Тридцать лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года, самолёты ВВС США нанесли серию ударов по Ливии. Несмотря на сравнительно небольшое число ударных самолётов, эта операция стала одной из самых сложных в истории, а дальность удара – уникальной. Каковы были предпосылки этой операции, как она проходила и к чему привела?
Напряжение нарастает
Отношения между Ливией и США накалялись с начала 80-х годов. Президента США Рональда Рейгана тревожило и укрепление связей Ливии с Советским Союзом, и претензии Ливии на главенство среди североафриканских стран, и возможность создания Ливией ядерного оружия (сейчас это может показаться смешным, но на середину 80-х эти страхи даже отразились в знаменитом фильме «Назад в будущее»), и война Ливии с Чадом. Особенное раздражение Рейгана вызывала поддержка Каддафи разнообразных террористических групп, боровшихся против Израиля и США. 27 декабря 1985 года группы палестинцев из организации Абу Нидаля обстреляли пассажиров в аэропортах Рима и Вены. В результате обстрелов погибло 19 человек, ещё более сотни было ранено. Вдобавок ко всему, ливийский лидер Муаммар Каддафи заявлял, что создаёт единый антиамериканский фронт – от Никарагуа до Северной Ирландии.
В 1973 году Ливия объявила, что залив Сидра в Средиземном море южнее 32°30′ северной широты принадлежит ей, и никому пересекать эту черту не позволено. С начала 1980-х, когда Ливия воевала в Чаде, в воздухе и на море у ливийских берегов регулярно случались стычки между ливийскими и американскими самолётами и кораблями.
В 1986 году США сосредоточили в Средиземном море большую группировку – три авианосца, ракетные крейсеры, включая «Йорктаун» (в советских источниках 80-х годов его даже называли атомным), спущенный на воду в январе 1983 года, и другие корабли, оснащённые новейшей системой ПВО «Иджис». Корабли США, ссылаясь на «свободу мореплавания», раз за разом пересекали запретную черту. 24–25 марта ливийский флот попытался наказать нарушителей, но игра шла «в одни ворота»: противокорабельные ракеты «Гарпун» и авиабомбы поражали ливийские ракетные катера и корабли раньше, чем они успевали нанести противнику хоть какой-то ущерб. Ливийские МиГ-25 пробовали сбить американские палубные F-14, но не смогли захватить цели.
Даже мощный зенитный комплекс С-200 не помогал – советские военные советники мрачно признавали, что 24 марта «встречи ракет произошли в зоне пониженной вероятности поражения», при этом ракеты пускались с дистанции 100 км и более, без учёта противоракетных манёвров, поодиночке – что было куда меньше норматива на поражение целей. Даже с очень большой натяжкой при моделировании дивизионы С-200 за три стрельбы «сбили» не более двух самолётов США – причём их обломки упали бы в море. Реальность, вероятно, ещё печальнее, поскольку США не признали ни одной потери. В тот же день палубный самолёт США под прикрытием помех выпустил с 60 км две новейшие противорадиолокационные ракеты HARM. Одна из ракет взорвалась в 8 метрах от кабины комплекса С-200, выведя из строя антенные системы и волноводы, вторая – пролетела мимо.
В борьбе против Ливии США старались привлечь на свою сторону и другие страны. Однако европейцы не спешили присоединяться к санкциям США против Ливии. Больше того, фирмы ФРГ и Франции поставляли в Ливию комплексы связи и ПВО – систему сбора и отображения информации «Телефункен», РЛС «Волекс», зенитные ракеты «Кроталь».
Разминка перед боем
5 апреля 1986 года в Западном Берлине взлетела на воздух дискотека, которую посещали американские военнослужащие. Погибло два американских солдата, турчанка, ещё 229 человек, включая 79 граждан США, были ранены. Судя по перехвату переговоров ливийского посольства, там как минимум были в курсе акции. Американская разведка в то же время докладывала о целой серии скорых терактов по всему миру против граждан США. Рейган получил желаемые доказательства – и приказал нанести удар по территории Ливии. Но чем?
