27 ноября 1951 года была принята на вооружение Р-2 — первая баллистическая ракета полностью советской разработки. До момента снятия с вооружения в 1960 году она ни разу не применялась в боевых действиях. Несмотря на то, что Р-2 могла выполнять функцию носителя оружия массового поражения, главный вклад за время своей эксплуатации она внесла в развитие научно-технического прогресса. Её «гражданской» версии Р-2А суждено было стать своеобразным советским «разведчиком» космического пространства.
Германское наследство
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что наибольших успехов в разработке ракет к 1945 году достигли немцы. До начала Второй мировой войны ракетостроением серьёзно занимались также в СССР и США, но ни там, ни там настолько впечатляющих успехов не достигли. Американцы не признали пророка в своём отечестве, и, несмотря на то, что первую в мире ракету на жидком топливе запустил в 1926 году уроженец Массачусетса Роберт Годдард, его работам не уделили ни внимания, ни финансирования. Проведя за 15 лет 35 запусков, Годдард в 1941-м переключился на разработку двигателей для самолётов.
Советский Союз уделял этой теме больше внимания – в нём действовали сразу две исследовательские группы, объединённые в 1933-м в «Реактивный институт». Плодами трудов стали реактивные снаряды, успешно применявшиеся как в авиации, так и с наземных установок (легендарные гвардейские миномёты «Катюша»). Но на фоне немецких успехов меркнет и это – о серийно производимом жидкостном ракетном двигателе с тягой в 270 килоньютонов и наши, и американцы могли в середине сороковых лишь мечтать. Именно такой устанавливался на разработанную Вернером фон Брауном в 1942 году ракету A-4, более известную под названием V-2 (Фау-2). Немецкое «оружие возмездия» за номером два (Vergeltungswaffe – именно так расшифровывалась литера «V») было на момент создания самой мощной и самой совершенной ракетой на планете. Именно V-2 была первым творением человеческих рук, преодолевшим условную границу космического пространства. Неудивительно, что после победы над нацизмом страны-победительницы поспешили воспользоваться ценным опытом.
На основе доставшихся Советскому Союзу трофейных ракет V-2 Сергеем Павловичем Королёвым в 1948 году была разработана первая советская баллистическая ракета Р-1. Хотя её и принято считать копией немецкого образца, практически всю конструкторскую работу пришлось выполнять заново, так как ни чертежей, ни расчётов нашим не досталось, а были только натурные образцы. Р-1 оказалась проще и совершеннее V-2, имела увеличенную дальность полёта (270 км против 250 км у оригинала) и гораздо более высокую надёжность (у немцев каждая пятая ракета отбраковывалась после сборки, половина из оставшихся не взлетала или взрывалась при запуске).
Между первой и второй…
Но ограничиваться копированием отечественные конструкторы не собирались – параллельно с подготовкой к производству Р-1 началась разработка Р-2 – ракеты с увеличенной дальностью полёта. Её конструктором был Михаил Кузьмич Янгель. Работы проходили под руководством Королёва.
Увеличение дальности было достигнуто комплексом технических решений. Во-первых, разработчики увеличили объём топливных баков ракеты. Во-вторых, значительно возросла мощность двигателя за счёт повышения давления в камере сгорания, больших оборотов турбины и применения более концентрированного топлива. В-третьих, масса двигателя и баков с топливом и окислителем была значительно снижена за счёт применения лёгких сплавов, а корпус ракеты был облегчён путём перекладывания части его несущих функций на стенки топливного бака. И, наконец, была применена отделяющаяся боеголовка – после израсходования топлива баки, двигатель и прочие части конструкции, которые становились более не нужны, отцеплялись и не тормозили полёт боевой части к цели. В итоге дальность полёта Р-2 достигла 550 км. Это было меньше, чем планировалось (по первоначальным требованиям дальность должна была составлять 600 км), но было сочтено достаточным.
Были осуществлены и другие решения, сделавшие ракету более совершенной по сравнению с Р-1 и немецким «предком». Так, приборный отсек с аппаратурой, управлявшей полётом ракеты, перенесли из головной части в хвостовую, что значительно упростило его обслуживание при подготовке к запуску. Правда, время предстартовой подготовки существенно не уменьшилось и продолжало составлять около шести часов, но физическая нагрузка на расчёт и вероятность случайно повредить ракету заметно снизились. Ракета была впервые в мире оснащена средствами для коррекции полёта по радио – благодаря этому точность ракеты оказалась на том же уровне, несмотря на более чем вдвое возросшую дальность полёта. 25 сентября 1949 года Р-2 совершила первый полёт, а 27 ноября 1951 года была принята на вооружение.
