После сокрушительного разгрома со стороны Когурё в 475 году государству Пэкче пришлось буквально возрождаться из обломков. Внешние и внутренние распри мешали этому процессу. Тем временем остальные два корейские «королевства» постепенно накапливали силы.
Восстановление Пэкче
После поражения столицу Пэкче пришлось перенести на юг, в Унджин на реке Кымган. Значительная часть клана Мок, столь влиятельного при прежнем государе Кэро, погибшем в 475 году, перебралась в Японию. Фактическую власть захватил другой род, Хэ, который ещё до падения Пэкче с переменным успехом боролся за влияние со своими соперниками – Мок и Чин. Представители клана Хэ сделали очень хороший ход: они заключили союз с влиятельным кланом Ён, который представлял местную знать долины реки Кымган, то есть, в сущности, аристократию новой столицы.
Преемник погибшего вана Кэро, ван Мунджу, продержался у власти всего два года: Хэ и Ён убили его, поскольку он препятствовал их планам. Они попытались возвести на престол своего ставленника, ещё ребёнка, за которого собирались править сами. Но третий из соперников, клан Чин, тоже не дремал. Чин также заключили союз с местными, с кланом Пэк – могущественным родом из окрестностей новой столицы Унджина. Чин и Пэк не позволили Хэ и Ён возвыситься.
В результате в 479 году на престоле Пэкче оказался племянник Мунджу – Тонсон-ван. Он также заключил альянс с местной знатью из долины реки Кымган – Пэк, Ён и Са – и попытался изолировать старую центральную знать (Хэ и Чин). В то же время Тонсон пытался поднять престиж своих родственников, которым династия Южная Ци (наследница династии Сун) присваивала пышные китайские титулы.
Наконец, в 493 году Пэкче вступает союз с государством Силла. Причём это был не просто договор «о сотрудничестве» — он скреплялся браком государя с дочерью аристократа из Силла. Все эти меры, несомненно, привели к укреплению Пэкче. В результате продвижение Когурё на юг было остановлено. Теперь в этом направлении двигалось само Пэкче.
Форпосты в долине реки Ёнсанган были усилены, остров Чеджудо попал в сферу влияния Пэкче. Ещё более интенсивными стали торговые и дипломатические контакты с ранними государственными образованиями Японии. Но политика Тонсона, как и политика его предшественника Кэро, оказалась слишком жёсткой для местной знати. Население было недовольно массовыми мобилизациями в армию и на различные стройки, а у оппозиционной знати имелись личные поводы для оппозиционных настроений. В результате род Пэк организовал убийство Тонсона.
«Страна золота»
На фоне военных и политических успехов соседних государств, активности и честолюбия аристократии Пэкче и Когурё жители Силла выглядят слабыми и пассивными. Но считать их таковыми – ошибка. Они тоже любили свою родину и желали для неё процветания. Более того, именно в Силла родился тот образ патриотизма, который впоследствии стал характерен для всей Кореи. Доктор филологических наук Ли Орён в своей книге «В тех краях, на тех ветрах», посвящённой корейскому национальному характеру, так говорит об этом:
«Мы и сегодня не забываем наших героев и патриотов, пожертвовавших жизнью во имя страны… Все немногие скульптурные памятники в Корее посвящены главным образом людям, сражавшимся за свою страну и отдавшим за неё свои жизни… Европейцев вдохновляют гении искусства и культуры, а корейцев – герои-воины и борцы-патриоты. Англичане любят говорить: «Лучше мы потеряем Индию, но не потеряем Шекспира». Для корейцев такая мысль неприемлема. Более того, будь даже в Корее такой великий писатель, как Шекспир, мы бы им пожертвовали ради Индии, и это не потому, что мы не любим искусство и культуру. А потому что так диктует наша история. Нам некогда было писать стихи и сочинять песни, а нужно было защищать нашу землю… Поэтому главные темы нашей поэзии – это любовь к родине и преданность государю. Даже в лирических стихах… слово «любимый» означает не «возлюбленный», а «государь или страна…»
Зарождаться такое отношение, как уже говорилось, начало именно в государстве Силла. С середины V века Силла вместе со своим новым союзником, Пэкче, пытается препятствовать продвижению Когурё на юг, и в конце концов Когурё удаётся остановить. В Силла начинают строить линию крепостей на северных и западных границах.
