Достаточно бурное для небольшой страны развитие танкостроения в межвоенной Швеции привело к созданию интересных, а по некоторым направлениям — даже передовых образцов бронетанковой техники. Примером таких машин может служить небольшое и оригинальное семейство боевых машин, созданных под руководством немецкого конструктора Отто Меркера. В колесно-гусеничных танках фирмы Landsverk были своеобразно решены вопросы ограниченного ресурса гусениц и недостаточной оперативной подвижности.
«Стридсвагн» — родной брат «панцеркампфвагена»
Развитие бронетанковой техники в нейтральной Швеции в межвоенный период может показаться не совсем понятным. Да, со второй половины XIX века шведы изобрели много чего интересного, начиная от телефона Эриксона и разводного гаечного ключа Йохансона до доильного аппарата и сепаратора де Лаваля. Но большинство из этих изобретений носило мирный характер и послужило успешному экономическому развитию страны. Серьезным исключением тут выглядит разве что динамит Нобеля – но и тот успешно находил в том числе и мирное применение, например, в горнодобывающей промышленности.
И вот в не воевавшей уже более века стране внезапно начинают создаваться многочисленные образцы бронетехники. Причем шведские танки не плетутся в хвосте у образцов, созданных конструкторами передовых военных держав того времени. Наоборот, иногда идеи, впервые воплощенные в железе именно в шведских машинах, только потом реализуются в танках других стран.
Как шведским создателям танков удалось добиться такого быстрого и качественного прогресса? Да, в Швеции было много своих изобретателей и подготовленных инженеров. Но для того, чтобы быстро создать с нуля передовую танкостроительную отрасль, этого все же мало.
В межвоенной Европе была еще одна относительно небольшая (и вдобавок молодая) страна, которая также сходу вошла в клуб законодателей танковой моды – Чехословакия. У истории развития чехословацкой и шведской танковой промышленностей много общего. И главное, что их объединяет – это немецкие конструкторы, внесшие значительный вклад в развитие бронетанковой техники обеих стран. Версальский договор, запретивший Германии иметь свои танки, оставил без работы многих талантливых немецких конструкторов. Не найдя применения своим умениям и знаниям на родине, они приложили руки к созданию танков по всему миру, от СССР до Японии, но именно в шведском и чехословацком танкостроении они оставили самый глубокий след.
Создатель знаменитого A7V Йозеф Фольмер был, наверное, самым известным из «кочующих» немецких конструкторов. Созданный им в самом конце войны Lk II стал первым принятым на вооружение в Швеции танком Strv m/21. Десять произведенных под видом тракторов и тайно доставленных в Швецию в разобранном виде танков Фольмера до 30-х годов были единственными танками шведской армии (пять из них в конце 20-х были модернизированы и получили название Strv m/29).
Сам Фольмер впоследствии перебрался в Чехословакию, где в 20-х годах присоединился к конструкторам «Шкоды» и работал над созданием своеобразных колесно-гусеничных танков КН-50, КН-60 и КН-70 на базе трактора Hanomag WD-50PS.
Примерно в это же время в Германии другой талантливый инженер Отто Меркер разрабатывал свой колесно-гусеничный «трактор». Как мы видим, обход условий Версальского договора для творческих людей был задачей не простой, но вполне преодолимой. К 1929 году прототип танка Räder-Raupen Kampfwagen M 28 (Räder M 28) вызвал определенный интерес у германских военных и должен был после производства небольшой партии из пяти машин отправиться на испытания. Этой необычной немецкой машине и было суждено стать родоначальником небольшого семейства не менее необычных шведских танков.
Танк L-5
Танк Меркера был еще одной вариацией на модную в те годы идею колесно-гусеничного танка. Малый ресурс тогдашних гусениц вдохновлял на смелые эксперименты конструкторов во многих странах. Вместо использования в качестве колесного движителя катков гусеничного (после снятия гусениц, как у танков Кристи и БТ), Меркер дополнительно к обычной многокатковой гусеничной ходовой части с задним расположением ведущего колеса добавил четыре колеса автомобильного типа. Они монтировались на системе подъема-опускания, позволявшей менять тип движителя без выхода экипажа из танка, имели цепной привод на задний мост и не были ничем защищены.
