История поиска идеальной конструкции для одноместной боевой машины ведёт своё начало ещё с конца XIX века. В годы между Первой и Второй мировыми войнами она воплотилась в танкетках, моду на которые подхватили практически все мало-мальски развитые армии. Но популярность компактных одно- и двухместных машин быстро прошла, так как их боевые качества оставляли желать лучшего.
Но изобретатели не останавливались. И даже в годы Великой Отечественной войны проекты одноместных подвижных огневых точек продолжали поступать в отдел изобретений. Один из них — «Истребитель танков СИГ» за авторством инженера С. И. Гальперина из Воткинска.
Как был устроен «Истребитель»
На фоне других причудливых и зачастую нереальных проектов машина Гальперина, представленная в Главное автобронетанковое управление в декабре 1942 года, отличалась довольно высоким уровнем проработки.
«Истребитель танков СИГ» внешне должен был представлять бронированную сферу с толщиной лобовой брони 40 мм, боковой и кормовой — 20 мм, брони днища — 16 мм. Гальперин предполагал, что это обеспечит защиту его машины от пуль и осколков любого калибра, а также от снарядов противотанковых пушек калибра до 37 мм со стометровой дистанции.
Ходовая часть «Истребителя танков СИГ» выглядела как большое колесо диаметром 1,75 м, обод которого симметрично разделял корпус. Небольшое сдвоенное колесо в хвостовой части предназначалось для поворотов. Гальперин, сам того не зная, повторил схему тридцатилетней давности, применённую изобретателем Н. Лебеденко в его «Царь-танке». Последний также был оснащён наклонной задней фермой, заканчивавшейся поворотной тележкой со встроенным катком.
Гальперин считал, что его машина будет чрезвычайно мобильной. Так, максимальная скорость «Истребителя танков СИГ» даже по заболоченному грунту доводилась им до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью 200 л. с., установленному на пружинных амортизаторах в специальной выемке на днище. Высота препятствия, которую должен был преодолевать «Истребитель», — до 0,6 м при угле подъёма более 50°.
Вооружённый до зубов
Рассуждая о боевых возможностях своего «Истребителя», изобретатель писал:
«Обладая значительно большей оперативной скоростью и тактической манёвренностью, чем немецкие танки, истребитель сможет внезапно заходить с тыльной стороны и с расстояния 30–10 м поражать танк».
Наряду с этим Гальперин предписывал использовать свою машину для борьбы с механизированными колоннами противника, деморализации и уничтожения живой силы, в том числе и конницы, а также для «подавления огневых точек огнём и весом». Изобретатель считал, что расчётной боевой массы в 2,5 тонны для этого достаточно.
Автор не поскупился на целый арсенал для своего изобретения. Он собирался устанавливать на «Истребитель» противотанковую пушку, гранатомёт, огнемёт и пулемёт. Такое изобилие сопровождалось некоторыми особенностями устройства и управления.
Например, Гальперин предлагал обеспечивать коническому стволу противотанковой пушки принудительное вращение во время выстрела. Как и зачем — изобретатель умолчал. По вертикали орудие нужно было наводить«качанием руля управления соответственно вверх и вниз». Горизонтального наведения ни орудие, ни гранатомёт не имели — красноармеец должен был прицеливаться, вращая корпус «Истребителя танков». Механизма досылания снарядов Гальперин не расписывал. Зато уточнял, что заменять магазин при расходе гранат надо будет вручную.
Огнемёт, по замыслу, представлял собой обычный баллон с горючей смесью или бензином, подающимися в ствол для метания огненной струи. Он был спарен с пулемётом и должен был иметь самостоятельное прицеливание. Управляться с таким арсеналом одному человеку было бы весьма непросто. Но изобретатель самоуверенно полагал: «При управлении и стрельбе число операций сокращено до минимума».
Оценка специалистов
Автор проекта был уверен в превосходстве «Истребителя танков СИГ» над машинами противника по темпу ведения огня: «Немецкие средние танки тип I-III, I-IV имеют ручной поворот башни и допускают скорость наводки башней не более 10 град/сек., т. е. бесцельная попытка». Залогом успеха являлось групповое применение машин Гальперина в бою для их прикрытия друг другом.
Но, как справедливо указывает Ю. Пашолок, «помимо прогрессивной конструкции и передового вооружения, истребитель танков Гальперина имел и массу недостатков…». Водитель «Истребителя» должен был исполнять все роли экипажа. О приборах наблюдения Гальперин не сказал ничего внятного, а имевшихся по проекту смотровых щелей явно не хватало для наблюдения за местностью. Наконец, двигателя, подходящего для «СИГ» по мощности и габаритам, не существовало. Так что предложение инженера Гальперина военные специалисты в итоге отклонили.
При всей необычности проекта не стоит чрезмерно иронизировать по его поводу. Он, как и другие подобные предложения, — примета времени. Гальперин выразил на бумаге свой обыденный опыт и багаж знаний о военной технике, и в оригинальности его идее не откажешь. Тот факт, что большинство индивидуальных подвижных огневых точек остались на бумаге, объясняется общим изъяном в принципе устройства таких машин. Он был назван специалистами Автобронетанкового управления РККА ещё в 1930-е годы: «Трудность одному человеку управлять машиной и наблюдать за полем и противником, не говоря уже о возможности ведения огня…». Вернуться к нему удалось только с появлением средств автоматизации управления военной техникой.
Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.
Источники:
- Центральный архив министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 392.
- Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 31811. Оп. 16. Д. 45.
- Пашолок Ю. И. Стальные шары Сталина. Конструирование и производство. М., 2014.
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2010.
Комментарии к данной статье отключены.