Чтобы совершать дальние переходы, стоять ночью на страже и сражаться с противником в бою, солдат должен быть накормлен. Если пренебречь этим правилом — война может закончиться, даже не начавшись. Вегеций, крупнейший теоретик римского военного дела, писал: «Чаще войско губит недостаток продовольствия, чем битва, голод страшнее меча». Что же ели римские легионеры в походах и находясь на постое?
Средиземноморская диета
Основой средиземноморской системы питания в античности являлись злаковые сельскохозяйственные культуры, к числу которых относились пшеница-однозернянка, полба, ячмень, овёс, а также просо. В этих культурах содержится 8–14% белка, и его дефицит, как правило, восполнялся зернобобовыми (чечевица, горох, бобы, нут, люпин, вика), в которых доля белка составляет около 25%. Кроме зерновых и зернобобовых культур, заметная роль в питании римлян принадлежала овощам (капуста, свёкла, репа, морковь, тыква) и свежей зелени (лук, чеснок, сельдерей, салат, рута, кориандр). Даже в мелком крестьянском хозяйстве возделывался виноград, из которого давилось дешёвое вино для домашнего употребления. Ещё одной универсально распространённой культурой были маслины, плоды которых сушили, мариновали, а также выжимали из них масло невысокого качества. Из плодовых деревьев древние римляне выращивали яблони, груши, сливы, вишни, смоковницу.
Прекрасная картина утреннего завтрака крестьянина дана в приписываемый Вергилию небольшой поэме «Moretum». Герой её Симилл, пахарь малого поля, встав, размолол зерно и, замесив хлеб, сажает его в печь, «глиняной миской поверх накрывает и жар насыпает». Приправой к хлебу у него оказывается только кружок сыра, поскольку он человек бедный и потому «близ его очага не висели на крючьях для мяса окорока или туша свиньи, прокопчённая с солью». В огороде он набирает к завтраку растущий там чеснок, сельдерей, руту, кориандр и, подлив немного масла, стирает их в каменной ступке в единую плотную массу. Вместе с тёплым хлебом и сыром эта «толчёнка» (moretum) и составляет его завтрак.

Катон Старший приводит рецепты различных блюд, взятых им, очевидно, из крестьянского быта. Они включали ячменную и пшеничную крупу, овечий сыр, молоко и мёд. Из зерна варилась жидкая похлёбка наподобие супа, каша, выпекался хлеб или готовились сухари. Мясо, судя по этим рецептам, ели нечасто, однако с ростом благосостояния оно также появляется в рационе.
Военный хлеб (panis militaris)
Основу походного рациона у римлян, как и у греков, составлял хлеб (panis militaris). Он не портился на жаре, как мясо, рыба, овощи или фрукты, и его было легко достать, перевозить и хранить в больших количествах, невзирая на погодные или климатические условия. Во времена Полибия римский пехотинец получал в месяц довольствие в виде 26 кг хлеба. В некоторых случаях это могли быть сухари, особым образом выпеченные и высушенные. В эпоху Поздней империи такие сухари назывались буцеллатум (bucellatum). Однако гораздо чаще солдатам выдавалось зерно, которое они сами должны были молоть на ручных жерновах и выпекать на угольях. Получавшийся в результате хлеб грубого помола был более питательным и легче усваивался организмом в сравнении с дрожжевым белым хлебом.
Суточная норма потребления калорий для человека возрастом между 18 и 30 годами и весом 65 кг колеблется между 2990 и 3530 килокалориями в день в зависимости от уровня его физической активности. Калорийное содержание зерна пшеницы составляет примерно 3340 килокалорий на килограмм, ячменя – 3240 килокалорий на килограмм, проса – 3780 килокалорий на килограмм. Таким образом, для удовлетворения минимальной суточной потребности в калориях воин должен был потреблять примерно 1,2 кг хлеба. Это несколько больше того количества зерна на месяц, о котором писал Полибий, однако следует помнить, что солдаты питались не одним только хлебом. В их рацион входили также бобы, овощи, зелень, сыр, масло и другие продукты, объём которых, впрочем, мог значительно варьироваться в зависимости от времени.
