В сентябре 2009 года на выставке военной техники, проходившей в Лондоне, фирма «G-NIUS», принадлежащая крупным израильским компаниям по производству оборонной техники «Таасия Авирит» (Israel Aerospace Industries) и «Эльбит Маарахот» (Elbit Systems), представила свою новую разработку – беспилотный автомобиль Guardium типа UGV (unmanned ground vehicle).
Основные функции этого боевого робота – патрулирование территории и выявление потенциальных угроз для армии и гражданского населения. Автомобиль может передвигаться вместе с пехотой или же действовать отдельно. В первом случае управление осуществляется с портативного терминала одним из бойцов боевого подразделения, во втором случае – из центра управления. К лицам, управляющим автомобилем, выдвигаются особые требования:
-
наличие водительских прав и опыта вождения автомобиля – как с ручной, так и с автоматической коробкой передач;
-
хорошее знание механики автомобиля;
-
способность работать в напряженном режиме и быть практически «приклеенным» к экрану, на который Guardium передает картинку наблюдения;
-
хорошее зрение.
Работе с автомобилем-беспилотником предшествуют 4-месячные курсы обучения. Управление автомобилем из центра осуществляется с помощью джойстиков, которые симулируют нажатия на педали и повороты руля. Примечательно, что большая часть военнослужащих, прошедших профессиональный отбор, – женщины.
Технические особенности и возможности автомобиля Guardium:
-
патрулирование по заданному маршруту и пересеченной местности без участия оператора центра управления (в режиме «автопилота»);
-
наличие двухсторонней аудиосвязи;
-
автомобиль оборудован 12,7-миллиметровым пулеметом и 40-миллиметровым автоматическим гранатометом. При необходимости на него можно установить устройство для метания слезоточивых гранат, бронированный щит, шестиствольный пулемет и другое вооружение;
-
способность развивать скорость до 80 километров в час;
-
полезная нагрузка – до 300 килограммов;
-
«самообучаемость» и способность самостоятельно определять тактически важную зону патрулирования в случае внезапного изменения диспозиции;
-
боевой вес устройства – 1400 килограммов.
Автомобиль имеет дизельный четырехтактный двигатель Lombardini и бесступенчатый вариатор. Шасси для автомобиля-беспилотника Guardium было заимствовано у знаменитого Tomcar – багги, уже более тридцати лет использующегося ЦАХАЛом для патрулирования границ. В настоящее время шасси для Tomcar выпускается в Австралии. Кроме того, автомобиль Guardium обладает эффектом «анти-скват», заключающемся в том, что при акселерации смещение продольного рычага поднимает кузов, в результате чего автомобиль не «козлит» во время разгона, а следовательно, лучше себя ведет на пересеченной местности.
38-сантиметровый клиренс, 34-сантиметровые ходы подвесок и минимальные свесы (длина колесной базы автомобиля составляет 202 сантиметра при общей длине 295 сантиметров) делают Guardium прекрасным внедорожником, чувствующим себя как рыба в воде в условиях ближневосточной пустыни.
Пресс-служба ЦАХАЛ приводит следующие примеры эффективной работы автомобиля Guardium:
-
обнаружение подозрительного человека на территории сектора Газа, приближающегося к разделительному барьеру с Израилем;
-
выявление входа в подземный тоннель контрабандистов, соединяющий сектор Газа и Синайский полуостров;
-
обнаружение следов, которые свидетельствовали о незаконном пересечении границы Израиля;
-
80-часовое патрулирование границы Израиля с Египтом и сектором Газа после того, как 5 августа 2012 года был поврежден «забор безопасности». Патрулирование велось вплоть до восстановления заградительного сооружения;
-
обнаружение подозрительного субъекта, копавшего яму недалеко от «забора безопасности».
В настоящее время Guardium патрулирует израильские границы. Точная численность этих автомобилей в израильской армии не называется. Автомобиль наиболее полезен на границе с сектором Газа и Ливаном, то есть в тех местах, где проникновение террористов, контрабандистов и шпионов на израильскую территорию наиболее реально. Guardium также используется службой безопасности аэропорта имени Бен-Гуриона в качестве дополнительного уровня защиты аэропорта от проникновения террористов. По сути, использование такого автомобиля в аэропорту является лишь экспериментом, так как огромные защитные барьеры, глубокий и широкий ров с водой и специальные датчики, создающие «невидимую ограду» вокруг аэропорта, отлично справляются со своей задачей.
Комментарии к данной статье отключены.