Несмотря на стремление Швеции вооружаться собственными разработками, танки зарубежного производства не были такой уж большой редкостью в шведской армии. В случаях, когда своя промышленность пробуксовывала либо результат работы конструкторов оказывался не совсем удачным, шведские военные решали проблему зарубежными закупками. Достаточно вспомнить Strv m/37, самый массовый шведский танк на момент начала Второй мировой войны, который на деле являлся экспортной танкеткой AH-IV-Sv производства чехословацкой фирмы ČKD. Несколько позже у шведов появился Strv m/41, лицензионная копия ещё одной чехословацкой машины, LT vz.38. Очень похожая история случилась и после войны. Устав ждать, пока отечественная промышленность произведёт современный танк, шведские военные закупили английские танки Centurion, которые стали самыми массовыми танками классической компоновки в шведской армии в послевоенный период.
В ожидании танка EMIL
Во многом непростую ситуацию, которая сложилась в шведском танкостроении к началу 50-х годов, создали сами шведские военные. В 1943 году они инициировали разработку танка, способного противостоять советскому Т-34. Техническое задание менялось несколько раз, одновременно менялись и проекты. Сначала это был 28-тонный Landsverk Pricken. Его сменил 30-тонный LS 46, затем появился 25-тонный Landsverk Leo, от которого шведские военные тоже отказались. Позже на базе Leo был создан Landsverk Lansen. При этом ни одна из перечисленных боевых машин даже не была построена в виде опытного образца. Максимум, что смогли сделать на Landsverk, — изготовить полноразмерные макеты Lansen в нескольких вариантах для демонстрации потенциальным зарубежным заказчикам.
В марте 1950 года сотрудникам Департамента вооружений Королевской армии (KATF, Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning) стало известно о том, что на вооружении Советской армии находится тяжёлый танк ИС-3. Анализ его защищённости показал, что шведские перспективные разработки безнадёжно устарели. Это означало, что в требования к новому танку придётся снова вносить серьёзные коррективы.
Спецификацию на новую машину, вооружённую 105-мм пушкой, департамент KATF подготовил 9 ноября 1950 года. От предыдущих проектов, правда, очередной перспективный танк отличался мало. При боевой массе 25 тонн он должен был иметь удельную мощность 18 л. с. на тонну, в качестве базы предусматривался Strv m/42. На сей раз, впрочем, шведские военные решили подстраховаться. Решено было поискать подходящий танк и за рубежом.
По состоянию на 1950 год большого выбора у шведов не было. Танки военного выпуска ими не рассматривались, поскольку уже морально устарели. Таким образом, число возможных кандидатур сократилось до двух западных машин. Первой был американский танк M26 Pershing и его дальнейшее развитие, M46 Patton. Танк боевой массой 44 тонны в качестве основного вооружения имел 90-мм пушку, по характеристикам близкую к немецкой 88-мм зенитной пушке Flak 18. Для конца Второй мировой войны это было неплохо, но для эффективной борьбы с тем же ИС-3 такого орудия уже не хватало. За счёт более мощного, чем у M26, двигателя M46 имел лучшую подвижность и максимальную скорость, но в целом и эта машина быстро устаревала.
Второй кандидатурой оказался английский средний танк Centurion. Эта машина стала настоящим прорывом для английского танкостроения, которое во второй половине Второй мировой откровенно отставало от лидеров. Под самый занавес войны англичанам удалось сделать танк, в котором сочетались относительно неплохое бронирование и мощное орудие. В 1949 году на свет появился Centurion Mk.3, который получил пушку Ordnance QF 20-pr Tk Mk.I калибра 84 мм. Это орудие значительно повысило боевую эффективность танка.
Имелись у английского танка и недостатки. Он был больше и тяжелее M46, а его максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Это явно шло вразрез с представлениями шведских военных о танке как о подвижной боевой машине. Кроме того, толщина лобовой брони корпуса составляла всего 76 мм, что даже с учётом большого угла наклона для начала 50-х было явно маловато.
