В США за годы Второй мировой войны было выпущено почти 19 тысяч истребителей танков. Парк американских САУ, предназначенных для истребления вражеской бронетехники, отличается большим разнообразием: выпускались колёсные, полугусеничные и чисто гусеничные машины. Единственным классом, который американцы так и не запустили в серию, оказались тяжёлые истребители танков. Концепция типичной американской противотанковой САУ, представлявшей собой почти танк с менее толстой бронёй и более мощной пушкой, размещённой в открытой башне, породила и другие решения, которые позже были отвергнуты. Вспомним об этих тупиковых ветвях.
Первая попытка
Считается, что работы над американскими специализированными истребителями танков стартовали после начала Второй мировой войны. В реальности о том, как и чем бороться с вражескими танками, американцы задумались ещё в середине 30-х годов. В то время типичным вооружением американских танков была спарка пулемётов винтовочного и крупного (12,7 мм) калибров.
Против танков предполагалось использовать либо короткоствольную пехотную пушку калибра 37 мм, либо экспериментальную 37-мм пушку – танковую версию автоматической зенитной пушки Browning, которая имела 5-зарядную обойму, но работала в полуавтоматическом режиме. Пушка этого типа испытывалась на лёгких танках семейства T1, но дальше экспериментов дело не продвинулось. Что же касается 37-мм пехотной пушки M1916, то её противотанковые свойства были даже хуже, чем у крупнокалиберного пулемёта Browning M2HB, который ставили на лёгкие танки семейства M2 и M1 Combat Car. Неудивительно, что от этой пушки отказались, отдав предпочтение крупнокалиберному пулемёту.
Впрочем, американские военные прекрасно отдавали себе отчёт, что противотанковые возможности крупнокалиберного пулемёта ограничены. Поэтому, как только началось полноценное производство лёгких танков, стартовали и работы по разработке самоходной установки на их базе. В качестве подопытного образца выступил лёгкий танк M2A1, первый серийный американский лёгкий танк 30-х годов. В отличие от двухбашенных M2A2 и M2A3, их предшественник имел одну двухместную башню, обладавшую вполне достаточным объёмом, чтобы поставить в неё пушку.
Работы по созданию истребителя танков на базе лёгкого танка M2A1 были инициированы Пехотным Департаментом 9 октября 1936 года. Машина, которую классифицировали как средство поддержки танков, получила 47-мм полуавтоматическую пушку Browning. Фактически это была та же 37-мм полуавтоматическая пушка, только с увеличенным калибром. Впервые её установили на средний танк T2. Как и 37-мм версия, эта пушка питалась от пятизарядных обойм.
Самоходную установку построили в июле 1937 года в Форт-Беннинг, штат Джорджия. Впрочем, слово «построили» в данном случае звучит громко. Была сильно переделана штатная башня, получившая ряд элементов, изготовленных из неброневой стали. Башня лишилась крыши, а вместо пулемётной установки поставили 47-мм пушку, прикрытую спереди массивной маской. В остальном же машина осталась идентичной базовому Light Tank M2A1.
Начались испытания, в ходе которых оценивались возможности машины в качестве средства уничтожения вражеских противотанковых орудий и бронетанковой техники. Увы, результаты испытаний оказались неудовлетворительными. Выяснилось, что бронепробиваемость 47-мм пушки едва превышает 30 мм на дистанции 728 метров. На тот момент такая бронепробиваемость ещё считалась достаточной, но военные ясно понимали, что это ненадолго.
Как раз в это время шла разработка 37-мм пушки M3, которая по пробиваемости значительно превосходила 47-мм орудие. Идею с САУ поддержки танков забросили. Но концепция использования танкового шасси и открытой сверху башни американским военным приглянулась.
Слишком большая пушка
К концепции истребителя танков американские военные вернулись в конце 1941 года. Работы развернулись по нескольким направлениям, причём не только по шасси, но и по типу орудий. 37-мм пушка M3 получилась достаточно мощной и вполне подходила на роль средства борьбы с вражеской бронетехникой. Этим орудием решили вооружить лёгкие колёсные и гусеничные истребители танков.
Кроме того, в американской армии было много 75-мм полевых орудий M1897 — местной версии французской Canon de 75 mle.1897. Несмотря на то, что орудие порядком устарело, оно оставалось вполне подходящим для борьбы с танками.
Наконец, как противотанковое средство стали рассматривать и 76-мм зенитную пушку M3. На основе этого орудия неплохой баллистикой американцы создали противотанковую пушку M5. Оно в итоге и стало танковым. Им же оснащались американские лёгкие и средние истребители танков. Получилось это, впрочем, далеко не сразу.