Носитель ОМП
При осмыслении ниши для применения нового оружия наши быстро столкнулись с той же проблемой, что и немцы – непропорционально малой разрушительной мощью ракет. Р-2 несла чуть более тонны боевого заряда – эквивалент крупной авиабомбы, каких тяжёлый бомбардировщик мог нести пару-тройку штук. И хотя ракета стоила заметно дешевле бомбардировщика, последний был многоразовым. Ракетный запуск же безвозвратно отправлял результат долгого упорного труда и солидных финансовых затрат на территорию противника для того, чтобы взорвать там, фактически, одну-единственную бомбу. И то только в том случае, если «груз» благополучно долетит и попадёт в цель, что с тогдашними ракетами случалось гораздо реже, чем с тогдашними авиабомбами.
Для нацистов одним из решающих преимуществ V-2 был психологический, пропагандистский эффект. В пятидесятые годы это было уже неактуально, так что в списке плюсов оставалась только неуязвимость ракеты для тогдашних средств ПВО. Для повышения поражающего эффекта в начале пятидесятых для Р-2 были разработаны два варианта боевых частей, начинённых радиоактивной жидкостью. Они должны были, взрываясь на заданной высоте, заражать местность (в наши дни такое называется «грязной бомбой»). Эти боевые части успешно прошли испытания (с инертной жидкостью вместо радиоактивной), но на вооружение приняты не были. В 1956 году была создана и запущена в производство полноценная ядерная боеголовка для Р-2 мощностью 10 килотонн.
Ракета Р-2 состояла на вооружении Советской армии до 1960 года. Последний её запуск состоялся в мае 1962 года. Развитие ракетной техники не стояло на месте, и на смену Р-2 пришли более совершенные образцы – в частности, разработанная ещё в 1954-м Р-5 со вдвое увеличенной дальностью полёта и штатно предусмотренным с самого начала проектирования ядерным зарядом. Но именно Р-2, как самая первая баллистическая ракета отечественной конструкции, установлена в качестве памятника на въезде в город Королёв.
В отличие от Р-1, её младшая сестра состояла на вооружении не только в Советском Союзе. В конце 1957 года полная производственная документация и две готовых ракеты в качестве образцов были переданы Китайской Народной Республике в рамках укрепления военно-технического сотрудничества. В ноябре 1960-го первая Р-2 китайской сборки стартовала с полигона Цзюцюань. У китайцев ракета производилась под названием «Доньфэнь-1» и состояла на вооружении до конца шестидесятых.
Ракета для собачьих «гагариных»
В бою Р-2, к счастью, так и не была ни разу применена, зато успела послужить научному прогрессу. В 1954 году на её базе была разработана геофизическая ракета Р-2А для Академии Наук СССР. Она несла более тонны (1145 кг) исследовательской аппаратуры и обеспечивала её подъём на высоту до 210 км – в термосферу, за пределы линии Кармана (эта линия, расположенная на высоте 100 км над уровнем моря, условно считается границей между атмосферным пространством и космосом). При помощи Р-2А были осуществлены исследования реальных условий функционирования искусственных спутников Земли, измерения концентрации атмосферного кислорода на разных высотах и многие другие научные программы.
На ракете Р-2А неоднократно производились полёты собак – в первом же полёте, 16 мая 1957 года, были доставлены на максимальную высоту и благополучно возвращены на Землю собаки Рыжая и Дамка, в дальнейшем подобные опыты неоднократно повторялись. Собака по кличке Кусачка поставила рекорд – она летала на Р-2А четырежды, за что была торжественно переименована учёными в Отважную. Ракета эксплуатировалась до середины 1960 года. Всего с полигона Капустин Яр было выполнено тринадцать запусков, из них два оказались неудачными (они проводились без собак на борту). Один собачий экипаж все же погиб – случилось это во время второго полёта ракеты, 24 мая 1957 года, когда произошла разгерметизация кабины.
Комментарии к данной статье отключены.