От использования разнообразных сил спецназа отказались. Крылатые ракеты «Томагавк» или стратегические бомбардировщики В-52 тоже не годились – при неудаче их обломки могли оказаться в СССР, что повлекло бы за собой большой скандал. Оставалась обычная авиация морского и наземного базирования. Причём удар требовалось нанести ночью, чтобы снизить риск своих потерь, но максимально точно, чтобы не дать в руки Каддафи козырь в виде жертв среди мирного населения. Поэтому 6-й флот США мог выделить для такой работы лишь 20 штурмовиков A-6 – ни F/A-18, ни А-7 не подходили. Кроме того, передвижения флота было трудно скрыть от прессы. А если использовать бомбардировщики F-111, которые могут лететь на малой высоте, и нанести удар не с моря, а с тыла – со стороны суши?
Бомбардировке предшествовала тщательная и совершенно секретная подготовка, частью которой стала операция «Ghost Rider» (Призрачный наездник).
В октябре 1985 года полковника ВВС США Дейла Томпсона, командира авиакрыла F-111, размещённого в английском Верхнем Хейфорде, внезапно огорошили известием: менее чем через двое суток, 18 октября, его пилоты должны разбомбить учебный аэродром с заданными координатами. Сверившись с картой, Томпсон убедился, что цель лежит… у полуострова Лабрадор в восточной Канаде, по ту сторону Атлантики, почти в 5000 км от его базы. Лихорадочно работая, планировщики и техники успели подготовить самолёты и экипажи для невероятно сложной миссии.
Десять F-111E, несущих на борту от 8 до 12 учебных 500-фунтовых (227-кг) бомб Mk.82, вылетели в 4:25. Чтобы добраться до цели и обратно, им требовалось более 30 тонн топлива на самолёт – то есть, четыре дозаправки в воздухе. Горючее обеспечивали 17 (!) танкеров KC-10. После последней дозаправки бомбардировщики снизились до 400 футов (около 120 м). Можно только представить трудности ночного полёта над лесистыми горами Канады… Тем не менее, F-111 благодаря специальным радарам и опыту пилотов успешно вышли к цели и уложили в её взлётно-посадочную полосу более половины наполненных цементом бомб. Один из бомбардировщиков смог сбросить только одну бомбу, а с остальными ему пришлось лететь через Атлантику, предварительно с трудом разыскав танкер. Около 16:00 по местному времени операция завершилась.
«Каньон Эльдорадо»
Вскоре F-111 предстоял настоящий боевой вылет. Любопытно, что эта тренировка состоялась задолго до взрыва в Берлине – то есть, данный теракт послужил удобным поводом. В конце марта F-111 тренировались у Азорских островов в Атлантике.
Тем временем у побережья Ливии летали самолёты-разведчики EC-135, RC-135 и SR-71. За ливийской авиацией следили летающие радары E-3A. После тщательной подготовки и разведки настало время удара. Операция получила название «Каньон Эльдорадо».
F-111 стартовали с британских баз Лэйкенхит и Хейфорд вечером 14 апреля – 24 ударных F-111F и шесть самолётов радиоэлектронной борьбы EF-111A. В воздух поднялась и целая армада заправщиков – всего 41 KC-10A и KC-135. Шесть F-111F служили «дублёрами» на случай технических неисправностей основной группы и после первой дозаправки повернули обратно, как и один из самолётов РЭБ.
Поскольку Франция и Испания, хотя и входившие в НАТО, не дали разрешения использовать своё воздушное пространство, бомбардировщики летели «в обход» – через Бискайский залив, Гибралтар и Средиземное море. Вообще, использование силы против Ливии среди союзников США поддержали (помимо Британии, откуда и вылетели F-111) только Канада и Израиль.
Ночью с авианосца «Корал Си» поднялись 18 F/A-18A с противорадиолокационными ракетами HARM. Они должны были расчистить путь восьми штурмовикам А-6. С авианосца «Америка» стартовали шесть A-7E c ракетами HARM и Shrike, а также шесть А-6. С воздуха штурмовики прикрывались истребителями F-14. RC-135E перехватывали переговоры ливийской ПВО, EA-6B – ставили помехи, Е-2С «Хокай» следили за обстановкой в воздухе.
