Прославленный крейсер «Аврора» хорошо знаком любителям морской истории всего мира и заслуженно считается одним из символов Санкт-Петербурга. Помимо этого легендарного ветерана, в Северной столице есть и другой заслуженный военный корабль на вечной стоянке, гораздо менее известный. В этой статье мы расскажем о музеефицированной подводной лодке Д-2 «Народоволец», ценном памятнике военного кораблестроения и участнике Великой Отечественной войны.
«Декабристы»
С 1923 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) разрабатывало техническое задание на строительство новых подводных лодок, жизненно необходимых для укрепления обороноспособности СССР. В проектировании учитывался опыт Первой мировой войны, и к 1926 году удалось создать соответствовавший требованиям времени проект субмарины так называемой I серии. Позднее подлодки этого типа назывались в честь головного корабля «Декабрист», или же Тип «Д».
Официально утверждённый в феврале 1927 года Революционным военным советом проект Балтийского завода предусматривал строительство средних по водоизмещению субмарин (надводное водоизмещение — 910 т, подводное — 1290 т). Скорость хода достигала 16 узлов в надводном положении и 10 — в подводном, дальность плавания — до 7000 миль над водой и до 150 миль под водой, глубина погружения — до 90 м. Вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм и 102-мм орудия. В целом, конструкция и вооружение субмарин типа «Д» представляли собой резкий качественный скачок в развитии советского подводного флота.
Три первых подлодки советской постройки, получившие имена «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», были заложены на Балтийском заводе (завод №189) в Ленинграде 5 марта 1927 года. Ещё три субмарины («Революционер», «Спартаковец», «Якобинец») заложили 14 апреля 1927 года на Заводе имени Андре Марти (завод №198) в Николаеве. Строительство шло довольно трудно, потребовало закупки за рубежом технически сложного оборудования — например, дизельных двигателей MAN. Субмарины были спущены на воду в 1928-1929 годах и введены в строй в 1930-1931 годах. Уже в 1933 году три балтийских «Декабриста» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск и вошли в состав Северной военной флотилии, став основой для формирования будущего Северного флота.
В 1934 году подлодки типа «Д» получили буквенно-цифровые обозначения от Д-1 до Д-6. Судьба кораблей накануне и в годы Великой Отечественной войны оказалась различной. Д-1 «Декабрист» погибла на учениях в Баренцевом море в ноябре 1940 года. Д-6 «Якобинец» в 1941 году находилась на ремонте в Севастополе и была взорвана в доке командой в июне 1942 года. Д-3 «Красногвардеец» воевала на Северном флоте и погибла в июне 1942 года, Д-4 «Революционер» и Д-5 «Спартаковец» воевали на Черноморском флоте (Д-4 погибла в декабре 1943 года, а Д-5 бóльшую часть войны провела в ремонте). Обладательницей самой богатой «биографии» среди всех систершипов стала Д-2 «Народоволец».
Судьба «Народовольца»
Как уже сказано выше, «Народоволец», вторая субмарина I серии, был заложен 5 марта 1927 года на ленинградском Балтийском заводе. Корабль спустили на воду 19 мая 1929 года и официально ввели в строй 6 сентября 1931 года. Первым командиром подлодки стал В.С. Воробьёв. В 1933-1939 годах «Народоволец» (с августа 1934 года — Д-2, но старое название продолжало использоваться) входил в состав Северного флота. Подлодка сыграла большую роль в освоении этого нового района действий советских ВМС.
В сентябре 1939 года Д-2 вернулась по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград для капитального ремонта с модернизацией. 102-мм орудие Б-2 заменили новым 100-мм орудием Б-24, была установлена 45-мм зенитная пушка 21-К, изменена форма надстройки. Корабль получил новую шумопеленгаторную станцию «Марс-16» и ряд другого оборудования. «Народоволец» не успел покинуть Ленинград до начала Великой Отечественной войны. Формально введённая в строй в августе 1941 года, подлодка (командир — капитан-лейтенант Р.В. Линденберг) оставалась небоеспособной и отстаивалась в Ленинграде, личный состав готовился к боевым действиям на суше.
