21 января 1968 года неподалёку от базы Туле ВВС США в Гренландии потерпел крушение стратегический бомбардировщик B-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту. Из семи находившихся на борту самолёта лётчиков один погиб, а шестерым удалось спастись. От удара самолёта о лёд в 11 километрах от взлётно-посадочной полосы Туле сдетонировало обычное взрывчатое вещество в запалах водородных бомб B28. К счастью, ядерного взрыва не последовало, но радиоактивные компоненты были разбросаны на большой площади. Часть обломков оказалась на дне океана.
Операция по устранению последствий аварии продолжалась несколько месяцев — до сентября. В её ходе в зоне заражения площадью 1,6 на 4,8 километра было собрано 6700 кубометров радиоактивных снега и льда. В поисковых работах на поверхности льда и под водой были обнаружены тритиевые резервуары всех бомб и обломки, по массе соответствующие трём из из четырёх урановых сердечников. Четвёртый сердечник, вероятно, так и остался на морском дне.
Стратегический бомбардировщик оказался над Гренландией в рамках операции «Хромированный купол», в соответствии с которым с июня 1961 года B-52 выполняли боевое патрулирование с термоядерными бомбами на борту. 17 января 1966 года в небе над Испанией B-52 столкнулся с самолётом-заправщиком. В той катастрофе погибло 7 человек, а из четырёх термоядерных бомб на борту две разрушились, вызвав радиационное заражение окрестностей городка Паломарес. Ещё одна водородная бомба упала в море и была найдена только после длительных поисков. После катастрофы над Паломаресом операция «Хромированный купол» проводилась в сильно урезанном варианте. Инцидент над Туле окончательно поставил на ней крест.
Комментарии к данной статье отключены.