Первоначально базой для создания 76-мм противотанковой САУ выбрали шасси на базе 7-тонного тягача фирмы Cletrac, получившего в феврале 1941 года название M2 High Speed Tractor. Работы над САУ начались в декабре 1940 года, а в ноябре 1941 года машина, получившая индекс T1 Gun Motor Carriage, вышла на испытания. Получилась довольно шустрая самоходная установка, развивавшая максимальную скорость 60 км/ч.
Военные были настолько ею довольны, что уже в январе 1942 года стандартизировали как M5 Gun Motor Carriage. Планировалось организовать её серийное производство, но по ряду причин оно так и не началось. Процесс доводки M5 GMC до необходимых требований растянулся. А пока шли доводочные работы, на испытания вышла средняя САУ T35 GMC, созданная на базе среднего танка M4. Перед этой машиной у M5 GMC было лишь одно преимущество – скорость. При этом у лёгкой САУ броня существовала лишь в виде орудийного щита, угол горизонтального обстрела был сильно ограничен, а боекомплект недостаточен. В результате дальше опытного экземпляра работы над M5 GMC так и не продвинулись.
Ещё до выхода T1 GMC на испытания была запущена программа по разработке 76-мм противотанковой САУ на базе лёгкого танка M3. Проект M20 Gun Motor Carriage, начатый в сентябре 1941 года, предусматривал создание лёгкого истребителя танков с низким силуэтом. Использование уже налаженного в производстве лёгкого танка в качестве базы означало быстрый срок запуска производства новой САУ.
Поскольку Light Tank M3 оснащался радиальным двигателем Continental W-670, имевшим большие габариты, было принято решение использовать вместо него автомобильный мотор. В качестве подходящей силовой установки предполагалось использовать спарку V8 Cadillac 42-series объёмом 5,7 литров. Благодаря такому решению T20 GMC получался ниже машины, на базе которой он проектировался. Проект, впрочем, прожил недолго. В октябре 1941 года состоялась конференция, посвящённая вопросу развития самоходной артиллерии. В ходе обсуждения военные пришли к выводу, что шасси лёгкого танка M3 не подходит для использования 76-мм зенитной пушки. Проект прикрыли. Впрочем, к использованию базы лёгкого танка M3 вернулись довольно быстро.
В декабре 1941 года Комитет по Вооружению представил эскизный проект установки переделанной башни среднего танка M4 на шасси лёгкого танка M3. Это соответствовало решению конференции по САУ, согласно которому максимально возможным орудием для базы лёгкого танка M3 считалась 75-мм пушка M1897. Устанавливавшаяся в средних танках M3 и M4 75-мм пушка M3, собственно говоря, и являлась развитием M1897. Проект, получивший обозначение T29 Gun Motor Carriage, был закрыт в апреле 1942 года в виду слабого интереса к нему, но уже в мае того же года была инициирована разработка самоходной установки, представлявшей собой установку 76-мм пушки на базу лёгкого танка M3.
Первый вариант машины, получившей индекс T50 Gun Motor Carriage, представлял собой развитие идеи T29 GMC. На подготовленное необходимым образом шасси лёгкого танка M3 устанавливалась башня, здорово напоминающая таковую у M4. Разумеется, башню сильно переделали: помимо снижения толщины брони, она лишилась части крыши и кормы. Теоретически, при установке 76-мм пушки в башне должно было оставаться место для командира/наводчика и заряжающего. Второй вариант, датированный концом июня 1942 года, предусматривал установку того же самого орудия без башни, при этом углы горизонтального наведения ограничивались 15 градусами в каждую сторону. Предлагаемая установка здорово напоминала ту, что устанавливалась на T1 GMC. Хотя на проектном чертеже щитовое прикрытие отсутствовало, оно наверняка появилось бы, если подобную машину решили бы строить в металле.
Эти проекты также оказались отвергнутыми. Обе версии T50 GMC имели слишком высокий центр тяжести. Кроме того, военные вновь справедливо указали на то, что для столь небольшого шасси 76-мм зенитное орудие слишком большое и мощное. Второй вариант установки зенитного орудия к тому же обеспечивал бы слишком низкую манёвренность огня, а это, в свою очередь, уже стало одной из причин закрытия проекта T1/M5 GMC.
В июле 1942 года автомобильная фирма Buick изготовила опытный образец 57-мм САУ T49 GMC. Эта машина не имела ничего общего с лёгким танком M3, и её дальнейшее развитие привело к созданию лёгкой САУ T70 GMC, более известной как M18 GMC, или Hellcat. Даже на фоне T49, которая военным не очень понравилась, концепция T50 выглядела ущербной и лишённой перспектив.