Только летом 1942 года Д-2 была подготовлена к ведению боевых действий с учётом тяжелейших условий блокады (например, погружение и всплытие отрабатывались на узком участке Невы, отработка торпедной стрельбы была возможна лишь на тренажёре). 15 сентября 1942 года субмарина перешла в Кронштадт и вечером 23 сентября вышла в первый боевой поход под командованием повышенного до капитана 3-го ранга Р.В. Линденберга. Уже на следующий день «Народоволец» попал в противолодочную сеть (по другим версиям — столкнулся с рыболовными сетями либо такелажем затонувшего судна) к северу от контролируемого финнами острова Гогланд и получил повреждение вертикального руля. За двое суток корабль с большими трудностями преодолел препятствие и был отремонтирован в море. Благодаря самоотверженной работе команды и изрядной доле везения противник так и не смог его обнаружить.
Водоизмещение надводное/подводное, т |
956/1387,6 |
---|---|
Длина/ширина/осадка, м |
76/6,4/3,81 |
Энергетическая установка |
2 дизельных двигателя (1100 л.с. каждый), два электродвигателя (525 л.с. каждый), |
Скорость надводная/подводная, узлов |
14/9 |
Дальность хода надводного/подводного, миль |
7500 на 8,4 узлах/132 на 2,4 узлах |
Глубина погружения, м |
90 |
Автономность |
45 суток на воде, 72 часа под водой |
Торпедное вооружение |
6 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 14 торпед |
Артиллерийское вооружение |
1×102-мм, 1×45-мм |
Средства наблюдения и обнаружения |
Шумопеленгаторная станция «Марс-16» |
Экипаж |
53 человека |
С 3 октября субмарина Д-2 действовала в западной части Балтийского моря в районе острова Борнхольм. После четырёх неудачных торпедных атак (3,7,8,10 октября) днём 14 октября удача наконец-то улыбнулась Линденбергу — со второй попытки он потопил одной торпедой немецкий транспорт Jacobus Fritzen (4090 т), следовавший с грузом угля из Германии в Швецию. Затем подлодка перешла на линию паромного движения Треллеборг (Швеция) — Зассниц (Германия), где вечером 19 октября атаковала двумя торпедами караван судов, добившись одного попадания в корму немецкого парома Deutschland (2972 т). Судну потребовался четырёхмесячный ремонт, на его борту погибли 25 и получили ранения 27 немецких солдат, следовавших из Норвегии домой. Сопровождавший караван немецкий сторожевой корабль V-1704 атаковал Д-2 серией глубинных бомб, но безрезультатно.
26 октября «Народоволец» по приказу командования направился домой и прибыл в Кронштадт 7 ноября. Обратный путь оказался трудным и опасным: 29 октября подлодка пережила атаку немецкого тральщика М-3, сбросившего не менее 48 глубинных бомб, 3 ноября — попала на немецкое минное заграждение, 10 ноября при переходе в Ленинград — была активно обстреляна немецкой артиллерией из Петергофа. Корабль завершил первый боевой поход целым и невредимым, проявив не только впечатляющее везение, но и довольно высокую по меркам советского флота эффективность. По итогам похода все члены команды удостоились заслуженных наград, в том числе Линденберг — ордена Красного Знамени. Этот офицер командовал кораблём до самого конца войны, в марте 1944 года став капитаном 2-го ранга и получив ещё ряд орденов.
С учётом обстановки, сложившейся на Балтике, во второй боевой поход субмарина Д-2 вышла из Кронштадта только 1 октября 1944 года. Капитальный ремонт «Народоволец» так и не смог пройти, что существенно ограничило его боеспособность в последующие месяцы. 8 и 26 октября подлодка неудачно атаковала торпедами немецкие суда, причём в последнем случае была сделана заявка на потопление (не подтвердилась). Из-за плохого технического состояния корабль 30 октября вернулся в Турку.
12 декабря 1944 года «Народоволец» вышел в третий поход, в котором совершал торпедные атаки 23 и 29 декабря, а также 3 января 1945 года. Ближе всего к успеху советские подводники подошли 29 декабря, когда заявили потопленный транспорт (выпущенная торпеда самопроизвольно взорвалась, не дойдя до цели). 20 апреля 1945 года «Народоволец» отправился в четвёртый и последний боевой поход — увы, вновь безрезультатный. 18 мая подлодка вернулась в Турку, не совершив ни одной торпедной атаки.
