Будучи страстным любителем истории флота, наш читатель, приехав в США, не мог пройти мимо кораблей-музеев, которые здесь есть едва ли не в каждом прибрежном городе. За время поездки он посетил пять судов в двух городах, Нью-Йорке и Филадельфии: подводную лодку USS Growler (SSG-577), авианосец USS Intrepid (CV-11), линкор USS New Jersey (BB-62), крейсер USS Olympia (C-6) и подводную лодку USS Becuna (SS/AGSS-319). Впечатлениями о первой субмарине он и решил поделиться.
По дороге на USS Intrepid
Найти один из символов Нью-Йорка — авианосец USS Intrepid («Неустрашимый») — не составит никакого труда даже для самого неопытного туриста. О Музее моря, воздуха и космоса «Интрепид» знает каждый местный житель. Он есть на всех туристических картах города и во всех путеводителях, в сети о нем просто тонны информации. Находится музей по адресу: пирс 86, West 46th St & 12th Av, открыт с 10:00 до 17:00 каждый день. Билеты стоит брать заранее на официальном сайте музея, если вы не хотите провести часок в очереди среди школьников, местных и не очень местных туристов.
USS Intrepid
Знакомство с этим плавучим городом состоялось в неприветливое дождливое нью-йоркское утро. Добравшись на метро из Бруклина на Манхэттен, мы не спеша двинулись вверх по 11-й авеню. Серые американские домики, небольшие бары и магазинчики на первых этажах — вот, пожалуй, и всё, за что цеплялся глаз. И тут, разорвав череду однотипных строений, из-за угла выплыл он — титан, исполин, стальной монстр! Передать впечатления, которые испытываешь, впервые увидев этого гиганта, невозможно — размах и грандиозность машины впечатляют с первого взгляда. Осознание того, что это построено руками человека, приходит очень и очень долго.
Проведя в очереди свои законные 40 минут и получив долгожданные билеты, а затем пройдя мимо сувенирного магазина, манящего по большей части ненужным барахлом, мы попали на музейную площадку. Дождь временно прекратился, давая нам передышку и возможность нормально погулять. Справа красовался высокий, размером с пятиэтажку, красавец USS Intrepid, а слева от входа стояла невзрачная на первый взгляд подводная лодка — USS Growler («Ворчун»). С неё-то мы и решили начать экскурсию.
USS Growler (SSG-577)
Для начала небольшая справка о субмарине.
USS Growler в наши дни
Класс:подлодка класса Grayback.
Водоизмещение:2540/3515 т.
Длина:96,6 м.
Ширина: 8,2 м.
Осадка:5,7 м.
Скорость:17 узлов в надводном положении (31 км/ч), 12 узлов в подводном положении (22 км/ч).
Вооружение:крылатые ракеты с ядерными боеголовками типа Regulus II (2 единицы) или типа Regulus I (4 единицы), шесть 533-мм торпедных аппаратов.
Экипаж:девять офицеров, 11 старшин, 68 матросов.
Силовая установка:три дизельных двигателя Fairbanks-Morse, два электромотора Elliott.
USS Growler во времена своей «молодости»
USS Growler (SSG-577) была одной из первых попыток сконструировать подводную лодку, способную нести на борту крылатую ракету. Эта субмарина должна была обеспечить ядерное сдерживание, используя вторую серию ракет, основанных на немецкой технологии V-1 Rocket. USS Growler стала второй и заключительной подводной лодкой класса Grayback. Она была заложена на судостроительном заводе в Портсмуте 15 февраля 1955 года, 15 апреля 1958 года спущена на воду, а 30 августа — принята в состав флота. Что делало USS Growler и её систершип необычными, так это их ядерное вооружение, развёрнутое на обычной, не ядерной, дизель-электрической подводной лодке. Миссия двух субмарин заключалась в обеспечении ядерного сдерживания на Тихоокеанском побережье Советского Союза во время холодной войны, с 1958 по 1964 год. Подлодка USS Growler служила на Гавайях в составе 12-го дивизиона подводных лодок и совершила девять боевых выходов к побережью СССР, неся на борту ядерное оружие. Согласно документам, в случае конфликта основной целью её ракет должна была стать советская военно-морская база в Петропавловске-Камчатском. Также лодка участвовала в десятках различных учений по всему Тихому океану.
Систершип USS Growler — USS Grayback (SSG-574)
Однако прогресс не стоял на месте, и в 1964 году USS Growler отправилась в резерв, уступая дорогу новым атомным подводным лодкам, оснащённым уже баллистическими ракетами. В 1980 году лодка была списана и выведена из состава флота. Её планировалось использовать в качестве мишени для торпедных стрельб, но судьба распорядилась иначе. В 1988 году Конгресс передал лодку в Музей моря, воздуха и космоса, тем самым подарив ей вторую жизнь. USS Growler — единственная сохранившаяся до наших дней лодка, вооружённая крылатыми ракетами типа Regulus.
