28 сентября 1066 года тысяча кораблей Вильгельма Завоевателя бросили якорь у английского побережья при городе Певенси. Вскоре после этого состоялась битва при Гастингсе, определившая будущее Англии на столетия вперёд. Вильгельм Завоеватель покончил с англосаксонской династией английских королей и положил начало нормандскому владычеству на острове.
Впрочем, Вильгельм был далеко не единственным претендентом на корону в том насыщенном событиями году. Харальд, король Норвегии, также был одним из тех, кто предпринял попытку захватить спорный престол. Его поход был не то чтобы совсем уж рядовым событием в бурной английской политической жизни, но, по большому счёту, никого не удивил — чего-то такого следовало ожидать, исходя из истории англо-скандинавских взаимоотношений. В отличие от нормандцев, появившихся в Британии сравнительно недавно, скандинавские военно-политические деятели не оставляли эти земли без своего пристального внимания к тому времени уже более двухсот лет.
Датское нашествие
Эта история началась ещё при Эгберте — первом из английских правителей, которого можно было бы назвать королем. По мнению ряда исследователей, он имел полное право на этот титул, поскольку объединил изрядную часть английских земель под своей властью; те же земли, покорить которые полностью не удалось, признали его сюзеренитет. Впрочем, сам Эгберт себя королём не называл, и официально первым королем Англии считается его внук Альфред Великий. В любом случае Эгберт считается родоначальником династии, которую называют «англосаксонской», «уэссекской» или «западно-саксонской».
Битва при Чармуте — первое серьёзное столкновение Эгберта с викингами-данами (датчанами) — состоялась в 833 г. Историки испытывают некоторые сомнения в точной дате этой битвы; возможно, она состоялась двумя-тремя годами позже. И в этой битве Эгберт проиграл. Взять реванш ему удалось довольно скоро — в битве при Хайстон-Даун (в те времена — Хенгестоне) его армия разгромила объединённое войско восставших корнуольских бриттов и пришлых датчан, положив конец независимости бриттского королевства Думнония. Эту битву разные источники относят либо к 835 году в том случае, если дата битвы при Чармуте принимается как 833 г., либо к 838 г. для тех версий, где эта битва состоялась позже.
Эгберт умер через год после битвы у Хайстон-Даун, и правителем стал его сын Этельвульф. «Англосаксонская хроника», основной источник информации о событиях в Англии той поры, слегка путается в описании первого столкновения Этельвульфа с датчанами (фактически запись о первой битве Этельвульфа повторяет запись о первой битве Эгберта). Но в любом случае, именно с тех времён набеги датчан на английские поселения становятся особенно частыми и кровопролитными. В 842 г. (по другим источникам — в 839 г.) в самом сердце Англии — Лондоне, Кентербери и Рочестере — состоялась «большая резня», в ходе которой Лондон был практически стёрт с лица земли. Датчане попросту сожгли все дома, жители которых не захотели или не смогли заплатить выкуп за сохранность своих жилищ.
Около 850 г. датчане впервые не стали возвращаться домой на зиму, оставшись на острове Танет (по другим источникам — на острове Шеппи) близ восточного побережья Англии. На следующий год они вновь разграбили Лондон и Кентербери, но Этельвульфу удалось остановить их дальнейшее продвижение, а несколько позже и нанести викингам сокрушительное поражение. Но, несмотря на то, что после этого датчане довольно долго опасались нападать на Уэссекс (даже после смерти Этельвульфа), они продолжали успешно грабить земли вокруг, захватив Йорк и разорив королевства Мерсия, Нортумбрия и Дейра. К тому моменту, когда власть над Уэссексом унаследовал младший сын Этельвульфа Альфред, на востоке страны датчане хозяйничали уже вовсю и в принципе не думали никуда уходить.
Фактически они установили контроль над королевствами Нортумбрия и Мерсия — там правили ставленники датчан. Лондон также находился под их властью.