Из двух кандидатов шведы выбрали Centurion Mk.3. Но тут выяснилось, что по состоянию на 1950 год англичане оказались совсем не готовы к экспортным поставкам. На запрос шведской стороны был дан ответ, что раньше 1958 года ждать танки Centurion не стоит. Кроме того, летом 1950 года началась война в Корее, которая спровоцировала новый виток гонки вооружений. Теперь США и Великобритании стало совсем не до Швеции.
На этом фоне с конца 1950 года продолжилось сближение в оборонной сфере Швеции и Франции. В январе 1951 года KATF получил информацию о французском среднем танке AMX M4, позже превратившемся в AMX 50. В июле того же года шведам удалось познакомиться ещё с одной французской машиной — AMX 13. Оба этих танка оказали большое влияние на развитие шведского танкостроения. По итогам изучения французского опыта к началу сентября 1951 года перспективный шведский танк превратился в проект EMIL. Годом спустя его довольно серьёзно переработали. С 28 тонн его боевая масса выросла до 41,8, от пушки калибром 120 мм отказались в пользу двух орудий калибра 105 и 150 мм, машина заметно увеличилась в габаритах.
В апреле 1952 года один экземпляр AMX 13 прибыл в Швецию, где начались его испытания. Французская машина всерьёз рассматривалась в качестве нового танка для шведской армии. Больше того, начались переговоры о поставках 300 танков этого типа.
Не исключено, что дальнейшее развитие шведского танкостроения могло пойти по «французскому» пути, но в конце 1952 года ситуация стала меняться. 5 декабря из шведского посольства в Лондоне пришло письмо, в котором говорилось, что английское правительство согласилось на поставку 80 Centurion MK.3 в Швецию. Полностью укомплектованная машина обходилась в 50 тысяч фунтов стерлингов, в эту сумму также входило два года обслуживания. В случае заключения сделки в январе 1953 года заказ полностью выполнялся за 1953–54 годы. В январе 1953 года в KATF поступили подробные технические данные по английскому танку. Кроме того, в ноябре — декабре 1952 года шведские специалисты побывали в Швейцарии, где смогли осмотреть Centurion Mk.3.
Пришлось вносить серьёзные коррективы в планы по закупке бронетанковой техники. По состоянию на январь 1953 года шведская армия планировала закупить 300 AMX 13 по цене 700 тысяч шведских крон за штуку. Что же касается английского танка, то его полная стоимость в пересчёте на шведскую валюту составляла 845 400 крон.
С другой стороны, Centurion Mk.3 выглядел более заманчивым вариантом. Эти танки вполне неплохо зарекомендовали себя в Корее. Что же касается AMX-13, то в нём шведы разочаровались. Генерал Эренсверд (Carl August Ehrensvärd), командующий шведской армией, высказался о AMX-13 следующим образом: отличный танк, но не для шведских условий. Выбор шведского командования окончательно склонился в сторону английского танка. Именно ему предстояло стать временной, как тогда казалось, заменой перспективного отечественного танка EMIL.
Окончательное решение проблемы KRV
Согласно первоначальному договору, первые 6 танков Centurion Mk.3 прибывали в Швецию в апреле 1953 года. Поставка остальной части заказа растягивалась до 31 декабря 1954 года. В реальности первые машины прибыли в порт Ландскруна 2 мая. Машины погрузили на платформы и отправили железной дорогой в Хаслехолм, куда в 1947 году из Хельсингборга перевели танковый полк P 2. Здесь танки, получившие шведское обозначение Strv 81, стали осваивать и изучать. К слову, цифра 8 в новом индексе означала калибр орудия в сантиметрах, а цифра 1 указывала на то, что это первая боевая машина шведской армии с подобным вооружением.
Centurion по концепции значительно отличался от того, что первоначально предполагали заполучить для своих танковых войск шведские военные. В определённом смысле эту машину можно было назвать старомодной. В частности, на ней англичане вернулись к блокированной подвеске конструкции Сиднея Хорстманна. Впервые эта система была использована на танках Vickers ещё в конце 20-х годов и на послевоенной машине выглядела несколько архаично. С другой стороны, такая подвеска не занимала места в корпусе, а при повреждении тележку можно было быстро снять без особых проблем. К слову, широко известные в узких кругах немецкие танки E-50 и E-75 также должны были иметь похожую по концепции подвеску.