Палубные штурмовики с «Корал Си» ударили ракетами по включённым зенитным РЛС и накрыли кассетными бомбами авиабазу Бенина, уничтожив на стоянках четыре МиГ-23 и два вертолёта Ми-8. Ещё 12 МиГ-23, вероятно, были повреждены. А-6 с «Америки» разбомбили армейские казармы.
Когда F-111 пересекли побережье к западу от Триполи, они разделились на две группы. Пяти бомбардировщикам пришлось отказаться от удара из-за неполадок в прицельных системах. Оставшиеся самолёты заходили на цели с юга, держа высоту порядка 60 м и скорость 600–700 км/ч. Около полуночи первая группа из восьми самолётов атаковала 910-кг бомбами GBU-10 с лазерным наведением штаб-квартиру Каддафи в Эль-Азизии и тренировочный лагерь коммандос в Сиди-Билал. Несмотря на точность наведения, современными источниками США признаётся значительный «побочный ущерб». Вторая группа, пять самолётов, в один заход накрыла обычными фугасными бомбами Mk.82 военную часть аэродрома Триполи. Было уничтожено, по разным подсчётам, от трёх до шести Ил-76, один Боинг-727 и один транспортный G222 итальянского производства.
В 0:10 один из F-111 рухнул в море в 32 км севернее Триполи, оба члена экипажа погибли. Уже в 5:45 первые бомбардировщики начали приземляться на своих базах в Англии. В совокупности они преодолели за полёт туда и обратно более 14 000 км. Один из F-111 c перегревшимися двигателями сел в Испании.
Итоги
По плану 45 ударных самолётов должны были сбросить порядка 300 бомб и выпустить 48 управляемых ракет, но в реальности 35 самолётов отработали по целям, восемь до них не долетели, один самолёт был потерян и один промахнулся. Всего за 12 минут самолёты сбросили 60 тонн боеприпасов.
Для советских военных настала пора раздумий. Несмотря на 20 зенитно-ракетных бригад Ливии и предупреждение лично Каддафи от премьер-министра Италии, подавляющее большинство американских самолётов спокойно прилетело, отбомбилось и ушло без потерь. В системе ПВО выявилось множество недоделок. Зенитные комплексы практически не меняли позиций, а половина даже не оборудовалась в инженерном отношении. Радары не объединялись в единую систему, а при отражении налёта работали по несколько минут кряду, облегчая наведение ракет. И наоборот, часть станций наведения зенитных ракет просто не включалась из-за боязни поражения противолокационными ракетами. Многочисленные вполне современные истребители МиГ-25П, МиГ-23МЛД, МиГ-21бис и «Мираж» F1 вообще не поднимались в воздух, хотя, учитывая неготовность пилотов к групповым воздушным боям и ночным перехватам, толку от истребителей при налёте немногочисленных низколетящих целей, откровенно говоря, было бы немного.
Поразительно, но обе стороны заявили о своей победе. США показали всему миру возможности новейшей техники и оружия. Операции в Ливии стали ещё одним шагом к поднятию престижа их армии после поражения во Вьетнаме, а также дали ценнейший опыт как в тактике, так и в стратегии. Каддафи обличил агрессию США и выпустил 16 апреля две-три ракеты класса «Скад» по базе США на итальянском острове Лампедуза, которые благополучно упали в море. Ситуация вокруг Ливии успокоилась. Но лишь на время.
Источники и литература:
- Cooper Tom. Libyan Wars, 1980–1989, Part 4 (http://www.acig.info)
- Italy warned Libya of raid, saved Qaddafi’s life (https://thecockpit.wordpress.com)
- Libyan Missiles (http://www.globalsecurity.org)
- Phinney Todd R. Airpower versus Terrorism: Three Case Studies. Air University Press, 2012
- Thompson Warren. To the Bay and Back. Air Forces Monthly, May 2010
- Опыт боевых действий войск ПВО Ливии в марте-апреле 1986 г. – М.: ГШ ПВО, 1986
Комментарии к данной статье отключены.