3/3
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заветный вход — и мы внутри. К слову, попасть на лодку можно через один из ангаров, в котором хранились две крылатые ракеты с ядерной боеголовкой. Как вы понимаете, запуск этих ракет мог производиться исключительно из надводного положения
Первый пуск ракеты с палубы подводной лодки состоялся в июле 1953 года с палубы USS Tunny (SSG-282) — переоборудованной субмарины времён Второй мировой войны. USS Tunny и однотипная с ней USS Barbero (SSG-317) были первыми в США патрульными лодками ядерного сдерживания. В 1958 году к ним присоединились две ракетные лодки специальной постройки: USS Grayback (SSG-574) и USS Growler (SSG-577), а затем атомная лодка USS Halibut (SSGN-587). Для того, чтобы на патрулировании всегда находилось не менее четырёх ракет Regulus, USS Tunny и USS Barbero с двумя ракетами каждая патрулировали одновременно. USS Grayback и USS Growler с четырьмя ракетами, а также USS Halibut с пятью ракетами патрулировали в одиночку. Между октябрём 1959 и июлем 1964 года эти пять лодок 40 раз выходили на патрулирование. Затем их заменили лодки типа George Washington, вооружённые ракетами Polaris
Regulus — это турбореактивная крылатая ракета с удлинённым бочкообразным фюзеляжем, напоминавшим современные истребители, однако без кабины пилота. Её стреловидные крылья и хвостовое оперение были значительно меньше, чем у самолётов. Готовая к старту ракета была снабжена двумя большими стартовыми ускорителями в хвостовой части фюзеляжа.
Масса ракеты: 6200 кг.
Длина ракеты: 9,8 м.
Диаметр ракеты: 1,44 м.
Размах крыла: 6,4 м (3 м в сложенном состоянии).
Дальность полёта: 930 км.
Скорость на траектории: дозвуковая.
Двигатель: ТРД Allison J33-A-14 × 2100 кГ + 2 ускорителя × 15 000 кГ.
Боевая часть: ядерная W5 или W27.
Масса боевой части: 1400 кг
1/7
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Заголовок7
Пройдя по ангару и спустившись по лестнице, мы попали в носовой торпедный отсек. Здесь проживала часть экипажа, а также хранились, обслуживались и отправлялись в плавание торпеды. Лодка имеет четыре носовых торпедных аппарата
Из торпедного отсека попадем в тесное пространство радиорубки
Сразу за радиорубкой находится навигационный отсек, или штурманская
К слову, часть оборудования на лодке была демонтирована, но не по причине секретности, а для того, чтобы тучные туристы могли свободно передвигаться по узким проходам внутри субмарины. Такова цена сохранения экспоната: больше туристов — больше денег, больше денег — выше вероятность, что лодка не отправится на слом
Одно из важнейших и интереснейших помещений на субмарине — центр управления ракетами
Именно здесь задавались цели для смертоносных ядерных птичек и именно отсюда давалась команда на пуск
Одна из водонепроницаемых дверей между отсеками подводной лодки
1/4
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Что касается сонаров, то на субмаринах были установлены активные AN/BQS-4, c излучателями в антенне ГАС AN/BQR-2 для пассивного приёма. При частоте 7 кГц они обеспечивали дальности порядка 6–8 морских миль (11–15 км). В пассивном режиме это позволяло обнаружить подводную лодку на перископной глубине на дистанции до 20 морских миль (37 км)
Центральный пост и перископ. На подводных лодках перископы применяются для наблюдения из подводного положения (с перископной глубины) за навигационной обстановкой на поверхности моря и для обнаружения летательных аппаратов противника. При погружении на большую глубину выступающие трубы перископов втягиваются в корпус лодки. Перископы могут совмещаться с устройством для работы двигателя под водой
Органы управления подводной лодкой. Главным средством обеспечения управляемости являются рули. Для совершения манёвров в горизонтальной плоскости служит вертикальный руль, а манёвры в вертикальной плоскости обеспечиваются горизонтальными рулями
Световой индикатор герметичности корпуса и готовности систем, обычно называемый «рождественской ёлкой», показывает состояние люков, вентиляционных отверстий и затворов корпуса. Электрические контакты в люках и клапанах управляют красным и зелёным светом на панели. Зелёная доска показывает, что все отверстия корпуса закрыты и лодка готова к погружению
4/6
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Офицерская кают-компания — общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерского собрания на корабле. Термин происходит от сочетания двух слов: голландского kajuit — «каюта» и французского compagnie — «общество»
А это уже кают-компания для простых матросов. Несмотря на тесноту, тонны оборудования и узкие проходы, конструкторы всё же умудрились выделить пару квадратных метров для отдыха простых матросов. Здесь они могли перевести дух, общаясь, читая и играя в шахматы или карты, а также наслаждаясь чашкой чая или кофе
Бобинный магнитофон и термос для кофе и чая в кают-компании. По окончании Второй мировой обитаемость подводных лодок существенно улучшилась, а условия для экипажа становились всё более и более комфортными
Камбуз субмарины. Если спросить бывшего подводника о питании, то в ответ можно услышать: «Еда? Еда была хорошая — если ты любитель вкуса солярки». Хотя о пище на подлодках ходила ужасная молва (рассказывали о заплесневелых продуктах, пропитавшихся запахом солярки), подводники имели один из лучших рационов во флоте
Гальюн (нидерл. galjoen — нос корабля). Первоначально это был свес в носу парусного судна для установки носового украшения судна.
