В Карском море завершился первый этап работ по поиску советских судов из состава арктического конвоя «Белое море–Диксон №5» (БД-5), затонувших во время Великой Отечественной войны. Экспедиция стартовала из Мурманска 12 августа текущего года. Как сообщили представители компании «Фертоинг» (одного из главных организаторов экспедиции), в ходе поисковых работ были определены точные координаты местоположения обломков трёх затонувших судов. На данный момент суда уже опознаны, а также подтверждена официальная причина их гибели – торпедная атака немецкой субмарины.
Как известно, три из четырёх единиц конвоя – транспортный пароход «Марина Раскова» и тральщики ТЩ-118 и ТЩ-114 – были уничтожены 12–13 августа 1944 года немецкой подводной лодкой U-365. Ещё одному тральщику (ТЩ-116) посчастливилось спастись. Количество погибших в результате этой трагедии, по различным оценкам, составляет от 300 до 400 человек.
Приблизительные координаты затонувших судов были определены в ходе «Карской экспедиции-2014», которая проводилась при поддержке Российского географического общества – все они расположены неподалёку от острова Белый.
Этим летом на дно Карского моря впервые спустились водолазы. Как сообщают представители компании «Фертоинг», всего было осуществлено десять спусков на глубину до 40 м, а для исследования обломков использовался телеуправляемый подводный аппарат. Помимо идентификации останков судов, оценки их состояния и уточнения координат, были получены уникальные фото- и видеоматериалы.
На борту «Марины Расковой» водолазы установили памятную табличку. Кроме того, на месте гибели судов на воду были спущены венки и проведена заупокойная лития по погибшим.
Водолазам пришлось работать в весьма суровых условиях (волнение моря достигало 5 баллов, скорость ветра – 12 м/с, а температура воды не превышала 5 °C). Все поисковые работы специалисты «Карской экспедиции-2015» проводят на многоцелевом спасательном корабле «Балтика», который был спущен на воду в конце прошлого года. Как отмечают в Морской спасательной службе «Росморречфлота», благодаря специальным винтам судно может идти косым ходом, а также прокладывать во льду 50-метровый канал, который в 2,5 раза превышает ширину его корпуса.
На самом острове Белый продолжаются поиски братской могилы участников конвоя БД-5, координаты которой были потерны в советское время. Кроме того, продолжаются раскопки деревянной лодки (кунгаса), на которой до острова добралась часть пассажиров и членов экипажа «Марины Расковой».
В ходе второго этапа работ поисковики планируют уточнить местоположение, а также исследовать обломки ещё одного советского судна – легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который был потоплен в августе 1942 года недалеко от острова Диксон немецким крейсером «Адмирал Шеер». Координаты «Александра Сибирякова», лежащего на морском дне, были определены ещё в прошлом году. Кроме того, запланирован поиск других советских судов, которые покоятся на дне Карского моря.
Ожидается, что работа экспедиции завершится 6 сентября. Все полученные ею материалы будут использованы при съёмках документального фильма и написании книги о советских арктических конвоях.
Комментарии к данной статье отключены.