Аристократия Силла – представители рода Ким – занимала все высшие военные и административные посты в государстве. Тратить время на раздоры было некогда: Силла постоянно угрожали старые враги – японские пираты.
Тогда же начали складываться легенды о преданных и отважных подданных. Именно такие легенды становились основой нового самосознания жителей Силла. Рассказывают о правителе земель на юге страны (город Янсан, окрестности города Пусан) – Пак Чесане: в 418 году он выручил братьев вана Нульджи, которые попали в заложники к японцам. В отместку за это японцы сожгли его на костре, но перед этим предложили перейти к ним на службу и таким образом спасти свою жизнь. Пак Чесан ответил, что лучше станет собакой или свиньёй в Силла, чем знатным прислужником у вражеского владыки.
Подобные истории объединяли общество – но, естественно, не только они. В 487 году был построен Дворец Богов – центральный храм, общий для всего Силла. Он был возведён на месте рождения легендарного «основателя», то есть прародителя правителей Силла – Пак Хёккосе.
По преданию, этот мифический персонаж появился на свет из яйца и уже в тринадцать лет проявлял неслыханную мудрость. Яйцо это было похоже на тыкву, которую в тех краях называют «Пак» – отсюда и фамилия, данная основателю теми, кто нашёл и вырастил божественного ребёнка. Дворец Богов был посвящён обожествлённым предкам кланов Ким и Пак и божествам Неба и Земли.
Любопытно также, что владык Силла, несмотря на сравнительную слабость их государства, окружала роскошь: в захоронениях археологи находят золотые короны и пояса, роскошное оружие, стеклянные сосуды (редкость для того времени), десятки слуг, убитых во время погребальных церемоний. Поэтому японцы не без оснований называли Силла «страной золота и серебра».
Силла и Пэкче против Когурё
Военные конфликты происходили постоянно, и в «Летописях Силла», наряду с упоминаниями о достижениях в области культуры вроде «научили народ пользоваться телегой с бычьей упряжкой», датированного 438 годом, постоянно встречаются такого рода сообщения (440 год): «Напав на южную окраину, люди Вэ захватили пленных и ушли». Вэ – это Япония. Через четыре года, в 444 году – новое нападение:
«Летом, в четвёртом месяце, войска Вэ в течение десяти дней осаждали Кымсон, но с истощением продовольствия ушли. Ван хотел вывести войска для преследования их, но окружающие сказали, что воинское учение гласит: «Не преследуй голодных разбойников»… Не послушавшись совета, ван повёл несколько тысяч всадников на преследование врага и к востоку от Токсана вступил в сражение и потерпел от врага полное поражение: более половины воинов было перебито, а растерявшийся ван бросил лошадь и пешком взобрался на гору, которую враги окружили плотным кольцом. Но вдруг настала кругом такая темень от туманов, что ничего нельзя было разобрать даже на расстоянии шага, поэтому враги сочли это за тайное знамение… и отступили назад».
Нападения «людей Вэ» – японских пиратов – на города Силла были таким частым явлением, что в прибрежном районе были построены новые крепости и приведены в порядок боевые корабли. Вообще же крепостей в летописях перечисляется большое количество: возводятся новые, приводятся в порядок и ремонтируются старые. Описываются и конфликты с Когурё, как крупные, так и локальные. Так, в 450 году имел место неприятный инцидент:
«Когда когурёский пограничный военачальник охотился на Сильчжикской долине, начальник крепости Хасылла – Самчжик выслал солдат и убил его втайне. Когда услышал об этом когурёский ван, он крайне разгневался. Прибывший от него посол передал: «С тех пор как я и великий ван установили дружественные отношения, мы только радовались. Но теперь вы послали солдат и убили нашего пограничного военачальника. Как это понимать?» Затем, собрав войска, он напал на нашу западную границу, поэтому ван Силла в униженных словах принёс ему извинения. И тогда люди Когурё удалились».
Через четыре года произошло очередное столкновение во время нападения Когурё на северную границу Силла, а ещё через год, в 455 году, когда Когурё атаковало Пэкче, ван Силла послал свои войска на помощь последнему (то есть Пэкче).
В 474 году во время серьёзного конфликта между Когурё и Пэкче ван Силла вновь попытался помочь Пэкче, но безуспешно: «Когурёский ван Корён лично повёл войска и напал на Пэкче. Пэкческий ван Кёнса прислал сына Мунчжу с просьбой о помощи, поэтому ван Силла отправил войска на выручку, но они ещё не успели дойти, а столица Пэкче пала, Кёнса был убит». В 481 году – новый эпизод:
«Люди Когурё вместе с Мальгаль (будущими маньчжурами) напали на северную окраину и захватили семь крепостей… а затем двинули войска дальше… Наши войска (т.е. войска Силла) и вспомогательные войска из Пэкче… отражали их, разделившись по дорогам. Враг потерпел поражение и отступил, и при преследовании разгромили его… Было отрублено более тысячи голов».
Кстати, отрубание голов упомянуто в летописи как важное событие не случайно: «голова», собственно, означает «степень». Считается, что воин, отрубивший одну вражескую голову, приобретает одну степень. С этим как будто связана характерная только для государства Силла система сословного деления – колъпхум («качество кости», т.е. «качество происхождения»). Аристократия именовалась «священная кость», «истинная кость», а ниже следовали номерные категории «тупхум», что означает «качество головы» или «ранг головы».
Впрочем, с другой стороны, эта сословная иерархия, связанная в первую очередь с происхождением людей и слабо сочетавшаяся с конфуцианскими представлениями, могла иметь источником именно отсталость Силла с неизжитым влиянием родового строя.
Отсталое государство
По сравнению с двумя другими из трёх государств Силла находилось в наименее выгодном положении. Географическое расположение Пэкче было самым удобным для контактов с Китаем: к северу находились китайские округа Наннан и Тэбан, не отделённые от Пэкче естественными преградами, а Жёлтое море обеспечивало кратчайший путь до полуострова Ляодун. А ведь именно из Китая в Корею шёл прогресс: новые технологии и новые идеи, религиозные и политические.
Когурё просто захватило округ Наннан (в 313 году) и вместе с ним восприняло китайскую культуру, в первую очередь – письменность. Буддизм проник в Когурё уже в 372 году и скоро стал государственной религией – религией объединения страны. К пятому веку Когурё окончательно оформилось как государство, занимавшее весь север Корейского полуострова. Более того, одно время в Когурё даже бытовала точка зрения, согласно которой не Китай, а именно Когурё является Срединным государством, то есть фактическим центром вселенной.
На фоне столь блистательных соседей Силла выглядит достаточно уныло. И это несмотря на блеск золота и тот факт, что среди трёх государств Силла славилось обработкой драгоценностей (в то время как Когурё известно строительством, в первую очередь, крепостных стен, а Пэкче – производством оружия: есть, над чем призадуматься).
И буддизм был воспринят в Силла позднее всех – в середине VI века. Силла было наиболее удалено от Китая и потому китайское влияние распространилось здесь значительно позднее. До VI века, собственно, это государство именуется не «Силла», а «Саро», и главный город, столица этого государства носил название «Сонаболь», «Сораболь», «Сояболь» – все они означают «столицу государства». Характерно, что название «Сеул» (точнее – «Соул») происходит от слова «Сонаболь».
Так каким же образом случилось, что «последние стали первыми»? Как отсталое государство Силла превратилось в Объединённое Силла, в «королевство», которому суждено было стать первым единым государством на территории Корейского полуострова? До этого триумфа оставалось ещё больше века. Корейский полуостров ожидали новые бури, которым, однако, не удалось уничтожить самобытность зарождающегося корейского этноса.
Комментарии к данной статье отключены.