До 1956 года субмарина Д-2 оставалась в строю Балтийского флота, после чего была переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. В 70-е годы ветераны подводного флота начали борьбу за музеефикацию корабля, но успехом она завершилась только в 1987 году. «Народоволец» прошёл восстановительный ремонт на Кронштадтском морском и Балтийском заводах, внешний вид и оснащение субмарины вновь стали такими, как в годы Великой Отечественной войны. В 1989 году подлодка была установлена на суше на Васильевском острове в Ленинграде, но только 2 сентября 1994 года официально открылась для посетителей.
Д-2 сегодня
Корабль-памятник Д-2 «Народоволец» является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге и открыт для свободного посещения. Хотя филиал расположен не в самом популярном у туристов месте, достичь его довольно легко — в частности, туда можно доехать троллейбусом или автобусом от станции метро «Приморская».
Помимо самой подводной лодки для осмотра доступен небольшой одноэтажный павильон, в котором расположено экспозиционное пространство. Постоянная экспозиция посвящена таким темам как история субмарины Д-2 «Народоволец», советский подводный флот в годы Великой Отечественной войны, развитие российского подводного флота в прошлом и настоящем. При общем впечатлении некоторой эклектичности в залах можно увидеть, безусловно, интересные музейные предметы, имеющие высокую ценность — парадный офицерский китель Р.В. Линденберга с боевыми наградами, военно-морские флаги подлодки «Народоволец», образцы морской техники и вооружения (в том числе связанные с известным подводным минным заградителем Л-3).
Разумеется, наибольшую ценность представляет сама по себе подлодка Д-2. Доступ на наружную поверхность корабля и в боевую рубку запрещён. Для осмотра доступны все семь отсеков субмарины (с направлением движения от кормы в нос). На месте двух аккумуляторных ям при музеефикации корабля были оборудованы два маленьких экспозиционных зала с витринами, но в целом интерьер корабля, представленное там оборудование максимально соответствуют его образу в 1941-1945 годах.
Доступные для осмотра отсеки подлодки Д-2 «Народоволец», в порядке осмотра:
Отсек №7 (кормовой): кормовые 533-мм торпедные аппараты №7 и №8, посты управления электродвигателями ПГ20, гребные валы, койки личного состава и другое.
Отсек №6: два дизельных двигателя 42Б/БМ6 с постами управления.
Отсек №5: аккумуляторы, вспомогательные механизмы, койки старшин. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о строительстве и предвоенной службе «Народовольца».
Отсек №4: центральный пост. Главный командный пункт субмарины, станция погружения и всплытия, пост помощника командира с зенитным перископом. Боевую рубку с постами командира (командирский перископ) и главного рулевого можно лишь осмотреть через открытый люк.
Отсек №3: кают-компания, жилые помещения офицеров (каюты командира, комиссара, штурмана), камбуз. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о службе подлодки Д-2 «Народоволец» в годы Великой Отечественной войны.
Отсек №2: радиостанция, рубка гидроакустика с шумопеленгатором «Марс-16», гальюн.
Отсек №1 (носовой): носовые 533-мм торпедные аппараты (№1-№6), оборудование для погрузки и перезарядки торпед, койки и рундуки личного состава. В экспозиции представлены 533-мм торпеды 53-39 (одна — в разрезе), индивидуальные спасательные комплекты ИСП-60, образцы посуды и столовых приборов, использовавшихся подводниками.
Д-2 «Народоволец» представляет собой ценный образец музейного корабля, участника Второй мировой войны, сохранившего максимально возможную аутентичность и в полной мере передающего атмосферу военных лет. Подлодка сама по себе является ценным памятником советского кораблестроения, с ней связаны важные исторические события. Это не самый «раскрученный» корабль-памятник в России, но познакомиться с прославленной субмариной стоит каждому любителю морской истории.
Источники и литература:
- https://navalmuseum.ru/filials/narodovolec (официальный сайт филиала Центрального военно-морского музея)
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010
- Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004
- Филиал «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (под ред. Р.Ш. Нехая) — СПб.: ЦВММ, 2019
Комментарии к данной статье отключены.