Серьёзной проблемой стала большая боевая масса машины — 50 тонн. При этом официально Centurion оставался средним танком.
Вместе с тем у танка была и масса плюсов, которые явно перевешивали минусы. Одним из требований к танкам у шведов было удобство работы экипажа, и здесь к Centurion явно не было вопросов. С точки зрения комфорта экипажа этот танк для английского танкостроения стал огромным рывком вперёд. По сравнению с Cromwell и Comet место механика-водителя здесь было больше похоже на центр управления звездолётом. В походном положении сиденье приподнималось, так что водитель получал отличный обзор. В случае непогоды имелся специальный чехол, который надевался на люк и защищал водителя в походном положении от осадков. Само отделение управления было грамотно продумано и скомпоновано.
Не меньшие изменения претерпело и боевое отделение. Особенно это касается места заряжающего, который мог внутри едва ли не танцевать джигу. Способствовал этому не только очень большой диаметр погона, достигавший 1880 мм, но и грамотно проработанная компоновка боевого отделения. Впоследствии без ущерба для работы экипажа конструкторы смогли установить в башню более мощное орудие. Впрочем, и штатная 20-фунтовая пушка была очень неплохой системой.
Обязательства по поставкам англичане выполнили раньше срока. Последний из 80 «Центурионов» первой партии прибыл в Швецию осенью 1954 года. С июня 1954 года начались полномасштабные тактические учения, в которых принимали участие Strv 81. 9–14 августа состоялись манёвры, в которых были задействованы танки из состава P 2. Учения продолжались и осенью, танки тестировали в сложных условиях. Они двигались по болотам, их загоняли в лес, приходилось машинам преодолевать и заснеженную местность. Выяснилось, что невысокая скорость компенсировалась хорошей проходимостью по весьма специфичному ландшафту Скандинавии. Стало ясно, что шведские военные не прогадали с покупкой.
Успех войсковых испытаний открыл дорогу для дальнейших заказов. Они стали особенно актуальными на фоне откровенной неудачи в разработке танка EMIL, который в 1956 году сменил обозначение на KRV. Сроки разработки затягивались, и, что хуже, обнаружились серьёзные проблемы с башней и вооружением перспективной машины.
В 1955 году шведская армия заказала ещё 160 Centurion Mk.3. Прибывшие танки несколько отличались от машин первой партии. Главным внешним отличием стало изменение ствола 20-фунтовой пушки. С кончика ствола исчез противовес, одновременно появился эжектор, который снижал объём попадающих в боевое отделение после выстрела пороховых газов. Таким образом, общий объём поставок составил 240 танков. Помимо этого, было закуплено 13 БРЭМ Centurion ARV, получивших обозначение Bärgningsbandvagn 81 A, или Bgbv 81 A.
Появление английских машин позволило наконец начать масштабное перевооружение шведской армии. Strv 81 сменили в частях морально устаревшие Strv m/42. Эти танки стали модернизировать, превратив в Strv 74, которые, в свою очередь, стали заменять в частях лёгкие танки семейства Landsverk L-60-S и Strv m/41. Сами Strv 81 постепенно видоизменялись. Первое время машины использовались в первозданной английской комплектации. Затем на них появились шведские радиостанции, а их облик стал немного иным. На передних и задних брызговиках появились катафоты и крепления для тактических знаков, а на лобовом листе были закреплены специальные упоры, выполнявшие роль горного тормоза. Несколько изменилась передняя светотехника. Наконец, на командирской башне была установлена турель с пулемётом KSP m/39C.