Традиционно на этом же свесе, между княвдигетом и бортами корабля, устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях
Душ для членов экипажа. На кораблях гальюны промываются забортной водой. Отходы, как правило, накапливаются в фекальном баке (танке), который опорожняется и промывается, когда корабль находится в открытом море (в портах сброс отходов запрещён). На подводных лодках фекальные баки продуваются сжатым воздухом
1/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Жилые помещения команды. Здесь особенно хорошо понимаешь суть фраз «В тесноте, да не в обиде» и «Толстякам на подлодке не рады»
Каюты младшего офицерского состава. Здесь спали по три человека. Ключевое отличие от спальных мест простых матросов — отсутствие четвёртой полки, наличие шкафов, полочек и столика
А это уже койки старших офицеров. Всего два человека на каюту
Спальное место командира подводной лодки
Так называемый офис — рабочее место командира субмарины
2/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Машинное отделение. Субмарины типа Grayback были снабжены дизель-электрическим приводом. Два электромотора производства Elliott Company питались от батарей, которые, в свою очередь, заряжались от трёх дизельных двигателей Fairbanks-Morse в надводном положении — как неподвижно, так и в движении. В подводном положении лодка могла двигаться на перископной глубине на дизелях под шноркелем, смонтированным в задней части надстройки. Дизеля могли развить суммарную мощность в 6000 л.с., а электромоторы — 4700 л.с. Батарейный погреб располагался под настилом командного центра
Машинное отделение. Субмарины были снабжены двумя пятилопастными гребными винтами. Максимальная скорость на поверхности воды достигала 20 узлов, в подводном состоянии — 15 узлов, однако на такой скорости ёмкости батарей хватало буквально на минуты хода, поэтому обычно скорость держалась значительно ниже. На малых скоростях ёмкости могло хватить на несколько дней хода на одних только батареях, что давало несомненное преимущество по скрытности относительно движения под дизелями, а также позволяло длительное время обходиться без подзарядки или шноркеления
Маневровый отсек. Отсюда осуществлялось управление двигателями подводной лодки
Опреснительные установки. Опреснение представляет собой процесс, отнимающий минеральные компоненты из соленой воды. В более общем смысле опреснение относится к удалению солей и минералов из целевого вещества
Кормовые торпедные аппараты. Наиболее распространёнными являются торпедные аппараты трубной конструкции. Снаружи трубы размещаются устройства для выстреливания, приборы дистанционного ввода данных в торпеду, контрольные приборы, стопорные устройства и зацеп для приведения в действие механизмов торпеды. Торпеда выстреливается сжатым воздухом из баллонов или давлением газов порохового заряда. При помощи торпедных аппаратов подводные лодки способны также ставить морские мины и запускать крылатые ракеты
Выбравшись наружу — уже не через люк, а через стеклянную дверь, которую поставили для удобства туристов, — мы покинули этот экспонат. Дальше нас ждал он — плавучий город Intrepid. Вывод, который я сделал после посещения лодки: она однозначно стоит внимания. Не спешите бежать на авианосец — поверьте, малыш Growler заслуживает посещения, даже если вы не являетесь заядлым любителем флота. Не обращайте внимания, что часть оборудования демонтирована, что порой поток туристов внутри не позволяет задержаться в той или иной локации ради качественного фото и что на палубе вас встречает уродливая стеклянная дверь — смело спускайтесь внутрь. Ведь второй такой лодки в мире нет.
Комментарии к данной статье отключены.