В конце октября 1942 года судьба тихоокеанского региона ещё не была ясна. Мощный японский флот, авиация, совершавшая налёты на Австралию, и огромное количество раскиданных по островам гарнизонов казались более чем серьёзной силой. Но к этому моменту начали оказывать свой эффект и предпринятые США меры по изменению ситуации. 26 октября 1942 года у островов Санта-Круз произошло крупное морское сражение, закончившееся победой японцев. Однако к потерям, понесённым американцами, экономика США была готова. А вот относительно небольшие потери японского флота промышленность Страны восходящего солнца быстро возместить не могла.
«Кактус» против «Токийского экспресса»
Битва за Гуадалканал длиною в полгода определила характер ведения боевых действий американцами на годы вперёд. По её итогам стало ясно, что с момента блокады острова зачистка его гарнизона возможна силами контингента ограниченной (а по меркам европейского театра военных действий – смехотворной) численности. Не менее важно и то, что такая операция имела вполне приемлемые цифры боевых потерь и приводила к серьёзному ущербу эффективности для авиации противника.
Авианосцы «Уосп», «Саратога» и «Хорнет» с приданными кораблями прикрытия (включая тяжёлые) обеспечивали безопасность снабжения войск на Гуадалканале. Район их работы получил характерное прозвище «торпедный перекрёсток» — из-за высокой активности субмарин противника.
31 августа 1942 года «Саратогу» на три месяца лишила боеспособности субмарина I-26. 14 сентября «Уосп» получил сразу три попадания торпед лодки I-19. Разрушение бортовых систем не позволило командам борьбы за живучесть локализовать пожары на борту. «Уосп» покинули и затопили.
«Хорнет» остался в одиночестве. Воздушное превосходство союзников, тем не менее, сохранилось за счёт наземного аэродрома на Гуадалканале. Находившаяся там воздушная группа «Кактус» стала удивительно колючей помехой. Только ночью, когда эффективность вылетов резко снижалась, эсминцы «Токийского экспресса» украдкой доставляли припасы на остров.
Удачные действия японских линкоров «Харуна» и «Конго» временно лишили аэродром как работоспособности, так и подавляющего большинства самолётов всего за один ночной обстрел. Ситуация требовала немедленного исправления.
Вице-адмирал Уильям Хэлси сменил прежнего командующего, вице-адмирала Гормли, и решил агрессивно навязать флоту противника прямое столкновение. К 24 октября в его распоряжении вновь оказался сильно повреждённый ещё 24 августа и восстановленный авианосец «Энтерпрайз». Два авианосца с воздушной группой в 136 самолётов, линкор, несколько крейсеров и эсминцы прикрытия составляли вполне убедительный «кулак», доверенный контр-адмиралу Томасу Кинкэйду.
Диспозиция
В период с 20 по 25 октября происходило японское наступление на суше на гарнизон аэродрома Гуадалканала. Часть техники японцам пришлось бросить на марше. Отдельные танковые части разбились о подготовленные оборонительные позиции ещё до начала основной атаки только из-за того, что им не успели довести приказ о перенесении срока операции. Японская разведка недооценивала силы американцев примерно в два раза. Итог наступления оказался предсказуемым.
Флот, как водится, никакой информации о неудаче армии вовремя не получил. Уже 25 октября японские лёгкий крейсер «Юра» и эсминец «Акидзуки» стали жертвами воздушного налёта со «взятого» японской армией вражеского аэродрома. Крейсер утонул, эсминец оказался повреждён. Но на фоне имевшихся у японцев в наличии сил эти потери не выглядели значительными.
Первую группу японского флота под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо составили авианосец «Дзуньё», два линкора, четыре тяжёлых крейсера, один лёгкий и десять эсминцев. Основное ядро вице-адмирала Тиути Нагумо включало авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Дзуйхо» с одним тяжёлым крейсером и восемью эсминцами прикрытия. Третьей группой в составе двух линкоров, трёх тяжёлых и одного лёгкого крейсера и семи эсминцев командовал контр-адмирал Хироаки Абэ. Единое командование всеми силами осуществлял сам Нобутакэ Кондо.
Американские ударные группы строились вокруг авианосцев «Хорнет» и «Энтерпрайз», разделённых примерно 19 километрами. Прикрытие обеспечивали линкор, три тяжёлых, три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев. Единое командование осуществлял контр-адмирал Томас Кинкэйд.
На стороне американского флота также выступала активная воздушная разведка. Именно летающая лодка «PBY Каталина» с островов Санта-Круз первой обнаружила основное ядро противника. Несмотря на 657 километров между японским и американским флотом (355 миль), Кинкэйд отправился вперёд на всех парах и отправил первую волну из 23 самолётов с предельной дистанции.
Поскольку японская сторона также обнаружила воздушного наблюдателя, американским самолётам пришлось возвращаться обратно. Противник заблаговременно отступил к северу. Впрочем, это лишь ненадолго отложило начало боевых действий.
