Исторически сложилось, что после Великой Отечественной войны за воздушным тараном прочно закрепилась репутация приема воздушного боя, присущего исключительно летчикам ВВС Красной армии. Однако на этот неординарный поступок решались пилоты ВВС большинства воюющих стран.
Утром 2 ноября 1940 года 22-я эскадрилья греческих Королевских ВВС, вооруженная истребителями польского производства PZL P.24F и P.24G, была поднята по тревоге с аэродрома города Фессалоники для отражения налета итальянских бомбардировщиков. Ни один из шести взлетевших летчиков не имел боевого опыта – Греция была втянута в мировую войну всего за пять дней до этого дня, когда 28 октября итальянские войска перешли в наступление на албанской границе, а вражеская авиация стала бомбить греческие города.
Один из истребителей пилотировал уроженец провинции Мессения (Μεσσηνία), двадцатичетырехлетний лейтенант Маринос Митралексис (Μαρίνος Μητραλέξης). Менее чем за полгода до описываемых событий, летом 1940 года, он окончил греческую военно- воздушную академию и был направлен в 22-ю истребительную эскадрилью.
Недалеко от Фессалоник греческие истребители атаковали группу итальянских трехмоторных CANT Z.1007bis из состава 50-й бомбардировочной авиагруппы (50° Gruppo BT), шедших под прикрытием «Фиатов» CR.42. В первой атаке Митралексис длинной очередью удачно обстрелял один бомбардировщик, который перешел в беспорядочное падение (как стало известно позднее, огнем греческого истребителя был убит итальянский пилот лейтенант Паскуалетто (Pasqualetto), но остальные члены экипажа перехватили управление и сумели удержать тяжелую машину в воздухе).
В результате атак пилотов греческой эскадрильи два бомбардировщика были сбиты, однако оставшимся удалось выйти на цель и отбомбиться, после чего они взяли обратный курс на свою базу в Албании. Настигнув одного из уходящих противников (это был CANT Z.1007bis с номером MΜ22381, по некоторым данным – тот самый самолет, который Митралексис атаковал до этого), греческий летчик открыл огонь, но в этот раз промахнулся, и в следующее мгновение с досадой обнаружил, что кончился боезапас. Ведомый Митралексиса, сержант Константинос Ламбропоулос (Κωνσταντινος Λαμπροπουλος), очень эмоционально описал то, что произошло дальше: «Я был очень близко к Митралексису и увидел, как он направил свой самолет прямо на итальянца! Это был самый великолепный поступок, который я когда-либо видел!»
Подойдя сзади вплотную к бомбовозу, отважный грек разрушил воздушным винтом своего истребителя руль направления «Канта», в результате чего «итальянец» резко пошел к земле. С огромным трудом экипажу бомбардировщика удалось совершить вынужденную посадку «на брюхо» деревни Геракароу (Γερακαρού). Однако когда четверо счастливо спасшихся итальянцев, пошатываясь, вылезли из машины, они попали в положение едва ли не худшее, чем в воздухе: толпа крестьян, вооруженных ножами и кирками, окружала летчиков, явно намереваясь их прикончить.
Внезапно послышался грозный окрик, и все увидели греческого офицера небольшого роста в летном снаряжении, который выхватил пистолет и приказал местным жителям не трогать пленных и убираться прочь. Это был не кто иной как Митралексис, посадивший свой истребитель неподалеку с минимальными повреждениями – у него были лишь слегка погнуты лопасти винта. Митралексис сопроводил благодарных итальянцев на свою базу. Один из них, Гарибальдо Бруссоло (Garibaldo Brussolo), позднее писал, что греческий летчик представился и дружелюбно пожал руки врагам-коллегам.
Вся Греция пришла в восторг от подвига летчика. Митралексис был повышен в звании и награжден высшей на тот момент наградой Греции – Золотым крестом за храбрость (Αριστείον Ανδρείας), а позднее еще несколькими высокими наградами. Картины и рисунки художников, изображавшие славный эпизод, некоторые весьма фантастичные, заполнили газеты и журналы. Таран Митралексиса был даже запечатлен на греческой почтовой марке. Подвиг летчика поднял моральный дух греческой армии и немногочисленной авиации. Таран 18 ноября 1940 года повторил летчик-истребитель Григорис Валканас (Γρηγόρης Βαλκανάς) из 23-й истребительной эскадрильи, уничтожив итальянский истребитель (при этом греческий пилот погиб).
6 апреля 1941 года на помощь итальянской армии, терпевшей в боях с греками поражение за поражением, пришла гитлеровская Германия, и участь Греции была решена. После капитуляции оставшиеся самолеты и летчики греческой авиации, в числе которых был и лейтенант Митралексис, к этому моменту увеличивший свой счет воздушных побед до пяти, перелетели на Ближний Восток и присоединились к британским ВВС.
Маринос Митралексис пережил войну, но погиб вскоре после ее окончания. 19 сентября 1948 года его двухмоторный Airspeed Oxford упал в море во время рутинного полета между Родосом и Афинами. В память об отважном летчике его бюст, дополненный графическим изображением тарана итальянского бомбовоза, установлен в пригороде Афин на базе ВВС в Эллинико (Ελληνικό).
Комментарии к данной статье отключены.