31 июля Корпус морской пехоты США официально объявил о готовности первой эскадрильи сверхновых истребителей пятого поколения F-35B Lightning II к развёртыванию в любой точке мира. Принятию первой эскадрильи в строй предшествовал период интенсивных испытаний нового самолёта, которые проводились в США с 2011 года, когда в воздух поднялся первый серийный F-35 AF-6. Что же касается самой первой модели истребителя F-35 (проектный номер – АА-1), то она была построена ещё в феврале 2006 года и в декабре того же года прошла начальные испытания.
Проект Joint Strike Fighter (JSF) по созданию перспективного всепогодного истребителя нового поколения F-35 стартовал в США четырнадцать лет назад. В 2001 году компания Lockheed Martin Corporation выиграла конкурс на создание единого многофункционального истребителя, предложив лучшее техническое решение для нового боевого самолёта с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Претенденты на государственный заказ представили государственной комиссии свои экспериментальные модели, которые подтвердили требуемые параметры или даже превзошли их, показав сверхзвуковую скорость полёта, взлёт с укороченной дистанции и вертикальную посадку. Однако модель от Lockheed Martin Corporation X-35 в сравнении с главным конкурентом (моделью Х-32 от компании Boeing) продемонстрировала лучшие показатели. Кроме того, устроители конкурса сочли, что технические решения, реализованные в X-35, имеют больший ресурс для дальнейших модификаций.
Программа JSF разработана для создания единого многофункционального истребителя с пониженной радиозаметностью, который будет обладать не только самым современным оружием и авионикой, но и заменит собой сразу несколько типов боевых самолётов, состоящих на вооружении в США и других странах НАТО в настоящее время. По мере ввода в строй и расширения серийного производства истребитель F-35 постепенно заменит такие самолёты, как F-16, F/A-18 (кроме F/A-18E/F Super Hornet) и Sea Harrier, а также A-10 и AV-8B. Такая унификация позволит сократить расходы на производство современных боевых самолётов за счёт увеличения объёмов выпуска, а также улучшит взаимодействие авиации государств-союзников США.
Программа выпуска F-35 предусматривает производство трёх основных модификаций истребителя: F-35A для ВВС США – со стандартным взлётом и посадкой; F-35B для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании – с коротким взлётом и вертикальной посадкой; F-35C для ВМС США – палубного базирования (взлёт с катапультой и посадка с аэрофинишером). Модификация F-35B создаётся для базирования на лёгких авианосцах и десантных кораблях, обладающих более короткими взлётно-посадочными палубами.
В консорциум, производящий истребитель F-35 Lightning II, входят несколько крупных корпораций и компаний-субподрядчиков, таких как Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, British Aerospace и другие. Кроме США, в финансировании проекта F-35 принимает участие Австралия, Великобритания, Израиль, Италия, Канада, Турция, Южная Корея, Япония и другие страны. Некоторые узлы и детали для F-35 изготавливаются на заводах Италии и Израиля. Так, Израиль рассчитывает производить до трети всех крыльев для F-35 (примерно 800 единиц в год), начиная со следующего года. Помимо этого, Израиль первым получит на вооружение истребители F-35 (контракты на поставку 44 единиц уже подписаны), а Италия рассчитывает выполнять полную сборку самолётов на своих заводах.
F-35 Lightning II вооружён крылатыми ракетами, ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также бомбами различных типов (кластерными, корректируемыми и управляемыми). Сообщается, что истребитель сможет нести на борту и тактическое ядерное оружие (по два боеприпаса мощностью до 340 кт каждый будут размещаться на внутренней подвеске). Кроме того, самолёт вооружён скорострельной четырёхствольной пушкой GAU-22/A калибра 25 мм, расположенной внутри корпуса (для F-35A) или на внешней подвеске (для F-35B и F-35C). Боезапас пушки составляет 180–220 снарядов, что при скорострельности 55 выстрелов в секунду означает расходование всего боезапаса всего за 4 секунды стрельбы.
Новый истребитель, построенный с максимальным соблюдением стандартов радионезаметности (стелс-технологии), оборудован современной авионикой, позволяющей ему в любое время суток засекать пуски баллистических ракет на расстоянии более чем 1000 км, фиксировать пуски зенитных ракет, сигнализировать о ракетных атаках, засекать цели в воздухе и на земле, производить пуск ракет по преследующему самолёту и создавать активные радиоэлектронные помехи. Лётчики будут производить управление самолётами, используя новейшую разработку – дисплейный шлем Helmet Mounted Display System, создающий иллюзию «прозрачности» самолёта и позволяющий управлять прицелами оружия одним лишь взглядом (бортовой компьютер отслеживает повороты головы пилота и наводит прицелы истребителя в сторону его взгляда).
Сообщается, что в США для несения службы на новых истребителях первой эскадрильи уже подготовлено более 50 пилотов и 500 технических специалистов. Первая эскадрилья VMFA-121 Корпуса морской пехоты, базирующаяся на базе Юма в штате Аризона и эксплуатирующая новейшие F-35B, рапортует о своей готовности осуществить авиаподдержку десантным частям армии США в любой точке мира. В то же время, СМИ сообщают о том, что конструктивно F-35 всё ещё содержит множество недоработок и нуждается в дальнейших испытаниях уже хотя бы потому, что его программное обеспечение находится в стадии тестирования. В частности, разработчики сообщают о последних восьми программных ошибках в бортовых компьютерных системах, которые им пока не удалось устранить. Кроме того, известно, что пока нет надёжных технических решений для истребителей, которые будут при посадках на авианосцы использовать систему аэрофиниша.
Комментарии к данной статье отключены.