Среди бела дня на одной из улиц госавтоинспектор останавливает машину без номерных знаков. Пассажир машины ведёт себя вызывающе, козыряя своим высоким положением в силовых структурах. Чиновник игнорирует требования ГАИшника и приказывает водителю ехать прямо на остановившего. В итоге инспектор, получивший незначительные травмы, пишет жалобу начальству... Казалось бы, вполне типичный случай для наших дней. Тем не менее, эта история произошла в мае 1941 года, а инстанция, куда в итоге угодило заявление – командование Киевского особого военного округа.
Этот случай стал известен именно благодаря письму с жалобой, которое пострадавший госавтоинспектор Захарченко адресовал руководству ГАИ Каменец-Подольской области. Впоследствии история стала одной из городских легенд города Хмельницкий (до 1954 года – Проскуров). Местные краеведы и историки-энтузиасты не раз предпринимали попытки установить обстоятельства происшествия и личности его участников. И преуспели в этом: вероятный нарушитель – подполковник Василий Федорович Сирко – был весьма незаурядным человеком. Он служил в Красной армии с 1920 года и встретил начало Великой Отечественной войны в должности помощника по строевой части командира 49-й танковой дивизии. Оказался в плену, но сумел не только выжить в нём, но и успешно бежать. Сирко был исключён из списков пропавших без вести, прошёл фильтрационный лагерь НКВД и, судя по всему, встретил Победу ровно через четыре года после казуса в Проскурове!
Встречался ли он ещё когда-либо с инспектором Захарченко – история умалчивает. А документ, который прославил их обоих, редакция Warspot предлагает своим читателям в рамках новой рубрики «Найдено в архиве».
Материал публикуется с сохранением авторской грамматики и пунктуации.
Штамп «У-НКВД
Проскуровский городской отдел
РК милиции
НКВД Каменец-Под[ольской] области
Отдел _(ГАИ)_
_(10 мая)_19(41) г.
№6/76
г[ород] Проскуров»
НАЧАЛЬНИКУ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ КАМ[ЕНЕЦ]-ПОДОЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРЖАНТУ МИЛИЦИИ т[оварищу] ГЛУХОВЦУ
гор[од] ПРОСКУРОВ
9-го мая с[его] г[ода] в 13-часов я проверял на линии автомашины по ул[ице] Горького-25 Октября. Увидев напротив идущую автомашину ГАЗ-АА без номерных знаков с ул[ицы] Горького к ул[ице] 25 Октября я поднял руку машина остановилась. Когда я подошел к автомашине увидел что в машине сидит за рулем водитель красноармеец и рядом с ним подполковник.
Я подошел к подполковнику и попросил разрешения обратиться к водителю, хотел проверить документы-права на управление и путевой лист. Подполковник вместо разрешения на обращение сказал «Харашо, поехали», я стал перед машиной и прошу подполковника направиться к коменданту города, для объяснения по поводу отсутствия номерных знаков. Подполковник сказал что он никуда непоедет он выполняет задание и если я неуйду от машины он прикажет водителю ехать на меня. От машины я не ушел тогда подполковник приказал водителю ехать а так как я стоял напротив машины то при ходе машины я был сшиблен буфером машины, на котором проехал метров пять.
Машина после того остановилась, я поднялся с буфера, подполковник в порядке грубого приказания сказал что если я не уйду от машины он меня роздавит машиной, после этого я также не ушел а требовал направиться к коменданту города.
Подполковнник приказал ехать водителю, который включив скорость стал двигаться машиной, я был вторично сшиблен буфером на котором меня протянула машина метров десять.
Я увидел что может кончиться плохими последствиями для меня я пробравшись к капоту поднял его и вынул провод высокого напряжения после чего машина остановилась.
Подполковник грубо обращаясь, крича сказал мне что он покажет с кем я имею дело и предложил идти к коменданту города. К этому времени подошел милиционер РУД т[оварищ] Романишев.
Я с подполковником направился в комендатуру по дороге он с огорчением сказал что он неможет допустить что-бы какойто милиционер его задерживал. Коменданту города мы объяснились но комендант ничего не сказал, очевидно уступая подполковнику. Подполковник как выяснилось является командиром части 1727 по фамилии СИРКО.
В комендатуре подполковник т[оварищ] СИРКО не мог себе никак представить что его подполковника задержали те – как он сказал, что были детьми когда его – СИРКО знал весь Проскуров.
Проверив после того машину выяснилось что води[тель] прав на управление не имеет, путевого листа неимеет, машина технически неисправная: в место боковых стекол кабины вставлена фанера, на всю машину одна только лампочка, люфт руля – 60 град[усов] в шкворнях разработка, отсутствует бризговик, неукреплен буфер, ручной тормоз неисправный и пр.
Исходя из выше изложеного прошу перед командованием округа возбудить вопрос о не тактичном, некультурном поведении и обращении ко мне как Госавтоинспектору во время выполнения служебных обязанностей, подполковником т[оварищем] СИРКО называя работников милиции «какими то милиционерами». Заставить Подполковника СИРКО уважать честь и доверие оказанное Рабоче - Крестянской Милиции Советской Властью.
СТАРШИЙ ГОСАВТОИНСПЕКТОР РКМ НКВД
ПРОСКУРОВСКОГО У[ЧАСТ]КА (Захарченко).
[ЦАМО РФ. Ф. 131. Оп. 12980. Д. 6. Л. 237]
Публикацию подготовил Дмитрий Шеин, вступительная статья – Юрий Бахурин.
Комментарии к данной статье отключены.