Создатель бронетанковых войск США не принимал участия ни в одном крупном танковом сражении. Он родился 23 сентября 1884 года, когда танков ещё и в проекте не было, и умер 22 августа 1941 года, до того как Соединённым Штатам пришлось участвовать в активных боевых действиях Второй мировой войны. Хотя боевой опыт как таковой у Эдны Романцы Чаффи-младшего всё-таки имелся.
Он участвовал в полицейских действиях американской кавалерии на Кубе в 1909 году, служил в оккупационных войсках на Филиппинах в 1914–1915 годах. Потом оказался во Франции, где принимал участие в битве за Сен-Миель и Мез-Арагонской наступательной операции. Там Эдна Чаффи впервые столкнулся с танками — новым вооружением, которому ещё только предстояло раскрыть свой потенциал. И которое для самого Чаффи вскоре стало делом всей жизни.
Противотанковые рвы военной бюрократии
Опыт Первой мировой войны сразу же после её окончания оказался под пристальным вниманием военных всего мира. Понимала ли военная верхушка США значимость танка как независимой подвижной боевой единицы? Понимала, но не полностью и не единогласно: многие высокопоставленные офицеры продолжали считать, что «лошадь себя ещё покажет».
Эти противоречия отягощал Акт национальной обороны США от 1920 года, который в юридическом порядке фиксировал за танками одну-единственную роль — машины поддержки пехоты. Кавалерии, в которой служил Эдна Чаффи, танков не полагалось. Тем более не шло речи о бронетанковых силах как самостоятельном роде войск. Чтобы они могли появиться, Чаффи и его единомышленники должны были преодолеть инерцию бюрократической машины США.
Очень важно было добиться разрешения на создание хотя бы небольшого механизированного подразделения и на практике доказать его полезность. «Продавить» идею мог бы высокопоставленный и заслуженный боевой командир, слово которого имело бы большой вес в дискуссии на любом уровне. В Советском Союзе, например, активным сторонником тотальной механизации армии являлся маршал С. Будённый. Американцы, работавшие в том же направлении, подобного «козыря» не имели. Генерал-майор Чаффи, как главный инициатор перемен, завоёвывал свой авторитет исключительно в мирное время.
Небольшую, но очень важную победу над бюрократами «танковое лобби» США одержало, заказав для кавалерийских частей Combat Car — боевую машину на гусеничном ходу и с башней. Формально она не являлась танком, так что возражений у оппонентов не возникло. Этот успех в недалёком будущем лёг в основу большой танковой программы Соединённых Штатов.
Теории своенравного генерала
В 1928 году Эдне Чаффи удалось добиться того, что его четырёхлетний план создания механизированного подразделения был одобрен. Но только через два года Конгресс США выделил на эти цели $284 000 из необходимых четырёх миллионов.
Начало было положено, однако возникал второй вопрос: как правильно использовать бронетехнику? Ориентироваться на чужой опыт американцы не могли, потому что концепции ведущих танковых держав: Великобритании, Германии и Франции — шли тремя разными путями. Чаффи пришлось заняться вдумчивым анализом мирового опыта.
Один из первых выводов генерала: «Танковые войска при комбинированной поддержке другими родами войск — наиболее мощное в данный момент средство активных наступательных действий». Вторая мировая война, до которой оставалось меньше десяти лет, подтвердит правоту Эдны Чаффи.
И в других моментах он не ошибся. Действительно, наиболее эффективным оказалось массированное применение танковых войск — целыми корпусами и армиями. Танки без взаимодействия с пехотой, авиацией и артиллерией оказались неспособными закрепить успех. Подтвердилось предположение Чаффи о том, что в ближайшие годы будет происходить наращивание калибров танковых орудий и усиление броневой защиты. Наконец, генерал отметил, что успех танков на поле боя определяется «боевой подготовкой и профессиональными навыками специально подобранного и обученного персонала. Такое обучение требует большого количества времени и не может быть достигнуто никакими ускоренными программами».
В конце 1934 года Эдна Чаффи занял должность координатора по вопросам бюджета и законотворчества в штабе сухопутных войск США. Наконец-то генерал получил реальную возможность повлиять на вычленение танковых и механизированных соединений в самостоятельный род войск с отдельной доктриной применения. Ему осталось самое важное: подтвердить свои выкладки на практике. Такая возможность представилась Чаффи через пять лет.
Как победить ретроградов двумя ударами
Летом 1939 года проходили масштабные Платтсбургские военные манёвры. Эдна Чаффи принимал в них участие в качестве командира 7-й кавалерийской (механизированной) бригады и «синей» стороны в целом. Действия его подчинённых против «чёрных» оказались настолько успешными, что учения пришлось остановить досрочно ввиду явного перевеса агрессивной бронетанковой тактики над традиционной обороной.
Чаффи широко применял скоростное маневрирование, быструю смену направления атаки, глубокий прорыв за линию обороны противника. Тем самым он парализовал любую попытку «чёрных» адекватно реагировать на изменение ситуации. А комбинированная атака, на острие которой находился мощный бронетанковый кулак, предсказуемо оказалась эффективнее, чем оборонительная пехотная тактика с техникой, «раздёрганной» по батальонам.
Платтсбургские манёвры проходили до начала Второй мировой войны, так что будет неуместно говорить о копировании Эдной Чаффи немецкой тактики блицкрига. Его наработки, конечно, строились на европейском опыте, но были вполне самостоятельны.
По итогам учений генерал сделал вывод, что, при всей успешности его концепции, она нуждается в серьёзной доработке. Для настоящей эффективности танковому «кулаку» не хватало пехоты, которая должна была занять территорию, и сапёров для решения жизненно важных инженерных задач. Чаффи провёл «работу над ошибками» и через год применил доработанную тактику на других крупных учениях в штате Луизиана.
Учебное задание на этот раз было труднее. Помимо ряда стандартных задач 7-я кавалерийская бригада Эдны Чаффи получала в своё распоряжение 66-ю пехотную танковую бригаду. За 48 часов эти две части должны были реорганизоваться в единую боевую единицу и совершить 120-километровый марш-бросок для нанесения удара по вероятному противнику.
Несмотря на то что это ударное соединение формировалось буквально на ходу, оно успешно преодолело организованную и подготовленную оборону условного противника и вышло на оперативный простор. На этом учения и завершились.
Ошеломительные успехи Эдны Чаффи дали ему решающий голос в определении судьбы бронетанковых сил США. Высокопоставленные офицеры, в том числе бригадный генерал Джордж Паттон, постановили сформировать танковые войска как отдельный независимый вид со своей доктриной боевого применения. Пехотных и кавалерийских офицеров, придерживавшихся старомодных взглядов, к принятию этого решения попросту не допустили. Самому Чаффи, скончавшемуся в 1941 году, увидеть своё детище в деле не довелось. Но главное он сделал: успел вовремя.
Источники:
- Statement of Major-General Adna R. Chaffee, the commanding general of the armored force, United States army, 1941.
- Mechanized Cavalry. By Brigadier General Adna R. Chaffee, commanding 7th Cavalry Brigade, 1939.
- Mobility, shock and firepower: the emergence of U.S. Army's Armor Branch 1917–1945. Robert S. Cameron. Center of military history United States Army. Washington D.C., 2008.
Комментарии к данной статье отключены.