Сам танк массой в 7 тонн приводился в движение бензиновым двигателем Daimler-Benz в 50 лошадиных сил. Он имел противопульное бронирование и не совсем традиционную компоновку с боевым отделением в средней части, двигателем в задней и двумя постами управления. Один из них находилось спереди, а второй – в корме. По замыслу конструктора, второй водитель в случае необходимости должен был значительно улучшить маневренность танка при движении задним ходом. В небольшой башне с вооружением из 37-мм пушки и 7,92-мм пулемета должны были размещаться командир машины, стрелок и наводчик. Еще один пулемет устанавливался как курсовой. Боекомплект танка состоял из 200 снарядов и 2000 патронов.
Если сам процесс создания «трактора» еще можно было утаить от союзной комиссии, то с налаживанием даже мелкосерийного производства танков внутри страны имелись определенные сложности. Узлы и агрегаты танков Меркера выпускались в Германии, а сборку наладили на мощностях выкупленной немецким капиталом фирмы Landsverk в Швеции. Здесь же Räder M 28 был переименован в L-5. Всего было построено шесть танков, из них три последних оснастили более мощными 70-сильными двигателями Bussing-NAG D7. Что касается устройства системы смены хода, на первых четырех выпущенных танках она приводилась в движение электродвигателями, а на двух последних – гидравликой.
Конструкция новой машины была «сырой» — к примеру, как указывается в шведских источниках, система привода танка была настолько слабой и склонной к поломкам, что при движении по бездорожью с танка для облегчения массы приходилось снимать башню. Испытания, проходившие в Швеции и в СССР (одна машина была отправлена в немецкую танковую школу «Кама» под Казанью) показали, что M 28 сложен в эксплуатации, а его главное ноу-хау – система смены хода – ненадежна и часто выходит из строя. На этом интерес немецких военных к колесно-гусеничным танкам Отто Меркера иссяк.
Но вот шведы идеей загорелись. На то было несколько причин. В немецком справочнике Хейгеля «Танки» 1936 года по этому поводу сказано:
«Развитие колесно-гусеничных машин в Швеции происходит с большим рвением. При этом считаются с большими расстояниями в территориально-растянутой стране, а также со слабо развитой ж.-д. сетью в северной части Швеции. В противоположность другим странам, в Швеции машинами ограниченной проходимости по местности, в особенности в зимнее время, обойтись невозможно. Отсюда к боевым машинам предъявляется требование полной проходимости вне дорог».
Танк L−30
С 1930 года фирма Landsverk и ее главный конструктор Меркер начали работу над новой колесно-гусеничной машиной. Результатом этой работы стал танк L-30. Он был крупнее L-5 и лучше защищен (11,5 тонн, толщина брони от 6 до 14 мм), но в целом сохранил компоновку своего предшественника. От поста управления в корме на этот раз отказались: экипаж машины состоял теперь из трех человек – водителя в передней части и командира с наводчиком в башне. В качестве силовой установки на L-30 использовался карбюраторный двигатель Maybach с жидкостным охлаждением и мощностью в 150 л.с. Вооружение колесно-гусеничного шведского танка состояло из той же 37-мм пушки Bofors и спаренного с ней пулемета в башне.
Полностью были переработаны ненадежные у L-5 ходовая часть и механизм смены движителя. На испытаниях в 1931 году L-30 продемонстрировал очень хорошую подвижность: на гусеницах он разгонялся до 35 км/ч, а на колесном ходу – до 75 км/ч.
Переход с гусеничного движителя на колесный и обратно так же, как и в L-5, не требовал выхода экипажа из танка. Сам процесс замены длился порядка 30 секунд и мог осуществляться даже без полной остановки танка, что было значительным преимуществом по сравнению с советскими колесно-гусеничными танками семейства БТ – их экипажи справлялись с подобной задачей в течении примерно получаса. Тот же справочник Хейгля отмечает:
«Колесно-гусеничный танк Landsverk 30 является доказательством того, что в колесно-гусеничных машинах может быть решена проблема сочетания оперативной подвижности танков, если только удастся поддерживать малоуязвимость ходовой части на уровне движителей обычных танков и бронеавтомобилей».