Обмен первыми ударами
К пяти утра 26 октября дистанция между противниками сократилась до 370 километров (200 миль). Хотя патрульные «Каталины» снова обнаружили противника радаром ещё в десять минут четвёртого, Кинкэйд получил донесение только в 05:12 утра. Это задержало его решение о нанесении нового удара «до уточнения информации». В 06:45 разведывательный самолёт снова обнаружил корабли Нагумо. А в 06:58 «Хорнет» оказался в прямой видимости уже японского разведчика.
Японские пикирующие бомбардировщики D3A2, торпедоносцы B5N2 и «Зеро» прикрытия (в общей сложности 64 машины) взлетели первыми и в 07:40 утра легли на боевой курс в направлении «Хорнета». К девяти утра вместе с воздушными группами авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку» японская сторона направила к противнику 110 самолётов.
В те же 07:40 утра два патрульных американских самлёта «SBD-3 Донтлесс» заметили и бомбили с пикирования лётную палубу «Дзуйхо» 500-фунтовыми бомбами, что нарушило способность авианосца принимать уже взлетевшие самолёты на посадку.
Американская сторона торопливо отправляла к противнику малые группы из считанных единиц самолётов — лишь бы поднять их как можно быстрее. Первая волна из 15 бомбардировщиков, шести торпедоносцев и восьми истребителей поднялась в 08:00 утра. Вторая — три пикировщика, семь торпедоносцев и восемь истребителей — взлетела к 08:10. Третья, примерно той же численности, ещё на десять минут позже.
К 08:40 встречные воздушные группы оказались в прямой видимости. Девять японских истребителей атаковали со стороны солнца и сбили три истребителя и два торпедоносца. Ещё два торпедоносца и один истребитель США получили тяжёлые повреждения и легли на обратный курс. Японцам эта атака обошлась в четыре сбитых истребителя.
К 08:50 корабли Абэ оказались в прямой видимости американских самолётов. Тройка «Зеро» с «Дзуйхо» успешно связала боем истребительное прикрытие. Двадцать японских истребителей спокойно перехватили группу пикировщиков и уничтожили четыре самолёта. Остальные в 09:27 отбомбились по «Сёкаку» и добились нескольких попаданий. Это повлекло за собой разрушение лётной палубы и серьёзные повреждения самого корабля.
Замыкающий бомбардировщик потерял «Сёкаку» из виду и отбомбился по эсминцу «Тэрудзуки». Эсминец получил лёгкие повреждения. Торпедоносцы этой группы потерялись ещё в момент нападения встречных истребителей, не смогли отыскать цель, и легли на обратный курс. Случайная встреча с тяжёлым крейсером «Тонэ» в ходе полёта закончилась безрезультатно — все торпеды прошли мимо.
Следующая волна самолётов тоже не сумела отыскать цель и безрезультатно атаковала тяжёлый крейсер «Судзуя» — без единого повреждения. Примерно в то же время третья группа, с авианосца «Хорнет», бомбила крейсер «Тикума» и нанесла тому серьёзные повреждения 1000-фунтовой бомбой. Вслед за этим, «Тикума» получил ещё две бомбы и два близких промаха и, в сопровождении пары эсминцев, вышел из боя и отправился на базу для ремонта.
Американский флот получил сигнал о скорой воздушной атаке в 08:30. К 08:52 японские пилоты увидели противника, а через три минуты американская сторона увидела их на экранах радаров примерно в 65 километрах от себя. Хотя в небе дежурили 37 истребителей, проблемы с точным выведением их в направлении цели и ошибки с отдачей приказов не позволили встретить противника до начала атаки на корабли.
В 09:09 20 японских торпедоносцев и 16 пикировщиков оказались в радиусе ведения огня корабельной ПВО. В 09:12 250-килограммовая бомба проломила центр палубы авианосца «Хорнет», пробила три палубы и взрывом убила 60 человек. Мгновением позже 232-килограммовая бомба проломила взрывом трёхметровую дыру в лётной палубе и убила ещё 30 человек. Третья бомба, попавшая примерно в ту же точку, снова проломила три палубы и вызвала серьёзные повреждения. В 09:14 объятый пламенем сбитый японский бомбардировщик сознательно таранил противника в районе дымовой трубы, убил семерых взрывом и залил палубу горящим топливом.
Атака торпедоносцев с двух направлений поразила «Хорнет» двумя торпедами в 09:13 и 09:17, чем вызвала остановку двигателей. Пока «Хорнет» терял ход, ещё один повреждённый японский самолёт разбился о его борт в районе основных цистерн авиационного горючего и вызвал пожар.
К 09:20 тяжело повреждённый авианосец потерял ход и тщетно боролся с пожарами на борту. Атака обошлась японцам в 25 самолётов. Американская сторона потеряла 4 истребителя.
