В конце 1941 года в США начали проектировать лёгкий истребитель танков, базой для которого стал Light Tank M3. Работы, увенчавшиеся созданием оснащённых 76-мм пушкой T56/Т57 GMC, в конце концов, зашли в тупик. Выяснилось, что база лёгких танков семейства M3 слабо подходит для подобных машин. Впрочем, к моменту выхода T56 GMC на испытания по Абердинскому полигону уже ездил совсем другой истребитель танков — Т49 GMC. И хотя ему тоже не довелось пойти в серию, дальнейшее развитие его конструкции привело к созданию одного из самых известных американских истребителей танков военного времени.
Тенденция к росту
В мае 1941 года фирма Marmon-Herrington Company, Inc. получила задание на разработку авиадесантного танка. Уже в августе был готов полноразмерный макет боевой машины, получивший обозначение Light Tank T9. Дальнейшее развитие этого проекта привело к созданию авиадесантного танка M22, известного также под английским обозначением Locust. Это был единственный авиадесантный танк специальной разработки, который в годы Второй мировой войны был применён по назначению.
Лёгкий, низкий и достаточно длинный, Light Tank T9 заинтересовал военных в качестве базы для создания лёгкого истребителя танков. В отличие от базы Light Tank T3, в данном случае речь не шла об использовании орудия большого калибра. На дворе стояла вторая половина 1941 года, и на тот момент огневой мощи 37-мм танковой пушки M5 хватало для того, чтобы бороться с большинством танков противника. О том, что в СССР уже производятся Т-34 и КВ-1, а немецкие инженеры вовсю работают над танками с толстым противоснарядным бронированием, американские военные ещё не знали.
Осенью 1941 года была запущена программа по разработке лёгкого истребителя танков, получившего обозначение 37 mm Gun Motor Carriage T42. Эскизный проект новой самоходной установки был готов к 27 октября. Исходная концепция истребителя танков мало отличалась от базового Light Tank T9. В основном разница заключалась в более просторной башне, открытой сверху. В башне находилась всё та же спарка из 37-мм пушки M5 и пулемёта Browning M1919, ещё один пулемёт находился в корпусе.
Подобный концепт, впрочем, долго не прожил. Расчёты показывали, что для постройки подобная схема не подходит. Новая башня требовала удлинения корпуса, да и длину опоры ходовой части стоило увеличить для повышения продольной устойчивости. 7 ноября 1941 года был подготовлен документ, в котором расписывались возможные пути улучшения конструкции T42 GMC. Длину корпуса и опорной поверхности гусениц предлагалось увеличить на 30 см, а клиренс — с 28 до 35,5 см. Кроме того, предполагалось переделать подвеску.
Переработанный проект T42 Gun Motor Carriage был подготовлен к 11 декабря 1941 года. Длина его корпуса выросла до 3917 мм, а опорные катки, согласно рекомендации, получили индивидуальную пружинную подвеску. Башню практически без изменений взяли от колёсного истребителя танков T22 Gun Motor Carriage, позже превратившегося в средний бронеавтомобиль M8. Впрочем, даже с такими переделками американские военные всё равно не видели в T42 GMC стабильной платформы для противотанковой пушки. Подготовленный по итогам изучения документ с рекомендациями по улучшению машины ещё сильнее изменил её облик.
Первый эскизный проект модифицированного T42 GMC был подготовлен к 29 декабря 1941 года, а 5 января Marmon-Herrington представила улучшенную версию. Носовая и кормовая части корпуса остались без изменений, а вот общая длина выросла до 4715 мм. Корпус перспективной самоходной установки превысил по длине Light Tank M3, став более стабильной платформой. Несколько переделали и башню, хотя в целом она осталась аналогичной той, что ставилась на T22 GMC.
Гораздо более существенным переделкам подверглась ходовая часть. Гладеон Барнс нанёс ответный удар Гарри Ноксу, «продавив», причём вполне обоснованно, свою разработку. В документах указывается, что танк получил подвеску Кристи, но это не совсем так. Для самоходной установки предполагалось использовать подвеску, которую Барнс разработал в 1933 году для Combat Car T4 и Converible Medium Tank T4. Представляла она собой переделанную подвеску Кристи, причём получилась более компактной и эффективной по сравнению с последней. Также T42 GMC получила по 4 опорных катка диаметром почти 840 мм с каждого борта. Переделаны оказались и ведущие колёса. Одним словом, от исходного Light Tank T9 в новой машине осталось немного – частично корпус, а также двигатель.
Согласно расчётам, боевая масса T42 GMC должна была составить около 6,5 тонн. Она должна была иметь броню толщиной 22 мм в лобовой части корпуса и башни, борта и корма имели толщину 9,5 мм. Такая тонкая броня стала платой за высокую манёвренность.