С континента подтягивались всё новые и новые воины-переселенцы, не только из Дании, но уже и из Норвегии. Уэссекс до поры не трогали — поначалу свежи были воспоминания о разгроме, учинённом викингам Этельвульфом, после же король Альфред почёл за благо откупиться от новоявленных соседей, несмотря на одержанную незадолго до того победу в битве при Эшдауне. К слову, во время этой битвы Альфред королём ещё не был; Уэссексом всё ещё правил старший сын Этельвульфа, Этельред. Вероятно, он был очень набожен и сильно затянул начало битвы, поскольку не хотел начинать сражение прежде, чем дослужат торжественную обедню.
Альфреду, возглавлявшему войско в отсутствие брата, потребовалось немало усилий, чтобы удержать своих воинов от преждевременного нападения. Тем не менее англосаксы выиграли это сражение, увы, только для того, чтобы потерпеть жестокое поражение в следующей же битве, известной как битва при Мертоне, состоявшейся через довольно короткое время. В этой схватке Этельред получил смертельную рану и вскоре скончался. Новое нападение норманнов произошло непосредственно в день его похорон и стало для Уэссекса настоящей катастрофой.
Возникновение Данелага
В целом, Альфред получил очень неоднозначное наследство — для оптимизма по поводу дальнейшей судьбы Уэссекса особых поводов не было. Практически все земли к северу от Темзы были заняты норманнами, чувствовавшими здесь себя как дома. Альфреду удалось купить для Уэссекса несколько лет относительного мира, но было очевидно, что проблему норманнов всё равно придётся как-то решать. Те пять лет, что прошли без набегов, Альфред потратил на создание флота — фактически, первого в истории англосаксонского флота, который стоит того, чтобы быть упомянутым. Это помогло ему одержать несколько значительных побед, но уже в 878 г. армия под предводительством датского короля Восточной Англии Гутрума напала на Уэссекс и разбила англосаксов в пух и прах, практически не встретив сопротивления. Уэссекс был разорён и захвачен, а Альфред с немногими воинами бежал в земли Сомерсета.
В источниках упоминается местечко Ателни, где он нашёл приют и откуда начал планировать реванш. Любопытный момент: в те времена Ателни, согласно рассказам, был крохотным островом среди болот, на котором жили только рыбаки, и поэтому на него и пал выбор — в такой глуши было бы трудно кого-либо отыскать. Это бывшее рыбацкое поселение сохранилось до наших дней, и за прошедшее тысячелетие с лишним, похоже, изменилось крайне мало; оно так и осталось деревней в одну короткую улицу. Вот только болота там больше нет — большинство сомерсетских болот осушили ближе к нашему времени. Также историки не испытывают уверенности в том, что в те времена остров носил это название. Дело в том, что на древнеанглийском (или англосаксонском) остров назывался Æthelinga íeg, что означает «остров принцев». Так что более чем вероятно, что название своё он получил как раз в честь Альфреда. В этом случае неизвестно, как он назывался раньше (если вообще назывался хоть как-нибудь).
Тем временем среди уэссекских англосаксов зрело недовольство норманнским владычеством, и к Альфреду на его болотный островок начали стекаться люди. Вскоре собрался не слишком большой, но всё же достаточно боеспособный отряд, и Ателни превратился в укрепление — был выстроен частокол и насыпан земляной вал (наличие этих сооружений подтверждается археологическими раскопками). Из этой импровизированной крепости Альфред со своей вновь собранной дружиной начал нападать на датские поселения. Вылазки были успешны, и к Альфреду присоединялось всё больше и больше людей; через полгода такой войны Альфред решился напасть на датский лагерь возле Эддингтона (в те времена назывался Этандун). Это был основной военный лагерь датчан, в котором находился в том числе и их король Гутрум. В мае по приказу англосаксонского короля у «Камня Эгберта» (современный Брикстон Деверилл в Уилтшире) собрались воины Уилтшира, Хэмпшира и Сомерсета. Пятого мая войско Альфреда пошло в атаку на укрепления датчан, и в течение суток те были разбиты. Они бежали и укрылись в крепости, которую саксы взяли в осаду и удерживали в течение двух недель, пока Гутрум не пошёл на переговоры.