Весной 1958 года шведские военные оказались на перепутье. Опытный образец KRV вполне успешно проходил испытания, но при этом башни и вооружения он так и не получил. 2 мая прошло совещание, на котором поднимался вопрос о программе перевооружения шведской армии на 1958–1966 годы. Помимо дальнейших работ по KRV, рассматривался вопрос о закупке танков производства Великобритании, США или Германии либо об их лицензионном производстве. Кроме того, уже была запущена разработка ещё одной альтернативы для KRV — Strv S.
Надо сказать, что департамент KATF не желал закрывать программу KRV: слишком много сил на неё было уже потрачено. Между тем из Великобритании стали поступать сведения о выпуске новых модификаций Centurion. 6 ноября 1958 года военные получили информацию о возможных вариантах для новых закупок. На выбор предлагались танки Mk.8 и Mk.10. Разница по цене между ними была минимальной, чего не скажешь о характеристиках.
Для начала, Centurion Mk.10 получил дополнительный бронелист на лобовой плите корпуса и новую бронировку орудийной маски. На танк устанавливалась более мощная 105-мм пушка L7. Справедливости ради, всё то же самое можно было получить, модернизировав Centurion Mk.8, но шведы вполне разумно стали рассматривать для закупок именно Centurion Mk.10.
Англичане предлагали танки в трёх партиях по цене 50 тысяч фунтов стерлингов за штуку. Первая партия из 75 танков могла быть поставлена с марта 1960 года, с марта 1961 года шла вторая партия из 100 штук, третья партия из 140 машин поставлялась с августа 1961 года. Также по цене в 51 200 фунтов (плюс 401 фунт за кран как дополнительное оборудование) предлагались ремонтно-эвакуационные машины Centurion ARV Mk.2 на шасси Centurion Mk.7. За 52 тысячи фунтов стерлингов можно было приобрести мостоукладчики Centurion Bridgelayer.
Шведы сильно колебались. С одной стороны, всё более очевидным становился тот факт, что английские танки, весьма дорогие на первый взгляд, оказывались выгодным предложением. С другой стороны, подвижности у них не прибавилось, а шасси KRV получилось вполне пристойным. Последней попыткой спасти проект KRV стало предложение установить на шведское шасси башню от Centurion Mk.10. Работы над этой машиной, которая обозначалась как Strv K, датированы серединой июня 1959 года. Правда, для её создания пришлось бы переделывать подбашенный погон, поскольку его диаметр у KRV был больше. Потенциально мог получиться весьма интересный гибрид, с хорошим бронированием, высокой подвижностью и мощным орудием. Не исключено также, что в башню шведы поставили бы свою пушку длиной 62 калибра, которая «прописалась» на Strv S.
Взвесив все за и против, шведские военные от этой идеи отказались. Проще оказалось купить готовые танки, чем делать гибрид, который, вероятнее всего, превысил бы по стоимости Centurion Mk.10 минимум в полтора раза. К тому же работы по Strv S были в полном разгаре, так что перспектива заполучить отечественную подвижную машину с мощным орудием и автоматом заряжания у шведов всё равно оставалась.
Итоговая цифра поставок Centurion Mk.10 оказалась ниже той, что изначально предлагали англичане. Всего в 1959–1960 годах в Швецию отправилось 110 танков, получивших обозначение Strv 101 (первая боевая машина с орудием калибра 10 см). Strv 101 практически сразу подвергся тем же переделкам, что и Strv 81. Изменилась светотехника, появились катафоты и «горные тормоза», была установлена турель со шведским пулемётом. Швеция приобрела также три БРЭМ Centurion ARV Mk.2, получивших обозначение Bgbv 81 B.
Поскольку орудие L7 выглядело куда более перспективно, чем 20-фунтовая пушка, возникла здравая идея перевооружить им и имевшиеся на вооружении Strv 81. Сделано это было на протяжении 1964–1966 годов. Одновременно на танки была установлена более современная радиостанция Ra 421 и в очередной раз переделана светотехника. Бронирование лобовой части корпуса усиливать не стали. После переделки танки получили новый индекс — Strv 102. Таким образом, во второй половине 60-х годов шведская армия имела на вооружении 350 Centurion в самых современных на тот момент вариантах.