L-30 для своего времени был технологически весьма совершенным танком. Кроме уникальной гибридной ходовой части, в нем, например, для соединения бронедеталей применялась сварка, что на фоне традиционных для того времени уголков и заклепок было большим шагом вперед. Но по ряду причин, о которых будет рассказано немного ниже, он так и не нашел поддержки среди шведских военных, и в итоге остался созданным в единственном экземпляре.
Последней колесно-гусеничной машиной, над которой работала фирма Landsverk, был танк L-80, проект которого был представлен в 1933 году. Новая машина должна была весить гораздо меньше — около 6,5 тонн, что, при той же мощности двигателя, давало бы почти вдвое большую удельную мощность. Колеса при движении на гусеничном ходу должны были убираться в защитные кожухи. Защищенность и вооружение L-80, скорее всего, должны были остаться такими же, как у L-30 – только наклон лобовой детали корпуса планировалось увеличить. Возможно также, что вместо 37-мм пушки Bofors планировалась установка 20-мм автоматической пушки Madsen.
Встречаются утверждения о том, что прототип L-80 построили – но ни документов, ни фотографий, которые могли бы подтвердить это, не имеется. Скорее всего, он так и остался в виде схем, чертежей и макетов.
Танк L-10
Танк L-5, который привез из Германии Отто Меркер, понравился шведам не только возможностью быстрой трансформации из колесного в гусеничный и обратно. По своим более привычным основным танковым характеристикам (защищенность, вооруженность и подвижность на традиционном гусеничном ходу) он тоже был вполне неплох.
Поэтому когда в 1930 году фирма Landsverk начала работы над L-30, параллельно с этим проектировался и его вариант без колесного движителя L-10. Он имел гораздо меньшую максимальную скорость, но сэкономленный за счет отказа от громоздких навесных конструкций вес был «освоен» для усиления защищенности – толщина лобовой брони у L-10 достигала солидных для легкого танка тех лет 24 мм.
Кроме того, L-10 имел лучшую проходимость, более простую конструкцию и был гораздо дешевле. В итоге единственное очевидное достоинство L-30 в виде высокой скорости на колесном ходу было перевешено несколькими столь же очевидными преимуществами L-10. На вооружение шведской армии был принят L-10, получивший название Stridsvagn m/31. Так же, как и у L-30, его корпус и башня собирались при помощи сварки. Вооружение танка состояло из 37-мм орудия Bofors, спаренного с ней и курсового пулеметов. Максимальная скорость L-10 достигала 40 км/ч.
Но и этому легкому танку фирмы Landsverk вырыла яму сама же фирма Landsverk. В этот же период ею разрабатывался и был предложен военным проект танка L-60 с торсионной подвеской. Более совершенная машина в итоге очень заинтересовала шведских военных, и вполне неплохой для начала 30-х L-10 был закуплен всего в трех экземплярах.
Отто Меркер работал в Швеции до 1936 года, конструируя для Landsverk танки и артиллерийские тягачи. После возвращения в Германию он стал членом НСДАП и с 1942 года под руководством Альберта Шпеера работал в Имперском министерстве вооружений и военного производства, занимаясь организацией производства подводных лодок. После войны Меркер занимал пост генерального директора компании «Рейншталь Ханомаг» и был членом правления группы «Рейншталь». В годы его руководства «Ханомаг» разработал для бундесвера бронетранспортер HS 30 и БМП «Мардер».
Источники:
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/pansarstart.html
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l5.html
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l30.html
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l10.html
- http://www.sphf.se/Axvall/fm-31.htm
- http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=547
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l80.htm
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/rader_m28.htm
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l30.htm
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l10.htm
Комментарии к данной статье отключены.