Древний Египет обычно считается сухопутной державой, однако в эпоху Древнего и Среднего царства флот играл весьма значительную роль в его жизни. В это время именно флот, а не армия являлся ядром египетской военной организации. Служба во флоте считалась престижной в среде аристократов и привлекала даже лиц царской фамилии. Посредством кораблей подданные фараонов взаимодействовали с окружавшим их страну миром и время от времени отражали исходившую оттуда опасность. Посмотрим, что из себя представлял египетский флот и каких успехов он добился.
Лодки и корабли
Нил всегда был главной транспортной артерией Египта. Река протянулась примерно на 900 км от Средиземноморского побережья до первых порогов в районе нынешнего Асуана. Нил сильно облегчал перевозку больших грузов, групп людей и их снаряжения из одной части страны в другую. Те, кто плыл из Верхнего Египта в Нижний, пользовались речным течением, чья скорость до завершения строительства Асуанской плотины в 1971 году достигала 1 морского узла (то есть 1,8 км/ч) при низкой воде весной и увеличивалась до 4 узлов при разливе осенью. Тот, кто плыл в обратном направлении, преимущественно пользовался парусом. По этой причине иероглиф «путешествие на север», даже в случае выбора сухопутного маршрута, представлял собой лодку с убранной мачтой, тогда как иероглиф «путешествие на юг» изображал лодку под парусом.
Согласно документам, путешествие из Мемфиса в Фивы продолжалось 13 дней, а обратный путь занимал 20 дней. Таким образом, в день судно с экипажем могло проходить от 20 до 50 км. Плаванье совершалось в дневное время, поскольку берега реки изобилуют песчаными и илистыми отмелями. Дозорные на носах кораблей должны были следить за этими препятствиями, а также за стадами гиппопотамов, которые могли представлять серьёзную опасность для судоходства.
Историю судостроения в Египте можно отследить по изобразительным памятникам и археологическим материалам вплоть до неолитической эпохи. Глиняные модели лодок, относящиеся к Бадарийской культуре (4500–3250 годы до н.э.), представляют собой утлые сооружения из скреплённых вязанок тростника, а в движение их приводили гребцы при помощи вёсел. При необходимости таким способом можно было создавать довольно крупные суда. Любопытной реконструкцией является построенная норвежским исследователем Туром Хейердалом в 1969 году папирусная лодка «Ра-II». Она имела 12 м в длину и 5 м в ширину. На её изготовление пошло примерно 12 т папируса.
С объединением страны около 3100 года до н.э. суда превратились в важнейший символ зарождающегося государства, поскольку использовались для перевозки военных отрядов, сбора и транспортировки налоговых поступлений, а также множества других подобных функций. Резное рельефное украшение рукояти ножа из слоновой кости из Джебель-эль-Арака в Верхнем Египте, которое датируется примерно 2900 годом до н.э., является древнейшим на сегодняшний день изображением десантной операции. На нём мы видим бритоголовых воинов с булавами и дротиками, которые высаживаются с лодок с высоко загнутыми носами и кормой.
Начиная с эпохи Древнего царства (около 2707–2150 годов до н.э.) египтяне начали отправлять торгово-военные экспедиции на сопредельные территории, в Нубию, на Синайский полуостров и в Палестину. Одна из главных причин отправки этих экспедиций состояла в дефиците ресурсов в самом Египте, в том числе хорошего дерева для строительных работ, которое приходилось импортировать с территории современного Ливана. Торговля обычно осуществлялась через крупнейший восточносредиземноморский порт Библос. Показателем его значения является египетский термин для обозначения морского судна kbnt — буквально «корабль из Библоса», даже если он плавал по Красному морю. Одно из наиболее ранних свидетельств такого рода торговли принадлежит фараону IV династии Снофру (2613–2589 годы до н.э.), который в торжественной надписи упоминает о прибытии 40 кораблей с кедровыми брёвнами. На рельефах из заупокойного храма фараона V династии Сахура (2487–2475 годы до н.э.) из Абусира представлена сцена прибытия флота — также, по-видимому, от берегов Ливана. На это направление указывают захваченные в качестве пленников типичные по внешности азиаты и привезённые в качестве добычи медведи.
С правлением Сахура связано также первое официально задокументированное сообщение о египетском плавании в отдалённую страну Пунт в Восточной Африке. При этом момент установления контактов относится к ещё более раннему времени, поскольку первое упоминание о «золоте из страны Пунт» датируется временем правления фараона IV династии Хеопса (2589–2566 годы до н.э.). Отправленная в Пунт экспедиция вернулась, привезя с собой огромные богатства: 80 000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины.
В период Среднего царства (2040–1783 годы до н.э.) такие экспедиции стали обычным делом. Для их осуществления египтяне использовали корабли, которые в разобранном виде перевозили через Восточную пустыню к побережью Красного моря и уже здесь вновь собирали и спускали на воду. Крупнейшая экспедиция в Пунт была снаряжена уже в Новое царство (1550–1069 годы до н.э.) по приказу царицы XVIII династии Хатшепсут (1490–1468 годы до н.э.). Произошло это около 1482 года до н.э. В экспедиции участвовали пять больших кораблей и 210 матросов. Подробности этой кампании представлены на рельефах заупокойного храма царицы в Дейр эль-Бахри.
Армия и флот
Стиль ведения египтянами войны в долине Нила значительно отличался от того, который они практиковали в эпоху Нового царства в Палестине и Сирии. Тогда ядром армии являлся флот, корабли которого использовались для быстрой транспортировки войск и вывоза захваченной добычи обратно в Египет. Уна, вельможа и военачальник, служивший трём фараонам VI династии (2400–2250 годы до н.э.), в своей биографии описывал, как использовал корабли для высадки своих военных контингентов:
«Доложили, что бунтари были среди этих чужеземцев на Газельем Носу. Я переправился на судах с этими отрядами и пристал у высоких отрогов горы севернее страны бедуинов, причём целая половина этого войска [шла] сухопутным путём. Я пришёл и захватил их всех. Были перебиты среди них все бунтари».
Неизвестно, были ли военные корабли сосредоточены в столичных областях или располагались по всей стране. Надпись свидетельствует о том, что в Висе при Сенусерте I (1956–1911 годы до н.э.) стоял значительный военный флот. Ещё больший должен был находиться в царской резиденции на севере. Памятники, в том числе гробницы военных матросов, разбросаны по всему Египту. Чиновники на местах подчас совмещали административные и флотские должности.
Структуру флотского командования можно представить на основе ряда дошедших до нас биографий. Одна из наиболее подробных принадлежит Хусебеку и известна из эпитафии в его гробнице в Эль-Араба. Начав службу рядовым солдатом, Хусебек выдвинулся при Сенусерте III (1878–1841 годы до н.э.) и был зачислен в царскую гвардию, где в конечном счёте дослужился до офицерского чина. После этого, возможно, ещё при жизни своего покровителя, он получил чин «великого наставника городского полка». Это звание он носил в начале нового правления, когда начал сооружать для себя гробницу в Эль-Араба. На девятом году правления Аменемхета III (1844–1797 годы до н.э.) Хусебек значился уже «наставником судовой команды властителя» в Семне. Эта последняя ступень карьеры выглядит как повышение и является отражением того престижа, которым в эпоху Среднего царства в сравнении с армией пользовался флот. Таким образом, Хусебеку удалось дослужиться до высшей ступени флотской карьеры.
В гражданском флоте над должностью «наставника судовых команд» стояли ещё «начальники кораблей», выполнявшие роль командиров отдельных флотилий. Однако в военном флоте командиры отдельных кораблей подчинялись непосредственно царю. Точно так же гвардия, разбитая на отряды с отдельными офицерами во главе, не имела особого командующего — это делалось для того, чтобы не дать ей возможности стать между дворцом и государством. Флот — основная военная сила в эпоху Среднего царства — был, таким образом, на положении гвардии и, как и она, целиком находился в ведении царя и его ближайших сановников. Высший из них, «верховный сановник» (ttj), первый помощник царя в управлении страной, непосредственно сносился с командирами кораблей и мог рассматриваться как фактический начальник флота.
Особое положение флота делало флотскую службу привлекательной для знати, которая армейскими чинами обычно пренебрегала. Если ряды армейских офицеров обычно пополнялись за счёт выходцев из числа рядовых солдат, то среди флотских, особенно с XIII династии (1803−1639 годы до н. э.), встречаются дети высшей знати и даже члены царской фамилии. Капитанами кораблей были Секемхаб, женатый на дочери царя, сын царевича Эфнаи, а также Рансонб, сын капитана Рансонба, женатый на дочери царя и сам царского рода. Об имущественном положении флотских офицеров известно немного. Хусебек ещё в молодости, служа в гвардии, получил награду в 160 голов челяди, но мы не знаем, как увеличилось его богатство к тому времени, когда он стал капитаном. Ещё один его сослуживец, судя по надписям в гробнице в Энхабе, имел много зерна, скота и 41 голову челяди из «рабов царя».
Флотская организация, как видно, считалась образцовой и пользовалась преимуществом перед армией. Флот составлял основную силу египетской армии, её «царское войско». Эта своего рода гвардия, непосредственно подчинявшаяся царю, действовала в равной степени искусно как на воде, так и на суше. Её отличали максимальная мобильность, отборный характер воинов и гибкость управления. Пешее войско при этом рассматривалось только в качестве усиления флота. Не исключено, что в сравнительно небольших акциях флот мог обходиться и без армейского контингента. В походе войско рассредоточивалось по кораблям, команды которых становились основой отдельных отрядов. Вся армия, таким образом, разом превращалась во флот и могла называться поэтому jzwj, то есть «корабельная команда».
Судостроение
Египетские судостроители использовали различные инструменты, включая пилы, топоры, тёсла и стамески. Импортируемый ливанский кедр, сосна, кипарис были предпочтительны для церемониальных и морских судов, но для строительства более многочисленных грузовых судов использовалась древесина тамариска и акации местного происхождения. Доски, из которых собирались суда, выпиливались из коротких стволов с использованием естественной кривизны дерева.
Как и большинство кораблей древности, египетские суда строились, начиная с корпуса. Доски обшивки скреплялись одна с другой встык при помощи выступающих шипов и соответствовавших им пазов. Изнутри швы между досками конопатились папирусом. Ни киля, ни шпангоутов не было. Для более жёсткой продольной связки судостроители использовали туго натянутый вдоль корпуса канат. Ещё один канат стягивал его верхнюю часть. Водоизмещение египетских морских судов достигало в среднем 60–80 т. При этом египтяне умели строить гораздо более крупнотоннажные суда для транспортировки строительных каменных блоков и обелисков.
Судно приводилось в движение большим прямоугольным парусом из папируса или льняной ткани, который при попутном ветре поднимался на единственной мачте в середине судна. На древнейших изображениях представлена двуногая мачта, которая ведёт своё происхождение от больших папирусных лодок. На более поздних судах мачта делалась съёмной и при необходимости заваливалась на костыль, расположенный на корме. При нехватке ветра использовались вёсла с колышками-уключинами, расположенными вдоль планшира. Гребцы работали ими, сидя на индивидуальных скамейках-банках. Корабли Хатшепсут, изображённые на рельефах из Дейр эль-Бахри, имеют по 15 вёсел на борт, что даёт вполне реалистичную длину корпуса в 23 м. На ходу судно управлялось при помощи пары рулевых вёсел, расположенных в корме. На носу и на корме судна обычно имелись небольшие площадки, а в центре находилось помещение для пассажиров. Средняя скорость движения судна составляла, вероятно, 8 км/ч.
«Сказка о потерпевшем кораблекрушении», которая относится ко времени правления XII династии (1991−1802 годы до н. э.) Среднего царства, сообщает кое-какие сведения о численности экипажа: «Сто двадцать моряков были на борту, лучшие во всём Египте». Даже если это число преувеличено, можно предполагать, что оно относится к гребной команде, которая также могла выполнять солдатские обязанности. Аналогичным образом деревянные модели солдат из гробницы Месехти номарха Асьюта эпохи правления XI династии (2134 − 1991 годы до н. э.) состоят из двух групп копейщиков и лучников, каждая по 40 человек. Все они выстроены в два ряда по 20 человек, что соответствует базовой единице организации гребного экипажа судна.
Египтяне и «народы моря»
В конце эпохи Нового царства череда природных и политических катастроф в северной части Средиземного моря породила несколько последовательных волн массовых миграций, погрузивших весь регион в хаос и в конечном счёте докатившихся до Египта. Надпись на стеле из Таниса сообщает о набеге пиратов-шерданов, произошедшем на второй год правления Рамсеса II (1290–1224 годы до н.э.), то есть в 1289 году до н.э. В конечном итоге пираты были разбиты, а их остатки вошли в состав египетской армии в качестве элитного отряда наёмников. Всего тремя годами позже, в 1286 году до н.э., они участвовали в знаменитом сражении с хеттами при Кадеше. Это событие стало первым известием о «народах моря» и об исходившей от них угрозе. Желая предотвратить дальнейшие вторжения северян, Рамсес II построил ряд крепостей вдоль северо-западного побережья.
На пятый год правления Мернептаха (1213–1203 годы до н.э.), то есть около 1208 года до н.э., «народы моря» вновь явились к берегам Египта. В их число входили ахейцы (акайваша), ликийцы (лукка), этруски (турша), сикулы (шекелеш) и уже известные шерданы. Они договорились с восставшими ливийцами (техенну) и попытались организованно вторгнуться в Египет с северо-запада. На этот раз чужеземцы взяли с собой свои семьи, что наводит на мысль о том, что они собирались не просто грабить, а планировали здесь поселиться. Надпись Мернептаха, высеченная на стене храма в Карнаке, сообщает об упорном сражении, состоявшемся у города Периру в долине у Натровых озёр. В ходе шестичасовой битвы египтяне одержали решительную победу. Погибло более 6100 ливийцев и 2300 их союзников, 9300 человек были захвачены в плен. Таким образом, фараону удалось отразить первую волну вторжения.
Примерно 30 лет спустя, на пятый год правления Рамсеса III (1185–1153 годы до н.э.), то есть около 1181 года до н.э., на границу Дельты нахлынула вторая волна «морских народов». Как и в прошлый раз, они заключили союз с ливийцами и атаковали Египет с разных сторон. В ходе упорного сражения египтянам удалось разгромить противника. При этом 12 535 отрубленных у павших врагов рук были принесены фараону как военные трофеи. Эта победа нашла отражение в рельефах на северной стороне заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Три года спустя, около 1178 года до н.э., произошло новое вторжение, которое на этот раз осуществлялось с северо-восточной стороны. Помимо действовавших ранее пеласгов (пелешет) и тевкров (чекера) в нём участвовали данайцы (дануна), шекелеш, шардана, уешеш и другие народы. Наступление велось как со стороны суши, так и с моря. Воинов, как и в прошлый раз, сопровождали женщины и дети в повозках, а также скот. Победная реляция Рамсеса III из его храма в Мединет-Абу гласила:
«Ни одна страна не выстояла против их рук, Хета, Кеди, Кархемиш, Ирчу, Ирса. Они опустошили эти (местности) и разбили стан в одном месте в земле Амор (Амурру), люди которой пленены и которой как не бывало».
Сухопутную атаку «народов моря» египтяне, похоже, остановили в ходе единственного сражения где-то в районе границы, пролегавшей вдоль северного края Синайской пустыни. Несколько позже египтяне разгромили в Рохауте (Конопское русло) и морские силы противника. События этой военной кампании разбиты на семь эпизодов на северной стене в Мединет-Абу. Рельеф изображает схватку между пятью кораблями «народов моря» с носами и кормой, украшенными фигурами птичьих голов, и четырьмя более крупными египетскими судами. Последние украшены изображениями львиных голов на носу и приводятся в движение 20–22 вёслами на борт. Для защиты гребцов корабли оборудованы высоким фальшбортом. На носу и на корме мы видим площадки для лучников, которые осыпают стрелами корабли противника. Одно из судов изображено перевернувшимся, вода кругом полна мёртвых тел.
Это было самое первое задокументированное должным образом морское сражение в истории. По его итогам атаковавшие Египет «народы моря» были отброшены. Два племени, пелешет и чекера, видимо, с согласия фараона осели на побережье у Газы, где впоследствии стали известны как библейские филистимляне. Важно, что рассказ из Мединет-Абу о победе, одержанной Рамсесом III над ливийцами в 1175 году до н.э., не упоминает о «народах моря».
Впрочем, в долгосрочной перспективе победа египтян являлась лишь отсрочкой неизбежного. К концу правления ХХ династии Палестина оказалась фактически потеряна для Египта. Из рассказа о злополучной миссии Унуамона в Библ следует, что в правление Херихора (1091–1084 годы до н. э.) египтяне не были в состоянии обеспечивать даже бесперебойные поставки древесины.
Литература и источники:
- Авдиев, В.И. Военная история Древнего Египта. — Т. II. — М: АН СССР, 1959.
- Берлев, О.Д. Египетский военный флот в эпоху Среднего царства // Палестинский сборник. — 1967. — Т. 80. — С. 6–20.
- Хоговен, Т. Как была устроена большегрузная речная баржа царицы Хатшепсут // https://22century.ru
- Жизнеописание вельможи Уны // Хрестоматия по древней истории / Под ред. В. В. Струве. — М., 1936. — Т. 1. — С. 12–17.
- Spalinger, A.J. War in Ancient Egypt. New Kingdom. — Oxford: Blackwell Publishing, 2005.
- Shaw, I. Egyptian warfare and weapons. — Shire Publications, 1991.
- Morkot, R.G. Historical dictionary of ancient Egyptian warfare. — Oxford, 2003.
- Fields, N. Soldiers of Pharaoh. Middle Kingdom Egypt 2055–1065 BC. — Osprey Publishing, Warrior 121. — 2007.
Комментарии к данной статье отключены.