Попытка №3
Неудача с проектами T29 и T50 не означала, что на идее создания 76-мм САУ на базе лёгкого танка M3 окончательно поставили крест. Работы продолжились, хотя базу всё же пришлось поменять. В сентябре 1942 года American Car & Foundry Co. начала выпуск более совершенного танка, получившего индекс Light Tank M3A3. Шасси осталось тем же, но корпус и башню полностью переделали. Именно база M3A3 стала основой для создания очередной самоходной установки. Впервые о новой машине заговорили в Комитете по Вооружению 13 августа 1942 года. Тогда в Управление был представлен эскиз установки 76-мм орудия на лёгком танке с размещением вооружения в кормовой части машины. Подобную схему решили использовать по результатам испытаний 76-мм САУ T1 GMC. Идею, предложенную American Car & Foundry Co., одобрили, и 16 сентября 1942 года Комитет по вооружению инициировал разработку новой САУ. Так, с третьей попытки, работы по созданию противотанковой самоходки на шасси лёгкого танка M3, дошли до практической стадии.
Для проверки различных вариантов силовых установок было запущено два параллельных проекта. Друг от друга машины, получившие индексы T56 GMC и T57 GMC, отличались исключительно двигателями. T56 GMC получила 288-сильный Continental W-670 12-series, форсированную версию штатного мотора лёгкого танка M3A3. Второй вариант САУ, получивший индекс T57 GMC, был оснащён 400-сильным двигателем Continental R-975-C1, который устанавливался на среднем танке M4. В связи с установкой более мощного мотора воздухоочистители пришлось выносить наружу корпуса.
Конструкция, которую разработали инженеры American Car & Foundry Co., разительно отличалась от большинства американских САУ на танковом шасси. Аналогию можно провести разве что с M12 GMC, но эта машина всё же создавалась для стрельбы с закрытых позиций. В случае с T56/T57 речь шла о самоходной установке, главной целью которой являлись вражеские танки.
За основу самоходной установки взяли лёгкий танк M3A3, при этом шасси и носовая секция машины остались без изменений. Из-за кормового расположения орудия моторное отделение перенесли в середину корпуса. Сзади осталось место для орудийной установки, укладки боеприпасов и места для расчёта. Первоначально никакого щитового прикрытия расчёта орудия предусмотрено не было. Во время стрельбы сзади откидывалась специальная рампа, на которой и находился расчёт орудия. Одним словом, получился не высокомобильный истребитель танков, а фактически самоходная противотанковая пушка.
Первым был изготовлен T56 GMC, который в ноябре 1942 года доставили на Абердинский полигон. Начало испытаний сопровождалось небольшим конфузом. Дело в том, что боеукладка, рассчитанная на 40 выстрелов, полностью закрывала доступ к двигателю сзади. Для того, чтобы добраться до мотора, необходимо было для начала эту самую боеукладку демонтировать. Впрочем, ничуть не легче выглядело и обслуживание мотора сверху. Чтобы извлечь двигатель, следовало перед этим снять орудие. Обслуживание силовой обстановки для расчёта T56 GMC оказывалось весьма непростым занятием.
Размещение моторного отделения в центре машины стало причиной резкого снижения объёма отделения управления. Механику-водителю и его помощнику предстояло сидеть, согнувшись в три погибели. При этом, по сравнению с расчётом орудия, они ещё комфортно устроились. Ни на T56, ни на T57 сидений для расчёта обнаружить не удалось.
Ходовые испытания машины в объёме 190 километров показали высокую максимальную скорость 62,5 км/ч. С другой стороны, машина получилась сильно перегруженной в кормовой части. Огневые испытания лишний раз продемонстрировали разумность доводов Комитета по Вооружению о том, что база лёгкого танка M3 маловата для столь большого орудия. Каждый выстрел отбрасывал T56 GMC назад на 35 сантиметров.
В ходе испытаний сотрудники Абердинского полигона установили на T56 GMC орудийный щит. Здесь же, кстати, поставили и прицельные приспособления, поскольку с завода машина пришла без прицелов. В виду особенностей конструкции орудийной установки наводить её на цель приходилось двум членам расчёта.
T57 GMC прибыла на Абердинский полигон 8 декабря 1942 года. По результатам испытаний T56 на втором образце была несколько переделана установка орудия. С 17 декабря до 13 апреля 1943 года T57 GMC проехала 1419 километров. Благодаря значительно более мощному двигателю её максимальная скорость по шоссе достигала 80 км/ч, а по просёлочной дороге – 48 км/ч. Впрочем, это оказалось единственным преимуществом данной САУ. Проблемы, которые выявились на T56 GMC, никуда не делись.
7 января 1943 года Комитет по Вооружению выдал задание на изготовление 6 прототипов 76-мм САУ T70 GMC, представлявшей собой развитие T49 GMC. Как раз к окончанию ходовых испытаний T57 GMC была построена первая опытная T70 GMC, на фоне которой конкуренту похвастаться было нечем. При той же максимальной скорости и аналогичном вооружении САУ T70 GMC имела башню с круговым вращением. Неудивительно, что программу разработки САУ на базе лёгкого танка M3A3 тут же закрыли.
Источники и литература:
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.