Полвека в строю
В 1967 году наконец началось производство Strv 103A. Безбашенный шведский танк оказался частично унифицирован с Centurion: у него он позаимствовал опорные катки. Появление Strv 103 совершенно не означало, что Strv 101 и Strv 102 быстро уйдут на покой. Дело в том, что Strv 103 был всё же весьма специфичной боевой машиной, а для некоторых боевых задач танки классической компоновки выглядели более предпочтительно. Кроме того, шведы умели считать деньги, а в модернизацию Strv 81 уже были вложены немалые средства. Одним словом, карьера английских танков в шведской армии обещала быть долгой.
Следующий этап модернизации Strv 102 начался в 1973 году и продолжался до 1977-го. Аналогичная программа модернизации для Strv 101 закончилась в 1983 году. Благодаря внесённым изменениям удалось значительно продлить срок службы машин.
Помимо модернизаций, танки нередко становились объектами различных экспериментов. Одним из них стали работы по созданию весьма специфичных экранов, разработанных в 1976 году. Представляли они собой специальные фермы, на которых крепились цепи. Подобная конструкция, по задумке разработчиков, должна была улучшить защиту танков от кумулятивных боеприпасов. Дальше опытных работ у шведов дело не продвинулось, но нечто подобное можно увидеть на израильских «Меркавах», правда, в несколько ином исполнении.
Предполагалось, что Strv 101 и Strv 102 будут заменены на танк, проходивший по программе MBT 2000, но дальше полноразмерного макета дело не продвинулось. Между тем с 1983 по 1986 год была проведена очередная модернизация по программе torn-REMO, провели её на мощностях Bofors. Прошедшие модификацию танки получили обозначения Strv 101R и Strv 102R.
Помимо получения новых электронных систем, танки несколько изменились и внешне. Очередной переделке подверглась светотехника, на крыше башни появилась спарка миномётов. Наконец, часть машин получила блоки динамической защиты, аналогичные тем, что были разработаны израильской фирмой Blazer. Все эти переделки продлили срок службы танков до 1995 года.
Самой совершенной серийной модификацией шведских «Центурионов» стал Strv 104. Модернизацией танков до этого уровня занималась фирма Hägglunds & Söner AB. Внимательно изучив опыт модернизации Centurion в других странах, шведы разработали свой вариант. Для начала машина получила новый набор динамической защиты, более совершенный, чем тот, что ставился на Strv 101R и Strv 102R. Следующим шагом стало серьёзное улучшение динамических характеристик. Hägglunds & Söner AB пошла по израильскому пути, позаимствовав двигатель и коробку передач у американского танка. В данном случае донором послужил M60. Благодаря этой переделке максимальная скорость машины выросла до вполне приличных 48 км/ч.
Установка нового двигателя и коробки передач потребовала переделки надмоторной плиты. Она стала очень похожей на ту, что устанавливалась на израильских модификациях «Центуриона», известных как «Шот». Также башня танка получила новые системы управления и спарку миномётов на крыше.
Всего с 1983 по 1987 год до уровня Strv 104 было модернизировано 80 танков. Их получили танковые полки P 6 (Кристианстад) и P 10 (Стренгнес). Позже эти же машины оказались в P 18, размещавшемся на острове Готланд. Эта часть стала последней, которая имела на вооружении Centurion.
В 90-е годы Strv 101 и Strv 102 стали постепенно снимать с вооружения, заменяя их на Strv 121 (Leopard 2). В попытке продлить жизнь старым танкам была создана модификация Strv 105, но дальше опытного образца на этот раз дело не продвинулось. Что же касается Strv 104, то они прослужили до 2001 года, умудрившись пережить в войсках даже Strv 103. В этом смысле шведские «Центурионы» не одиноки: в целом ряде стран танки данного типа служили очень долго, а кое-где всё ещё находятся на вооружении.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Источники и литература:
- Материалы из архива Карла Бломстера.
- http://tanks.mod16.org.
- http://ftr.wot-news.com.
- http://www.ointres.se/pansar.htm.
Комментарии к данной статье отключены.