В результате этих переговоров Гутрум предоставил Альфреду заложников и дал обещание креститься. Но, что гораздо важнее, между двумя королями был заключён договор о разделе английских земель.
Согласно этому договору, граница между королевством Альфреда и королевством Гутрума шла вверх по Темзе и её притоку Леа через Брэдфорд, до старой римской дороги, которую англосаксы называли «Дорога сыновей Ветлы». А все ранее захваченные скандинавами земли (Восточная Англия, Эссекс вместе со своей разрушенной столицей Лондоном, вся Нортумбрия и восточная половина Мерсии) остались под властью Гутрума. Альфреду оставались Уэссекс, Сассекс, Кент и запад Мерсии. Этот договор юридически оформил такое государственное образование, как Данелаг (Область датского права). Теперь у норманнов официально был свой дом в Англии.
Нападать друг на друга даны и англосаксы, естественно, после этого не прекратили. Помимо своих «местных» датчан Альфреду приходилось отбиваться и от пришлых грабителей. Впрочем, можно сказать, что дела его шли успешно — в 886 году удалось отвоевать обратно Лондон, от которого стараниями норманнов к тому времени мало что осталось. Город был восстановлен и даже назначен второй королевской резиденцией (первой был Винчестер — столица Уэссекского королевства).
В том же 886 г. произошло ещё одно событие, не связанное напрямую с Альфредом или Гутрумом, и даже с Англией как таковой. Тем не менее, о нём нельзя не упомянуть, учитывая то, какими оказались его отдалённые последствия для английского королевства. Ещё один датчанин, некий Хрольф Пешеход, он же впоследствии — Ролло, Роллон или даже Ролла (так в «Англосаксонской хронике») высадился на берега Западно-Франкского королевства.
Англия на рубеже тысячелетий: из рук в руки
Преемником Альфреда на троне Уэссекса стал его сын Эдуард (Эдуард I Старший). Сестра Эдуарда, Этельфлед (Этельфлид, Этельфледа) была замужем за Этельредом Мерсийским, правителем саксонской части Мерсии. Фактически Этельфлед управляла Мерсией после того, как её супруг был тяжело ранен в битве с норманнами и потерял возможность управлять своими землями, и стала полноправной правительницей после его смерти. Именно Этельфлед усмирила восставшие города датской части Мерсии: Дерби, Линкольн, Лестер, Стэмфорд и Ноттингем. Впечатлённые современники звали её «леди Мерсии» и «Железная леди». Последнее прозвище для нас звучит уже привычно — но, возможно, именно Этельфлед была первой, кто его удостоился.
Эдуард же покорил Восточную Англию и принялся методично подчинять себе Данелаг, Область датского права. После смерти Этельфлед в 918 г. ему перешли также земли, завоеванные сестрой — немаленькая область к югу от реки Хамбер. К 924 г. весь север, а также Стратклайд признали Эдуарда своим королём, а ещё через год Эдуард умер, и власть перешла к его сыну Ательстану.
Практически всё своё правление Ательстан посвятил борьбе с лигой, в которую входили Шотландия, Уэльс и Область датского права. Ательстан умер в 939 г., передав эту войну по наследству своим преемникам. Сначала корона досталась сводному брату Ательстана Эдмунду, который правил всего пять лет, но успел добиться некоторых успехов в нескончаемом противостоянии с норманнами. Эдмунду наследовал Эдред, младший сын короля Эдуарда Старшего; хилый и болезненный Эдред правил девять лет и за время своего царствования с трудом сохранил англо-норманнское статус кво, поскольку вскоре после его коронации в страну вторгся небезызвестный Эйрик Кровавая Секира, норвежский король, и выдворить его из страны оказалось очень непросто; это удалось только в 954 г.