Хлеб оставался основой военного рациона и в армии императорской эпохи. Теми же сухарями, что и его солдаты, питался суровый наместник Британии в 180–184 годах Ульпий Марцелл. Император Каракалла, стремясь заручиться симпатиями своих солдат, часто разделял с ними трудности военного перехода. На привале вместе с ними он также молол зерно и запекал хлеб, как о том рассказывает историк Геродиан:
«У него был простой стол. Случалось, что для еды и питья он пользовался деревянной посудой. Хлеб ему подавали своего изготовления, он собственноручно молол зерно, ровно столько сколько нужно было на него одного, замешивал тесто и, испекши на углях, ел».

Ели ли римские солдаты мясо?
Рассказ Аппиана о неудачной кампании Луция Лукулла в Центральной Испании зимой 151–150 годов до н.э. породил среди части историков ложное представление о том, что римские солдаты совсем не употребляли в походе мясо:
«Они страдали от необычайности местной пищи: у них не было вина, соли, уксуса, растительного масла; питаясь пшеницей и ячменем, большим количеством мяса оленей и зайцев, печеным без соли, они страдали расстройством желудка, и многие из них от этого умирали».
Следует, однако, обратить внимание на исключительное стечение обстоятельств, которое породило такую ситуацию. В схожем положении в 59 году н.э. оказались воины Гнея Домиция Корбулона, которым во время перехода по бесплодной каменистой местности в восточной части Малой Азии при недостатке воды пришлось утолять голод одним только мясом, быстро портившимся в условиях изнуряющей летней жары.
При обычном положении вещей мясо являлось частью повседневного рациона римской армии. Публий Сципион Эмилиан, в 133 году до н.э. наводя порядок в своей армии, разложившейся под стенами Нуманции, запретил, по словам Аппиана, всю посуду, кроме вертела, медного горшка и чашки. Солдаты должны были есть мясо, варёное или жареное. Кроме мяса, по словам Плутарха, солдаты должны были питаться хлебом и похлёбкой. То же самое сделал Квинт Метелл Нумидийский в 109 году до н.э., запретив солдатам употреблять в пищу мясо кроме насухо жаренного или варёного.
Император Адриан, сам сторонник строгой военной дисциплины, подражал своим предшественникам, как о том рассказывает его биограф Элий Лампридий:
«Сам среди их манипул он исполнял обязанности военного начальника, с удовольствием питаясь на глазах у всех обычной лагерной пищей, то есть салом, творогом и поской по примеру Сципиона Эмилиана, Метелла и своего приемного отца Траяна».

Национальный музей археологии, Неаполь
В римской армии существовал традиционный культ «дисциплины предков», сторонники которой считали своим долгом ограничивать рацион воинов, по крайней мере на время похода. Одним из таких полководцев был Авидий Кассий, который, по словам своего биографа:
«Во время похода запрещал воинам иметь при себе что-нибудь, кроме сала, солдатских сухарей и винного уксуса, а если находил что-либо другое, то подвергал роскошествовашего тяжелым наказаниям».
Похожие истории рассказывали также и о Песценнии Нигре:
«Он приказал, чтобы во время похода никто не пил вина, чтобы все довольствовались винным уксусом. Он запретил во время похода следовать за войском пекарям и велел воинам и всем прочим довольствоваться солдатскими сухарями. За похищение одного петуха он приказал отрубить голову десятерым воинам одного манипула, которые ели вместе этого петуха, похищенного одним, и он привёл бы этот приказ в исполнение, если бы не просьбы всего войска, которое угрожало чуть ли не мятежом. Пощадив осуждённых, он приказал, чтобы те десятеро, которые ели краденого петуха, заплатили за петуха провинциалу в десятикратном размере. Сверх того, он отдал приказ, чтобы в течение всего похода никто из воинов этого манипула не разводил огня, никогда не ел свежесваренной пищи, питался бы одним хлебом и холодной водой и назначил наблюдателей за выполнением этого приказа».

На квартирах
Вегеций в руководстве по военному делу даёт читателям подробные инструкции о том, как готовить город к осаде и как должны питаться осаждённые:
«При малейшем подозрении на подобного рода возможность землевладельцы должны старательно свезти в город все запасы продовольствия, чтобы у них самих было изобилие пищи, врагов же недостаток продовольствия принудил бы уйти. Не только свиней, но и всех животных, которых нельзя продержать в заключении, надо зарезать и засолить, чтобы, имея поддержку в мясе, можно было меньше тратить хлеба. Домашняя же птица, которая не требует расходов, кормится в городе и необходима для больных. Особенно нужно запасать фураж для лошадей; чего нельзя увезти, то должно быть сожжено; нужно собрать запасы вина, уксуса и разных плодов и яблок, чтобы ничего из того, что может быть использовано, не оставлять врагу».
В другом месте он даёт схожие наставления:
«Нужно всячески наблюдать, чтобы не было затруднений зимой в дровах и в фураже, летом в воде. Во всякое время не должно существовать недостатка в зерне, винном уксусе, а особенно соли…».
Хорошее представление о запасах продовольствия, которыми римская армия питалась на зимних квартирах, даёт перечень продуктов, который в 39 году до н.э. Ирод потребовал предоставить у самарийских общин: «хлеба, вина, оливкового масла, скота и всего прочего, чтобы его войско не терпело ни малейшего недостатка».

В условиях гарнизонной жизни добавлением к «походному пайку» являлись зелень, овощи, сыр, мясо различных сортов, оливковое масло и хорошее вино. Большинство необходимых продуктов поставлялось местными общинами в качестве взымаемых государством налогов. В случае нехватки припасов, вносимых таким образом, государство могло закупить необходимые продукты на рынке по фиксированным ценам. Наконец, активно использовалась частная благотворительность. Надпись из Македонии II в. рассказывает о человеке, пожертвовавшем на военные нужды 400 медимнов (1 медимн – около 50 литров) хлеба, 100 медимнов ячменя, 60 медимнов бобов и 100 мер вина.
В египетском папирусе, датируемом 199 годом, перечислены съестные припасы, которые местные жители были обязаны поставлять солдатам. Среди них – пшеничный хлеб, чечевица, ветчина, говядина, свинина, козлятина, вино и оливковое масло, необходимое для приготовления пищи, а также ячмень и другие разновидности фуража для лошадей и вьючных животных. Папирус из Оксиринха IV в. позволяет рассчитать рацион питания солдат, который включал 0,35 кг хлеба, 0,9 кг мяса, 1 литр вина и 100 г оливкового масла в день.

Важным источником пополнения мясной части рациона солдат являлась охота. Вегеций рекомендует набирать в армию охотников на оленей и кабанов. По надписям в составе армии известны охотники (venatores) и хранители зверинца (custos vivari). О военной охоте рассказывает в своём письме солдат какого-то вспомогательного отряда из египетской пустыни между Коптосом и Красным морем:
«Антоний Прокул Валериану. Начиная с месяца Агриппина до настоящего времени мы по приказу префекта охотимся на все виды диких животных и птиц. То, что мы добыли, мы отослали Цереалу, он отослал всё это, а также всё снаряжение, тебе…»
Известна также надпись Минициана, префекта алы из Вирдаля в Британии, который посвятил алтарь лесному богу Сильвану:
«Во исполнение обета за добычу огромного дикого кабана, которого не мог убить никто из ранее пытавшихся».
Наконец, при раскопках римских пограничных укреплений археологи регулярно находят в них в большом количестве и разнообразии кости диких животных, рыбьи кости и раковины моллюсков, а также косточки оливок, слив и винограда, которые привозились торговцами с юга и покупались у них военными.
Рецепты
В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 реконструкторов предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяжённостью около 540 км. По результатам этого похода была написана книга «Легионы Августа. Римский солдат в археологическом эксперименте», в которой автор обобщил полученный им уникальный опыт. В книге предложен ряд рецептов римской походной кухни, взятых большей частью из римского кулинарного сборника Апиция.
Солдатский хлеб
Тесто для 1,5 фунтов хлеба замешивается из 500 г грубой пшеничной муки, 300 г подогретой воды, 20 г соли и 20 г дрожжей. По возможности, в тесто добавляется измельчённый лук, а также мёд. После замешивания тесто оставляется на 20 минут в закрытой посуде рядом с огнём, чтобы оно поднялось, затем оно вновь интенсивно взбивается и запекается в закрытом горшке или на большом плоском камне в зависимости от объёма 30–50 минут.

Солдатская похлёбка
Для изготовления похлёбки берётся 2 л воды, 500 г пшеничной муки, 1 столовая ложка соли, половина столовой ложки чёрного перца, 1 луковица, 3 зубца чеснока, 50 г нарезанного кубиками сала, 100 г нарезанной кубиками говядины. Всё это помещается в бронзовый горшок, перемешивается и варится на открытом огне примерно 45 минут.
Праздничный напиток
Наконец, рецепт напитка (conditum paradoxum), который пили во время торжественных застолий. Для его приготовления следует взять 2 л сухого белого вина, по возможности приправленного по-гречески смолой, 500 г мёда, 30 г растёртого чёрного перца, 10 лавровых листьев, 10 г шафрана, 5 размоченных в вине фиников. Пол-литра вина и мёд смешивают в большом горшке и доводят до кипения, снимают пену, добавляют перец, лавр, шафран и очищенные от косточек финики, затем убирают с огня, доливают остальное вино и подают на стол в охлаждённом виде.
Литература:
- Ошеров. С. А. Крестьянский быт в поэме Moretum / Быт и история в античности. Под ред. Г. С. Кнабе. – М.: Наука 1988 – c.114 – 124.
- Гнабе Г. С. Римский обед. / Избранные труды: теория и история культуры. – М. РОССПЭН, 2006 – с. 517–541.
- Уотсон Дж. Римский воин. / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2010 – 189 с.
- Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. М.: Молодая гвардия, 2008 – 420 с.
- Davies R. W. The Roman Military Diet // Britannia 1971, Vol. 2, p. 122–142
- Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. Mainz am Rhein, 2003. – 342 S.
Широко известны евангельские строки о том, что римские воины подают распятому Христу губку, намоченную в уксусе. Получается, что они предложили Христу для утоления жажды своё обычное питьё - винный уксус или поску?
видимо, Вы хотели сказать килокалорий
п.с. спасибо за статью
Или в экстренных ситуациях (быстрый переход) просто использовали сухой паек (как и сейчас), а норме все же были военные пекари и готовили сразу на все войско?
P.s. были технические описания, они до нас даже дошли, но это не технические документы, а скорее что-то вроде конспекта лекций. Немного сомневаюсь, что это был столь уж распространенный жанр литературы и что в архивах легионах такое хранилось пачками. А вот в больших библиотеках, да, хранилось.
Что касается сооружения машин при осаде, например, то вот на этот случай и нанимали специалистов. А кроме того, многие машины в готовом виде хранились на складах десятки, чуть ли не сотни лет, а сооружать приходилось в общем-то лишь насыпи, да башни, что в общем не столь уж сложное дело.
Разобраться бы как они военные корабли строили при такой-то организации :-)
Хранение готовых тяжёлых осадных машин десятилетиями на складе - это конечно здорово. Но сохранять деревянные конструкции и канаты в должном состоянии в режиме хранения так долго - практически не возможно. Да и люди, к сожалению, со временем не меняются. Разгильдяйство складского персонала, нарушение режима хранения - явление встречающееся во всём мире повсеместно, в каждой армии.
А про документацию легионов... Как тут модно, ссылку не приведу. Просто несколько лет назад на канале Дискавери смотрел фильм, про Древний Рим. Там был приведён такой факт: при раскопках военного лагеря в районе вала Адриана, была обнаружена, говоря попросту - помойка. Выбрасывали они туда не нужный хлам. И там было найдено огромное количество записей бытового назначения. А среди них, к удивлению археологов, огромное количество документов, относящихся, выражаясь современным языком, к документации по боевой подготовке. Видимо любая армия, как только она встаёт на постоянные квартиры и переходит в режим мирного времени начинает топить себя в бумагах.) Так что гарантированно имели римляне в легионе документацию по сооружению осадного парка, понтонных и свайных мостов, насыпей (как видно из материалов раскопок, даже эти насыпи не совсем просты, как думается - создавались слоями, имея ячеистые прослойки, для прочности).
Насчет механизма найма этих специалистов... Собираясь в Галлию и зная, что там будет жарко, Цезарь нанимает штат инженеров, врачей, землемеров, картографов и кто там ему еще может понадобится на весь срок войны. А вот что бывало в годы затишься, когда не было войн - сказать сложно. Какие-то специалисты были, но думается не уровня Галена или Аполлодора из Дамаска.
Заметим, что все описания технических работ римлян в основном известны в контексте описания военных действий, когда эти специалисты были наготове.
Насчет как это все строилось, нужно смотреть практики XIX века и ранее, когда государственное вмешательство минимально и очень многое зависит от частной инициативы и рынка. Вот вы инженер. Вы находите застройщика и делаете ему проект. Он находит бригадира и тот приводит рабочих. Также ищутся поставщики и т.д. Вы строите дом и получаете за это жалование. Постройка закончена - до свидания и ищете нового застройщика. Так все происходит в большом городе. А где-нибудь в глубине провинции, где дефицит инженеров (они там редко встречаются как вид), застройщик пишет наместнику провинции, прося порекомендовать ему соответствующего человека, тот или рекомендует кого-то знакомого или обращается к военным, которые присылают своего смежника. Как-то так.
Если Вам интересны технологии античности, очень рекомендую ЖЖ http://aldanov.livejournal.com/ Автор его уже не продолжает, но там просто кладезь полезной и редкой информации.
"В паёк легионера входили: сухари на три дня, свежий хлеб, сало, твёрдый сыр, чеснок, немного свежего мяса. Кроме того, каждая группа из восьми легионеров (контуберналии, имевшие общую палатку) имела свою сковороду, что позволяло им жарить себе еду даже в походе" (http://resourcesforhistory.com/Roman_Food_in_Britain.htm)
"В паёк легионера входили: сухари на три дня, свежий хлеб, сало, твёрдый сыр, чеснок, немного свежего мяса. Кроме того, каждая группа из восьми легионеров (контуберналии, имевшие общую палатку) имела свою сковороду, что позволяло им жарить себе еду даже в походе" (http://resourcesforhistory.com/Roman_Food_in_Britain.htm)
Наверно самое правильное объяснение - отсутствие при таком подходе "тыловых крыс" :) Каждый воин - он же и пекарь и сапер и строитель. Тем более, "линии фронта" тогда не было, каждый легион должен быть достаточно мобильным и укомплектован максимальным кол-вом бойцов, а не "тыловыми крысами".
Что до тыловых крыс, то ваша идея не верна в корне. При римских легионах формировались подразделения ремесленников. Назывались они фабрикаты. Они в бою не участвовали, а выполняли различные работы.
Про линию фронта вообще ахинея какая-то.
Может причина то в другом? И вместо того, что бы писать про ахинею, лучше сначала подумать?
Чем войны (даже времен Наполеона) отличались от Первой мировой?
Почему легион не мог иметь на марше полевую кухню, а в Первой мировой полевые кухни - это была норма? Хотя, по вашим словам, это не выгодно.
После средневековья это Новое время, Ренессанс, короче 16 век. Правят бал в это время различного рода ландскнехты, швейцарцы и кондотьеры. Их походный быт в литературе описан. Наемников всегда сопровождали в обозе маркитантки (жены, проститутки и т.д.), которые переносили часть скарба, стирали одежду, готовили еду, готовили еду, еду своим мужикам готовили... И никакого централизованного приготовления пищи.
А еще в обозах были всякие товарисчи с передвижными печками (печки на тачках) которые за некоторую мзду предоставляли эти печи воякам для приготовления хлеба.
Но вы по всей видимости киваете не на это время а на позднее, когда появилась такая штука как пятипереходная система. Смысл ее был в том, что по пути следования армии на удалении в пять дневных переходов, в населенных пунктах разворачивали хлебные пункты, куда на склады направлялось зерно, где на мельницах оно перемалывалось и где круглосуточно выпекался хлеб для армии в таком рассчете, что бы солдату хватило на пять дней.
Таким образом, печей для массового производства хлеба никто не возил в обозе, для централизованного снабжения продовольствием использовалась инфраструктура поселений.
Если вы не понимает чем отличались войны ПМВ и времен Наполеона, я тут бессилен. Вам поможет Ганс Дельбрюк и усиленная военноисторическая терапия, путем прочтения книг.
2. Римские солдаты ели не только хлеб. Мясо тоже был в их рационе. Каждый на угольке жарил куриную ножку? Или все же экономически выгодно жарить всем вместе на одном костре?
Слова про "проблемы с логистикой" у римлян - даже не смешно.
Есть же прямая ссылка из вики "Кухня_Древнего_Рима" - "В паёк легионера входили: сухари на три дня, свежий хлеб, сало, твёрдый сыр, чеснок, немного свежего мяса. Кроме того, каждая группа из восьми легионеров (контуберналии, имевшие общую палатку) имела свою сковороду, что позволяло им жарить себе еду даже в походе" (http://resourcesforhistory.com/Roman_Food_in_Britain.htm)
Ваш набор риторических вопросов примечателен, но никакого смысла в жарке слона для легиона на одном костре мягко говоря не очевидна. эт раз.
Если вы немножечко внимательнее посмотрите на картинку вверху, то увидите ручную мельницу. Не ветряную, не водяную, а маленькую ручную, на группу человек из 10. А если еще дадите себе труда подумать и сопоставить такие процессы как помол зерна и выпечку хлеба, то можете внезапно прийти к верным выводам.
Не спорю логистика римлян была налажена неплохо, однако если вы полагаете, что она позволяла римлянам тащить что угодно, куда угодно и как угодно быстро, вы плохо ориентируетесь в том вопросе, о котором беретесь рассуждать.
ссылка хорошая, пусть даже и на вику. однако позволю себе коротенькую ремарку: говоря о легионерах мы говорим о людях, которые существовали столетиями, в разных подразделениях, в разных местностях и в разных условиях. У римлян не было утвержденного ИРП, и пища в "вещмешке" легионера от случая к случаю различалась весьма и весьма.
Для мышц нужно не так уж много белка. Около 1 г в сутки для поддержания мышечной массы. Причем растительный белок он конечно хуже, чем животныйй, но тоже вполне себе белок, ахинее из качковских журналов про то, что растительный белок можно не учитывать верить не стоит, ибо замешано все это на продаже протеина ))))
Нет их там. Смотрите хотя бы Википедию, или этикетку на бутылке ))))
Кстати, а не доводилось ли Вам читать в педивикии статью о римской кухне? Мне она показалась достаточно познавательной, но, имея дело с этим ресурсом, всгда приходится быть несколько скептичным.
Что до аскетизма римских принцепсов, то, насколько я помню по труду Монтанари, римская "аграрная этика" традиционно возводила в добродетель умеренное мясоедение или отказ от оного и порицала тех императоров, кто налегал на мясцо. Особенно это касалось тех, кто имел неиталийское (или "не-метропольное") происхождение, вроде того же Каракаллы или его отца Септимия Севера. Более того, даже упор на фрукты мог создать репутацию "ужасного лакомки".
Ммм.. я вот об этой статье. Вроде как раз об античной эпохе.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%85%D0%BD%D1%8F_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0
А за рекомндации по чтению большое спасибо.)
Я вот сильно насчёт перца сомневаюсь. Он вроде много позже появился. Поправьте, если я ошибаюсь.
По сравнению даже со сдачей на краповый берет в ВВ, где пробегают половину эттого расстояния в броне, это пустяки.
У евреев в спецвойсках какой=то там берет дают за марш по пусттыне в 90 км в течение суток.
Сначала просто пробегают, потом появляются задания и всякие допупражнения.
Так что для выпонения зачетного задания недостаточно тупо пробежать, там еще приходится ползти по-пластунски, идти гусем, идти на коленях в гору, преодолевать огнештурмовую полосу, выполнять различные атлетические упражнения типа отжиманий "морпеха" и подноса ног к груди и т.д. и причем все это в броне.
Добавим к этому то обстоятельство, что римляне топали по мощеным дорогам, а ребята с Отряда бегут - ползут по грязище и по неровной, пересеченной местности.
По сему полагаю физуха сегодняшних "спецназов", да и просто хорошо подготовленных частей, превосходит легионерскую.
Про 60 км. Вот это как раз один из единичных случаев, нечто экстремальное, а не повседневность. При этом насколько я помню, легионеры перед этим хорошенько разгрузились, оставив значительную часть походного имущества.
// В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 реконструкторов предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяженностью около 540 км. //
Англичане в конце 90-ых - начале 2000-ых очень похожее сделали - набрали 10 гражданских добровольцев под командование отставного армейского сержанта и при поддержке пары профессоров-историков вручили им всяких вещей, которые полагались римскому десятку по документам/археологии. Акцент делался на полевой службе, вьючной скотины, емнип, не было, маршей было относительно немного, но таскали на них все что полагается, еду готовили из выданых продуктов сами, всегда "строили" свою часть "общего лагеря". Несмотря на житье без крыши над головой и отвратительную погоду от эксперимента устранился всего один доброволец. Время - две недели. К сожалению, не помню отдельный это был документальный фильм или часть какого-то цикла.
Ну и немаловажный момент - вино и винный уксус использовались для дезинфекции питьевой воды.