• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    31

    "Сом": история невезучей подлодки

    • ПМВ
    • флот
    • подводные лодки
    Александр Сирота
    29 July '15

    27 июля 2015 года шведская компания «Ocean X Team», специализирующаяся на поиске затонувших сокровищ и исторических артефактов, поймала особенно крупную «рыбу». Обнаруженный объект длиной в 20 метров и шириной в 3 метра предварительно был идентифицирован специалистами компании как подводная лодка российского императорского флота «Сом». Если это действительно так, то находка, фотографии и видео которой шведы уже выложили в сеть, покоится на морском дне целых 99 лет, а задраенные люки скрывают за собой 18 трагически погибших моряков.

    Как «Фултон» стал «Сомом»

    Прежде чем на целое столетие залечь на морское дно, «Сом» довольно долго путешествовал. Подлодка была построена в самом начале XX века фирмой американского конструктора Джона Филипа Голланда, которого считают изобретателем современной конструкции подводной лодки.

    С 1897 года Голланд успешно поставлял подводные лодки для ВМС США, а также военно-морских сил Англии, Австро-Венгрии и Японии. На начало XX века этот конструктор был законодателем мод в области подводного судостроения.

    ​Джон Филип Голланд - "Сом": история невезучей подлодки | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Джон Филип Голланд

    Морское министерство Российской империи начало работы по проектированию собственных подводных судов в 1900 году, и с самого начала обратило внимание на субмарины Голланда. Русский флот хотел приобрести образец для дальнейшей постройки серии подводных лодок своими силами, но переговоры провалились: американцы отказались продавать партию из менее чем 10 судов. Сумма такого заказа в $1,9 млн показалась русским чрезмерной, так как к созданию подводного флота тогда ещё относились как к предприятию с довольно неопределёнными перспективами.

    В течении нескольких лет Россия строила подводные лодки сама, а также закупила по одной субмарине во Франции («Губэ-2») и Германии («Форель»).

    Тем не менее, интерес к передовым субмаринам Голланда у российского флота сохранился. То, что не удалось Морскому министерству, получилось у Невского судостроительного завода, правление которого приобрело у Голланда право на постройку судов его конструкции сроком на 25 лет. В 1904 году завод предложил Морскому министерству построить пять подводных лодок американской конструкции. Для образца было решено приобрести одну субмарину типа «Голланд –VII» (суда этого типа уже состояли на вооружении американского флота).

    У Джона Голланда как раз была в наличии одна такая подлодка, построенная на средства фирмы в 1901 году в рекламных целях – «Фултон». На тот момент это было современное судно надводным водоизмещением 105 тонн (124 тонны под водой) и бензин-электрической силовой установкой. Мощность бензинового двигателя в 160 лошадиных сил позволяла развивать скорость в надводном положении до 8,5 узлов, а под водой 70-сильный электромотор разгонял машину до 6 узлов. Вооружалась она торпедным аппаратом калибра 457 мм, боекомплект состоял из трёх торпед Шварцкопфа. Экипаж из 22 человек мог действовать в автономном режиме до 8 суток, дальность автономного перехода у «Фултона» равнялась 430 милям (под водой субмарина могла проплыть 30 миль). Рабочая глубина погружения закупленного образца составляла 35 метров.

    ​Подводная лодка «Фултон» (впоследствии – «Сом») в плавучем доке - "Сом": история невезучей подлодки | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Подводная лодка «Фултон» (впоследствии – «Сом») в плавучем доке

    Первые неприятности начались с подлодкой ещё в Америке, когда «Фултон» проходил испытания. При переходе субмарины из Нью-Йорка в Вашингтон в апреле 1902 года на ней произошёл взрыв, в результате которого несколько членов экипажа получили ранения. Но в остальном её «дороссийская» жизнь протекала без серьёзных происшествий – более того, современниками она оценивалась как «обладающая большими достоинствами» с точки зрения мореходных качеств.

    1 июля 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, «Фултон» был доставлен в разобранном виде в Кронштадт британским пароходом «Менатик». На Невском заводе лодку собрали и 11 ноября, после ходовых испытаний, отправили железной дорогой во Владивосток. Там «Сом» (так лодка стала называться в соответствии с приказом Морского министерства) был включён в состав Отдельного отряда миноносцев – правда, торпеды для него из Петербурга доставили только в конце марта 1905 года.

    Ярко проявить себя в русско-японской войне «Сому» не удалось. Единственным боевым эпизодом с участием судна стала попытка атаки двух японских миноносцев в бухте Преображения 29 апреля 1905 года. Японцы, обнаружив субмарину, поспешно ретировались (впрочем, в вопросе о том, кто от кого убегал, среди историков единства нет).