Развязка
С 09:30 утра авианосец «Энтерпрайз» принимал на борт повреждённые самолёты «Хорнета». С полной лётной палубой и следующей волной противника на подходе в десять утра американцам пришлось отдавать приказ на посадку на воду с заведомой потерей самолётов. Задачу подбора экипажей выполняли эсминцы. Неудачная посадка торпедоносца рядом с эсминцем «Портер» вызвала срабатывание торпеды, повреждение эсминца и гибель 15 человек. После этого пришлось спасать уже экипаж «Портера». Сам пострадавший эсминец был затоплен огнём эсминца «Шоу».
В 10:08 вторая волна японских самолётов оказалась над «Энтерпрайзом». В результате их атаки две бомбы по 250 килограмм убили 44 и ранили 75 человек и намертво заклинили передний лифт в поднятом состоянии. Атака обошлась японцам в 12 бомбардировщиков из 19.
Ещё через двадцать минут авианосец «Энтерпрайз» снова оказался в прицелах, на этот раз шестнадцати японских торпедоносцев. Два истребителя «Уайлдкэт» сумели подбить три из них и серьёзно повредить четвёртый, после чего тот умышленно разбился о борт эсминца «Смит». Взрыв привёл к пожару и моментальной гибели 57 человек. Торпеда пережила удар и детонировала чуть позже. Горящий эсминец удалось подвести к линкору «Южная Дакота» и с его помощью ликвидировать пожар на борту. Зенитки эсминца до конца боя вели огонь по самолётам противника.
Остальные три группы японских самолётов разделились между целями. «Энтерпрайз», «Южная Дакота» и крейсер «Портленд» либо не получили торпедных попаданий вообще, либо эти торпеды не сработали.
В 11:15 «Энтерпрайз» начал принимать на посадку самолёты первой волны. Пожары к тому времени удалось ликвидировать. До прибытия следующей волны японцев принять удалось лишь несколько самолётов.
В 11:21 очередная ударная группа с «Дзуньё» близким разрывом усугубили повреждения авианосца «Энтерпрайз» и добились попаданий в линкор «Южная Дакота» и лёгкий крейсер «Сан Хуан». Оба корабля получили средние повреждения. В атаке погибли 11 японских самолётов из 17.
В 11:35 Кинкэйд принял решение о выводе «Энтерпрайза» из боя. Имевшаяся достоверная информация о как минимум двух полностью боеспособных авианосцах противника не располагала к другим решениям.
Тем временем японская сторона приняла самолёты и начала готовить следующий вылет. Фактические потери в самолётах оказали довольно серьёзное влияние на боевой дух экипажей. Боевые повреждения отыскали на каждом принятом самолёте. Несмотря на это, уже в 15:20 новая волна торпедоносцев с «Дзуньё» прибыла добивать авианосец «Хорнет». На буксире при скорости в пять узлов тот выглядел очень удобной целью, но попасть по нему получилось лишь одной торпедой.
Впрочем, её хватило. Затопление, разрушение силовой установки и крен в 14 градусов поставили точку на истории авианосца. Экипаж покинул корабль. Следующие волны японских самолётов добивали уже тонущую руину. Правда, «Хорнет» вовсе не торопился на дно. Даже обстрел снарядами и торпедами американских эсминцев не дал результата. Последующие торпедные залпы уже с японских эсминцев затопили его остов только в 01:35 ночи 27 октября.
Пиррова победа японского флота
Американская сторона понесла тяжёлые потери. Для усиления пропагандистского эффекта японцы в победных реляциях фактические потери американцев изрядно завысили.
Тем не менее, потерянные самолёты и высокая фактическая эффективность американского огня ПВО стали причиной решения японского командования об отходе. Два повреждённых авианосца и тяжёлый крейсер требовали ремонта, действия по их восстановлению затянулись до 1943 года. В налётах было потеряно 99 самолётов из 203 наличных, в большинстве случаев с экипажами.
Адмирал Нагумо позже характеризовал битву у островов Санта-Круз как тактическую победу, оказавшуюся стратегической потерей для Японии. Переломить экономическое превосходство США мог только полный разгром противника в каждом боевом столкновении — а на такое рассчитывать больше не приходилось.
По большому счёту, с этого момента стало ясно, что война на истощение идеально подходит американцам для Тихоокеанского театра. Любые выведенные из строя (даже временно) японские корабли оказывалось нечем заменить — и это каждый раз оборачивалось для Японии проигрышем там, где противник мог выставить что-то своё. С каждым годом войны успевать сразу и везде японской стороне оказывалось всё труднее, а фактические расклады боевых столкновений оказывались для неё всё печальнее. В столкновении экономических потенциалов, превращаемых в боевые, США неуклонно побеждали.
Источники:
- Frank, Richard B. (1990). Guadalcanal: The Definitive Account of the Landmark Battle. New York: Penguin Group
- Hammel, Eric (1999). Carrier Strike: The Battle of the Santa Cruz Islands, October 1942. Pacifica Press.
- McGee, William L. (2002). The Solomons Campaigns, 1942–1943: From Guadalcanal to Bougainville—Pacific War Turning Point, Volume 2 (Amphibious Operations in the South Pacific in WWII). BMC Publications.
- Документы ассоциации ветеранов USS Enterprise CV-6
Комментарии к данной статье отключены.