Всё по-новой
Столь радикальные переделки исходного проекта 37 mm Gun Motor Carriage T42 привели к тому, что дальнейшая работа по нему компании Marmon-Herrington стала терять смысл. Небольшая фирма из Индианаполиса и так была по горло занята работами по Light Tank T9, который, в соответствии с требованиям военных, стали серьёзно переделывать. Логичным решением стала передача в марте 1942 года работ по T42 GMC другому подрядчику – Buick, одному из подразделений автомобильного гиганта General Motors. К тому моменту Buick полностью свернул производство автомобилей и сконцентрировался на военных заказах. Его основное производство переориентировалось на выпуск авиационных двигателей. Впрочем, конвейер можно было догрузить и другой продукцией.
1 апреля, когда конструкторское бюро Buick только приступало к работам по созданию собственной версии T42 GMC, Комитет по вооружению внёс очередную радикальную правку в требования. 37-мм пушка M5 отныне не считалась достаточным вооружением для лёгкого истребителя танков. Такой неутешительный вывод был сделан по итогам анализа использования американских танков британской армией в Северной Африке, а также сведений о новых танках, полученным разведкой. Для решения проблемы было предложено установить в T42 GMC английскую 6-фунтовую (57-мм) пушку QF Mk.III. Установка такой пушки с зимы 1942 года прорабатывалась для лёгкого танка Light Tank T7E2.
Новая пушка, одобренная Барнсом, стала причиной того, что в текущем виде T42 GMC оказался неприемлемым. Использование более мощного орудия означало значительное увеличение массы самоходной установки, а это, в свою очередь, требовало усиления шасси и применения более мощной силовой установки. САУ T42 GMC ушла в небытие. Вместо неё Buick получила контракт на разработку и изготовление двух образцов самоходной установки 57 mm Gun Motor Carriage T49. Кстати, в документах её изредка называли Christie GMC, что может сбить исследователей с толку.
В мае-июне 1942 года обсуждался альтернативный вариант 76 mm Gun Motor Carriage T50, в основе которого использовалась конструкция T49 GMC. Башню в этом истребителе танков убирали, а вместо неё устанавливали 76-мм зенитную пушку с горизонтальным сектором обстрела по 15 градусов в каждую сторону. Благодаря этому проекту можно проследить эволюцию T49 GMC.
В то время, как её ходовая часть оставалась копией ходовой T42 GMC, корпус был уже значительно переделан. В документах это не указывается, но силовая установка, скорее всего, тоже уже была другой. Внимательно рассмотрев проект, Комитет по вооружениям от него отказался. В текущем состоянии самоходная установка имела высокий центр тяжести, а это негативно сказывалось на стабильности платформы. Не устраивало военных и то, что установка совсем не имела щитового прикрытия. Кроме того, ограниченный сектор обстрела негативно сказывался на манёвренности огня.
Значительные правки, которые вносились в конструкцию самоходной установки, привели к тому, что макет, продемонстрированный Buick в июне 1942 года, не имел ничего общего с исходным T49 GMC. Длина корпуса увеличилась до 5280 мм, что вызвало увеличение числа опорных катков до пяти. Башню разработали с нуля, да и корпус по своей конструкции был полностью новой разработкой. Число членов экипажа довели до пяти человек. Даже подвеска оказалась другой: в её основе по-прежнему лежала система Кристи, но при этом свечи были выедены наружу. Такое решение позволило частично избавиться от одной из проблем подвески Кристи – большого занимаемого объёма пространства в корпусе.
Первоначально военные встретили разработку Buick в штыки. Был составлен список необходимых изменений. Предлагалось переделать место механика-водителя по образцу бронемашины M8, убрать курсовой пулемёт, переделать систему связи, сделать башню открытой и сократить экипаж до 4 человек. Тем не менее, уже в середине июня 1942 года было дано добро на изготовление T49 GMC практически в той же конфигурации, что и представленный макет.
Опытный образец 57 mm Gun Motor Carriage T49 был готов в июле 1942 года. Разработкой орудийной установки для него занимался арсенал Рок-Айленд, и к моменту постройки опытной машины система не была готова. По этой причине САУ с регистрационным номером USA 6029910 в первый испытательный пробег пошла без орудийной установки.
Боевая масса машины составила 14,4 тонны, то есть более чем в 2 раза превысила массу T42 GMC. Для компенсации увеличившегося веса на машину была установлена спарка моторов Buick Series 60. Каждый из этих 8-цилиндровых рядных моторов объёмом 5,24 литра имел мощность 165 лошадиных сил. Ранее они под тем же обозначением использовались на легковых автомобилях. Благодаря использованию автомобильных двигателей потенциальный запуск T49 GMC в серию не представлял проблем.
Суммарной мощности моторов в теории хватало, чтобы разогнаться до 55–60 миль в час (88–96 км/ч). Испытания, впрочем, показали более скромную максимальную скорость — 53 мили в час (84,8 км/ч), что, тем не менее, являлось выдающимся показателем. В то время развить такую скорость не был способен ни один гусеничный танк. Картину портили проблемы с потерей мощности в гидротрансформаторе, что снижало скорость до ещё более низких показателей – 38 миль в час (60,8 км/ч). Проблему предполагалось устранить путём установки гидравлической трансмиссии.
