострельность, но военные считали, что для уверенной борьбы с вражескими танками этого калибра уже недостаточно.
И ещё неприятность: танк «поправился» до 32 тонн. 300-сильный двигатель и ходовая часть, рассчитанная на максимальную нагрузку в 18 тонн, с трудом тащили эту «тушу». Справедливости ради стоит уточнить, что проходимость у Т-111 была всё-таки неплохой.
По сумме факторов военные пришли к выводу, что доделывать танк нет смысла. Перекраивание ходовой, замена двигателя, расширение башни — всё это тянуло по затратам на разработку «с нуля». Да и клёпаный корпус в 38 году был архаизмом. Т-111 как проект умер, превратившись в источник конструкторского опыта для будущих разработок.
Источники:
- Танковая мощь СССР. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — ISBN 978-5-699-31700-4.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905—1941. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
Комментарии к данной статье отключены.