Эдреду наследовал его четырнадцатилетний племянник — сын Эдмунда Эдвиг. Эдвиг на интересующей нас ниве ничем особенным не отличился: он правил всего четыре года, успел за это время восстановить против себя всю англосаксонскую знать и в результате был вынужден передать власть своему брату Эдгару, который и вовсе заслужил со временем прозвище Миролюбивый, поскольку всячески избегал любых военных конфликтов. Тем не менее, именно при Эдгаре произошло окончательное подчинение Области датского права — как ни странно, скорее дипломатическим путём. Датчанам было гарантировано сохранение всех их прав и обычаев, а датской знати предложены высокие и почётные должности при дворе и в церковной иерархии. Наверное, также стоит упомянуть, что именно при Эдгаре название страны Британия уступило место названию Англия (Englaland), страна англов.
Преемник Эдгара, Эдуард Мученик, правил всего ничего — три или четыре года. После его убийства на престол взошёл Этельред, впоследствии получивший примечательное прозвище «Неразумный». Строго говоря, в староанглийском оригинале прозвище короля — Unræd — не говорило о какой-то выдающейся глупости — оно скорее означает «получивший плохие советы» и метит в ближайшее королевское окружение. Этельред был женат на Эмме Нормандской и имел тесные связи с нормандским двором. Возможно, именно под влиянием нормандских советников Этельреду пришла в голову совершенно беспрецедентная выходка. Поскольку во время его правления Англия по-прежнему страдала от постоянных столкновений с викингами, Этельред решил покончить с этим раз и навсегда, просто убив всех датчан. Замысел этот по понятной причине хранился в строгой тайне от широкой публики; в день святого Брайса, 13 ноября 1002 г., он был приведён в исполнение. Практически все живущие в Англии датчане были вырезаны. Результат акции закономерно оказался далёким от ожидаемого: норманны стали мстить. Вдохновителем жестоких набегов 1003–1007 гг. был король Дании и Норвегии Свен Вилобородый.
В 1007 г. Этельред был вынужден просить мира и заплатил Свену немалые отступные. Но относительный мир продолжался недолго: уже в 1009 году войско под предводительством Торкеля Длинного возобновило набеги на южную Англию. Эти кровопролитные набеги продолжались до 1012 г., а в 1013 г. на Англию пошёл войной сам Свен. Противопоставить ему что-либо серьёзное англосаксы не смогли, а жители Данелага и вовсе массово переходили на его сторону. Часть англосаксонских танов также предпочла знамёна Свена, и вскоре единственным непокорённым городом остался Лондон. Пока норманны осаждали английскую столицу, отчаявшийся переломить ситуацию Этельред бежал со своей семьёй в Нормандию, к родственникам жены. После этого сдался и Лондон. Витенагемот (собрание англосаксонской знати) провозгласил Свена королём.
Правил Свен недолго — через год он умер от приступа неизвестной болезни. Витенагемот провозгласил королём спешно вернувшегося из Нормандии Этельреда, датский же флот счёл законным наследником Кнуда (в других вариантах — Кнут, Канут), сына Свена. Между двумя претендентами на престол началась война. В ходе этой войны Этельред умер, его наследником был провозглашён его второй сын Эдмунд по прозвищу Железнобокий. Эдмунд продолжил боевые действия и одержал несколько побед (в частности, отбил у датчан Лондон), но 30 ноября 1016 г. он скоропостижно скончался, и власть над Англией всё-таки перешла к датчанам.
Продолжение следует
Источники:
- Штокмар В. В. История Англии в Средние века. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000 г., http://www.sedmitza.ru/lib/text/443015/
- The Anglo-Saxon Chronicle (The Project Gutenberg EBook of The Anglo-Saxon Chronicle), http://www.gutenberg.org/cache/epub/657/pg657-images.html
- Питер Сойер, «Эпоха викингов», 2008 г.
- Ассер. Жизнь короля Альфреда (Johan Asser. Annales rerum gestarum Alfredi Magni), http://www.ulfdalir.narod.ru/sources/Britain/Alfredi_Magni.htm
Комментарии к данной статье отключены.