    ​ - "Сом": история невезучей подлодки | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Тем временем на Балтике одна за другой входили в строй пять подводных лодок типа «Сом», которые строились Невским заводом по образу и подобию «американки». Высокая подводная скорость, неплохая мореходность, простота конструкции и способность к быстрому погружению лодок серии были по достоинству оценены флотом. Когда Невский завод в 1907 году предложил построить ещё одного, уже шестого по счёту «Сома», Морское министерство ответило согласием. Новые суда также получили «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Судак».

    В процессе эксплуатации (а отдельные лодки серии прослужили в составе флота 13 лет, что по тем временам для подобных судов было большим достижением) «Сомы» неоднократно модернизировались. Использование бензиновых двигателей считалось самым серьёзным недостатком – они увеличивали пожаро- и взрывоопасность, а экипаж сильно угорал. Поэтому лодки переоснащали дизельными двигателями либо керосиновыми моторами.

    Подводные лодки этой серии несли службу в Балтике, на Чёрном море и Тихом океане. После начала Первой мировой дальневосточные субмарины железной дорогой доставили на Балтийское море. Здесь «Сомы», в том числе и американский «родоначальник», несли преимущественно дозорную службу. Их довооружили, установив на каждую по одному 37-мм орудию.

    Трагедия 99-летней давности

    Самый старый «Сом», имевший американское прошлое, базировался в порту Мариехамн –главном городе Аландских островов, принадлежавших в то время Российской империи. 10 мая 1916 года подлодка патрулировала воды Аландского моря (водный регион между Аландскими островами и Швецией) и в 4 часа утра столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд». В результате столкновения субмарина затонула, весь экипаж во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым, погиб. Всего на борту находилось 18 человек – 2 офицера и 16 моряков.

    Обстоятельства катастрофы довольно туманны. Капитан парохода «Ингерманланд» свидетельствовал позднее, что заметил перископ, который возвышался над уровнем воды на 1 метр, приблизительно за 150 метров – при этом лодка шла параллельным курсом. Однако затем «Сом» поменял курс и повернул к пароходу. Капитан «Ингерманланда» решил, что его судно хотят подвергнуть обычной в военное время процедуре досмотра, и застопорил машину, но тут перископ полностью скрылся под водой, а лодка врезалась в пароход ниже ватерлинии. После удара, от которого шведское судно особо не пострадало, русская субмарина на поверхности больше не показывалась. Что стало причиной такого странного и самоубийственного манёвра – остаётся только догадываться. Возможно, экипаж не справился с управлением, а может быть, шведский пароход просто не заметили.

    Почти наверняка именно этого «Сома» и обнаружили шведские искатели сокровищ. Как следует из их пресс-релиза, все люки на судне задраены, поэтому вполне вероятно, что внутри будут обнаружены останки членов экипажа.

    ​На корпусе найденной шведами субмарины отчётливо виден твёрдый знак - "Сом": история невезучей подлодки | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На корпусе найденной шведами субмарины отчётливо виден твёрдый знак

    Судьба остальных лодок серии тоже сложилась не слишком удачно. 4 оставшихся балтийских субмарины были захвачены зимой 1917–18 гг. наступающими германскими войсками в Ревеле, после чего их разобрали на металлолом. Две черноморские подлодки были захвачены немцами в Севастополе в апреле 1918 года, а в ноябре того же года они попали в руки англичан и французов, которые их затопили вместе с ещё десятью российскими подводными лодками других типов.

    В 1935 году эти два «Сома» (точнее, «Судак» и «Лосось») были подняты Экспедицией подводных работ особого назначения в рамках испытания новой судоподъёмной техники. Свое боевое значение к этому моменту они уже утратили.


    Литература:

    • http://www.expressen.se/nyheter/frammande-ubat-hittad-i-svenskt-vatten/
    • http://www.oceanexplorer.se/
    • «Подводные лодки. История развития. /Становление российского подводного флота» инженер-конструктор Власов Виталий Петрович, г. Екатеринбург 2003 г.
    • «John Holland. Father of the modern Submarine», Edward C. Whitman http://www.navy.mil/navydata/cno/n87/usw/issue_19/holland.htm
    • Американские подводные лодки от начала XX века до Второй мировой войны, Кащеев Л.
    • http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/memory/som.htm

    Александр Сирота

    военная история · история военного искусства · историческая география · военная психология

    «Освободительный поход» РККА: начало на Warspot.ru
    «Освободительный поход» РККА: начало
    Остров Сокес против Германской империи на Warspot.ru
    Остров Сокес против Германской империи
    «Освободительный поход» РККА: польские силы на Warspot.ru
    «Освободительный поход» РККА: польские силы
    Поделиться
    • 45
    • 66
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Герой и военный преступник двух мировых войн на Warspot.ru
    Герой и военный преступник двух мировых войн
    Самый боевой подводный пароход на Warspot.ru
    Самый боевой подводный пароход
    Цифры Warspot: 30 судов  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 30 судов
    Цифры Warspot: 15 членов экипажа  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 15 членов экипажа
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google