Несмотря на обнаруженные проблемы, самоходная установка получилась не в пример удачнее T56 GMC. Установка полностью вращающейся башни обеспечивала высокую маневрённость огня орудийной установки. Отлично показала себя и модифицированная подвеска Кристи. К слову, отчёт по T49 лишний раз убеждает в предвзятости американский военных к якобы плохой свечной подвеске. Отчёт по испытаниям T49 GMC прямо говорит о том, что такая подвеска работала лучше, чем альтернативная система Нокса.
Ходовые испытания показали, что старт САУ дается хуже, чем Light Tank M5, но дальше T49 GMC вырывался вперёд, заметно обгоняя лёгкий танк на финише. Одним словом, машина получилась перспективной.
Почти принятый
В тот момент, когда T49 GMC проходил испытания, Истребительное командование (Tank Destroyer Command) задумалось о целесообразности использования 57-мм пушки M1. Разница в бронепробитии с 37-мм орудием была минимальной, чего, впрочем, не скажешь о могуществе снаряда. Итогом дебатов стало решение о постройке второго образца T49 GMC с установкой в него 75-мм пушки M2A3. Согласно первоначальному решению, машина должна была строиться со штатной башней, поскольку орудийная установка вполне в неё вписывалась. Чуть позже от этой идеи отказались, поскольку закрытая башня создавала проблемы с выводом пороховых газов при стрельбе.
Окончательное решение по переделке T49 GMC было принято Комитетом по Вооружению 10 октября 1942 года. Согласно ему, 75-мм пушка M2A3 устанавливалась в открытую сверху башню, «позаимствованную» у колёсного истребителя танков T66 CMC. С нуля строили только вторую машину, а в качестве базы для пилотного образца использовали опытный T49 GMC, отправленный с Абердинского полигона обратно на Buick. В ходе переделки курсовой пулемёт из корпуса убрали, как и предписывали требования июня 1942 года. Что же касается опытного образца машины, получившей обозначение 75 mm Gun Motor Carriage T67, то его закончили в ноябре 1942 года. Технически обе машины были идентичны. Увы, в оригинальной конфигурации их фотографий не сохранилось.
T67 GMC поступила на Абердинский полигон в ноябре 1942 года. Несмотря на немного увеличившуюся массу, её характеристики остались примерно на том же уровне, что и у T49 GMC. Испытания стрельбой, проведённые на полигоне, показали, что направление, заданное Истребительным командованием, оказалось верным. Сделанное «с запасом» шасси позволило установить более мощную пушку с удовлетворяющими данными по точности огня.
Успешное проведение огневых испытаний заставило задуматься о том, что платформа T67 GMC может быть вполне пригодна и для более мощного орудия. Таковым было 76-мм танковое орудие M1, имевшее баллистику зенитной пушки. Его установили уже к концу ноября 1942 года, и дошедшие до наших дней фотографии T67 GMC показывают машину именно в такой конфигурации. Для компенсации ещё больше увеличившейся боевой массы подвеску на истребителе танков усилили. Испытания показали, что установка ещё более мощного орудия мало сказалась на точности стрельбы и динамических характеристиках. Эти результаты стали смертным приговором для установки T56/T57 GMC, которая по условиям работы была сущим кошмаром для своего экипажа. В отличие от этой САУ, T67 GMC обеспечивала удовлетворительный комфорт 5 членам экипажа и не вызывала никаких вопросов относительно своей роли на поле боя.
Всё описанное выше красноречиво говорит о том, что T67 GMC с установкой 76-мм пушки M1 вполне могла пойти в серию с минимальными изменениями. Тем не менее, конец истории этого истребителя танков оказался печальным – в серию он не пошёл. Официальная версия гласит, что из-за проблем с трансмиссией машину решили переделывать, заодно поменяв и мотор. Фактически же появившаяся в результате переделки T70 GMC, принятая на вооружение как M18 GMC, он же Hellcat, была во многом другой машиной. Концептуально повторяя T67 GMC, эта машина имела другие корпус, башню, подвеску, и мотор, а новая трансмиссия вместе с ведущими колёсами на ней перекочевала вперёд. Сложно согласиться, что одна лишь доработка трансмиссии состоит из всех этих значительных переделок.
Не исключено, что одной из целей произошедшей модернизации была унификация будущей T70 по двигателю с M4 Medium Tank. И там, и там устанавливался двигатель Continental R-975, правда, немного разных модификаций. Новый мотор оказался почти на четверть мощнее спарки Buick Series 60, позволил немного расширить боевое отделение и сдвинуть башню чуть назад. С другой стороны, ценой всех этих переделок оказалась примерно половина года, потерянная на переделку и испытания. При этом какой-то принципиальной разницы между T67 и T70 не было. В условиях войны, когда противник постоянно совершенствует свою технику, полгода – это очень много.
Источники и литература:
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Фотоархив автора
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации