Древнегреческий философ Платон писал о великом и могущественном царстве, чьи жители вели свой род от морского бога Посейдона. Царство это находилось к западу от пролива Геркулесовы столпы, на большом острове Атлантида. Атланты пытались покорить Грецию, но воины Афин разгромили их, а затем случились невиданные землетрясение и наводнение, в результате которых Атлантида погибла, погрузившись на дно моря. Писатели-фантасты в XIX–XX веках развили мысль, поведав о том, что атланты не только выжили, но и построили под водой развитую цивилизацию.
Если бы это было правдой и в середине прошлого века из океана на берег вышла армия атлантов, то на что была бы похожа их боевая техника? Простор для фантазии открывается немалый. Но если взять отдельные проекты советских военных изобретателей и рассмотреть их, то может показаться, что свои чертежи они рисовали именно в Атлантиде.
«Порхающая амфибия» Ботвинко
В феврале 1943 года в Государственный комитет обороны СССР обратился военный инженер автобронетанковых войск Ботвинко (инициалы неизвестны). Он предложил к созданию свой проект «Танка-амфибии-истребителя». Замысел Ботвинко не походил ни на что существовавшее прежде. Достаточно привести несколько отличительных особенностей будущей машины из письма автора: «Скорость — широкого диапазона до 500–600 км/ч. Характер движения — порхание с отрывом от земли. Проходимость — через глубокий снег, болота, водные преграды…» (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.).
Хотя Ботвинко признавался, что не разбирается в реактивном движении, он выдвинул авангардную идею оснастить танк реактивными соплами с электрическим зажиганием. Они должны были крепиться на обтекаемом корпусе из лёгкого металла (видимо, автор имел в виду алюминий). Бронирование танка распределялось по всей площади поверхности, кроме передней части. Там Ботвинко намеревался установить лобовое стекло, армированное решёткой. Дополнительную защиту обеспечивал щит, закрывающийся во время боя. Также изобретатель предусмотрел в конструкции своей машины перископ.
«Впереди и сзади в корпусе расположены шаровые колеса, на которые аппарат опирается при любом его положении», — писал Ботвинко, продолжая рассказ о том, как должен двигаться «Танк-амфибия-истребитель». Корпус машины опоясывали дюзы, реактивные струи из которых должны были отрывать её от поверхности грунта. «Изменение направления движения аппарата производится поворотом сопел, встраиваемых в корпус посредством шарового шарнира», — сообщал инженер. Тормозил танк тоже с помощью реактивной струи.
Механик-водитель должен был включать и выключать отдельные сопла, чтобы техника сохраняла управляемость. Скорость регулировалась перекрытием хода топлива («взрывчатого вещества по подбору») к двигателям. Среди прочих приборов в конструкции «Танка-амфибии-истребителя» были высотомер и компас. Короче, управление машиной Ботвинко было нелёгкой задачей.
Экипаж машины составляли два человека: кроме мехвода, в него входил стрелок. Им обоим отводилась кабина яйцевидного сечения, вращающаяся вдоль продольной оси аппарата. С учётом предполагаемого вооружения танка стрелку пришлось бы не слаще, чем водителю. Изобретатель хотел, чтобы его детище оснастили пушкой и пулемётом. Допускалась и установка торпедных аппаратов. Проектная длина танка составляла 8 метров, а диаметр —2,5.
Проект Ботвинко больше напоминал подводную лодку или космический корабль, нежели танк. «Если же подходящих конструкций для данного предложения не существует, то я в состоянии детально разработать новые, пригодные для данной цели», — уверял изобретатель в завершение письма.
Текст был передан на отзыв инженер-майору Соркину. Тот ответил, что машина Ботвинко не продумана и в её отношении не проведено даже самых элементарных расчётов. Например, автор не пояснил, для чего нужен «Танк-амфибия-истребитель» и какие тактические задачи он должен решать в бою. Отсюда было непонятно, зачем машине нужна колоссальная скорость. Тяговую силу реактивных двигателей, как и массу топлива для обеспечения их работы хотя бы в течение часа Ботвинко тоже не рассчитал. Специалист даже не удержался от подначки в адрес изобретателя:«Для чего нужно порхать такому танку, вес которого будет порядка 5–10 тонн, и насколько реально такое порхание, да ещё и при скорости 500–600 км/ч?..» В общем, специалисты решили, что проект совершенно не заслуживает внимания. Разве что выглядел на эскизах он интересно.
«Земноводный скоростной танк» Кириллова
В апреле 1943 года компанию детищу Ботвинко составил «Земноводный скоростной танк» инженера С. М. Кириллова из Казани. На бланке в графе адреса красовался штамп: «Мой подарок героической Красной Армии». В отличие от многих других подарков, этот в сводки Информбюро не попал. Зато специалистов из отдела изобретений он заинтересовал.
«Горя желанием помочь нашей доблестной Красной Армии в быстрейшем очищении великой советской земли от фашистских мерзавцев, я предлогаю Вашему вниманию новый тип «Земноводного Скоростного танка» конструкции К1 и К2, сокращенно ЗСТ-К1 и ЗСТ-К2», — писал автор. Он просил помощи наркомата обороны в выполнении чертежей и создании опытного образца новой машины. Изобретатель буквально требовал принять её на вооружение советского флота.
Настойчивость автора объясняется исключительными свойствами, которыми он наделил свой ЗСТ-К1: «Предлогаемый танк в отличии от существующих танков, приспособлен поражать неприятеля на воде и суше и не имеет уязвимых мест, как то гусеница, где они заменены бронированными винтами».
Кириллов спроектировал корпус сигарообразной формы, оснащённый с обеих сторон вращающимися винтами. Это весьма сближало замысел с концепцией шнекоходов — машин на винтовом ходу. Вращаясь в разные стороны, винты должны были обеспечить устойчивое положение танка при движении. Срединная часть танка оставалась неподвижной. В ней находилось обитаемое помещение, обеспеченное гидроизоляцией. Там изобретатель разместил всё оборудование и экипаж танка. Конструкцию венчала башня, оснащённая крупнокалиберным пулемётом.
Прочее вооружение «Земноводного скоростного танка» очень напоминало машину Ботвинко: те же пушка и торпеды. Однако с их расположением дело обстояло сложнее: под орудие и пусковую установку изобретатель отвёл вершины гребных винтов. Похоже, Кириллов решил, что они должны быть полыми.
Управление танком сводилось к рулю малого поворота в днище корпуса. Габариты и тактико-технические характеристики ЗСТ-К1 изобретатель проигнорировал. В конце письма он только объяснил разницу в конструкции и индексах двух заявленных проектов: лопасти винтов ЗСТ-К2 имели бы треугольную форму для большей жёсткости. Кириллов очень рассчитывал на отклик от военных о его задумке. Но ответа не последовало, либо, что более вероятно, он был утрачен.
Удивительно, но авторы описанных проектов были не дилетантами, а инженерами. Но их машины так и остались в мире воображаемого, как и мифическая Атлантида. А разработка советских и зарубежных танков-амфибий шла другим, рациональным путём.
Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.
Источники:
- Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 221.
- ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 786.
Комментарии к данной статье отключены.