В разгар холодной войны в СССР был создан проект атомной подводной лодки четвертого поколения. Период ее проектирования и постройки совпал со временем тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Несмотря на это подводная лодка проекта 885 вошла в строй ВМФ. Статья посвящена истории создания и строительства новейшей российской АПЛ.
В конце 1970-х – начале 1980-х годов на вооружение военно-морских флотов США и СССР стали поступать новейшие атомные подводные лодки третьего поколения. В Соединенных Штатах данный класс был представлен субмаринами типа «Лос-Анджелес» и «Огайо», в Советском Союзе – лодками проектов 971, 949, 945 и другими. По сравнению со своими предшественниками ПЛ третьего поколения были больше, но при этом обладали куда меньшей шумностью, что затрудняло их обнаружение и слежение за ними.
Холодная война в то время была в самом разгаре. На вооружение поступали сотни и тысячи единиц новейшей боевой техники. Противостояние на морских просторах и глубинах накалялось. Поэтому еще до поступления первых атомных подлодок третьего поколения в строй конструкторские бюро обеих сверхдержав приступили к работам по созданию проектов субмарин нового, четвертого поколения. Они, по замыслу кораблестроителей и военного руководства, должны были сменить ПЛ предыдущего поколения в 1990-х – 2000-х годах. Лодки новых проектов должны были быть не только незаметнее для средств акустического обнаружения, но и нести новейшие виды ракетного и торпедного вооружения.
В Советском Союзе подобные работы начались еще в 1976 году. После нескольких лет напряженной работы был представлен облик проекта, получившего цифровое обозначение 885. Позже он получил имя «Ясень». Работа конструкторов СКБ-143 и ЦКБ-16 (объединенные в 1974 году конструкторские бюро позже получат название СПМБМ «Малахит») были одобрена руководством СССР, но так как в тот момент судостроительные верфи еще только приступали к строительству лодок третьего поколения, новый проект был отложен.
С 1985 года работами по созданию новейшей субмарины руководил Владимир Николаевич Пялов, в будущем ставший генеральным конструктором «Малахита». Летом 1986 года коллектив под его началом представил доработанный эскизный проект подводной лодки 885-го проекта. Тогда же он был согласован.
С 1986 по 1988 годы шли напряженные работы по созданию технического проекта, который, в свою очередь, был утвержден в августе 1988 года. Здесь необходимо отметить, что Советский Союз традиционно отставал на несколько лет по принятию на вооружение новейших атомных подводных лодок. В конце 1980-х годов эта недобрая традиция могла бы быть наконец нарушена, поскольку в Соединенных Штатах проектирование субмарин типа «Сивулф» велось практически теми же темпами. Первую атомную подводную лодку нового, 885-го, проекта планировалось спустить на воду в 1996 году. Как оказалось позже, первая американская лодка-аналог была спущена на воду в 1995, а в строй вошла в 1997 году.
Однако этому не суждено было случиться. Сложившаяся в стране тяжелая политическая и экономическая ситуация не позволила спустить новейшую атомную подлодку на воду в срок. В начале 1990-х годов конструкторы вряд ли могли себе представить, сколько пройдет лет до принятия новой АПЛ в строй…
Несмотря на все трудности, в конце 1993 года на верфи «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаш») была заложена первая подлодка проекта 885. Она получила обозначение К-560 и имя «Северодвинск». Работы шли недолго. Уже в 1996 году из-за полного отсутствия финансирования со стороны государства строительство «Северодвинска» прекратилось. Лишь через восемь лет на верфи «Севмаша» вновь закипели работы. В то же время за годы простоя коллектив СПМБМ «Малахит» внес в проект подводной лодки некоторые изменения, позволившие улучшить тактико-технические характеристики. Они, в свою очередь, были внедрены на лодке после возобновления строительства.
Темпы работ на К-560 постепенно наращивались, и 15 июня 2010 года, после 17 лет строительства, «Северодвинск» был спущен на воду. В течение трех лет на субмарине велись испытания, в том числе ходовые, старт которых пришелся на осень 2011 года. В 2012 году с борта первой подводной лодки 885-го проекта были произведены учебные стрельбы. Лодка вооружена десятью торпедными аппаратами и восемью счетверенными вертикальными пусковыми установками универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) для различного типа ракет. Данный комплекс позволяет применять с борта атомной субмарины широкий спектр новейших крылатых и противокорабельных ракет, в том числе «Оникс» (класса «корабль-корабль») и «Калибр» (класса «корабль-земля»).
В самом конце 2013 года АПЛ «Северодвинск» была принята в строй Военно-морского флота России. Заложены еще несколько подлодок серии, на которых будут применены последние по времени решения конструкторов. АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Уфа» и последующие строятся уже по проекту 885М.
Несмотря на тяжелые для страны и флота 1990-е годы, проекту 885 удалось пережить эти трудные времена.
По оценкам отечественных и зарубежных экспертов новейшая субмарина ВМФ России как минимум аналогична по своим характеристикам американским АПЛ типов «Сивулф» и «Вирджиния». Широкий спектр используемых вооружений позволяет лодкам 885-го проекта наносить удары как по морским, так и по наземным целям. Благодаря напряженной работе конструкторов СПМБМ «Малахит» российский военно-морской флот получил превосходный подводный корабль. Атомные лодки проектов 885 и 885М будут составлять основу подводного флота нашей страны в ближайшие несколько десятилетий.
Комментарии к данной статье отключены.