В начале эпохи Нового царства в Египет с Ближнего Востока попали сложносоставные луки, колесницы и традиция ношения тяжёлого доспеха. Первые доспехи были в основном военными трофеями или данью, полученной от соседей. По этой причине они являлись большой редкостью и ассоциировались с атрибутами власти и престижа. Изображения фараона в доспехе, который с высоты быстро мчащейся колесницы поражает из лука толпы бегущих от него врагов, стали важной частью египетской царской иконографии. По мере увеличения числа доспехов у египтян их стал носить не только фараон, но и другие воины.
Колесницы, лучники, доспехи
Тяжёлый защитный доспех впервые появился на Ближнем Востоке в Месопотамии и Сирии в конце III — начале II тысячелетия до н.э. и оттуда «перекочевал» в сопредельные регионы. Этому способствовали в том числе изменения в военном деле, связанные с распространением колесничной запряжки и появлением новой, гораздо более мобильной тактики боя. На первый план в это время вышли сражавшиеся на колесницах лучники, которые благодаря своей мобильности могли вести разведку и действовать на коммуникациях противника, обстреливать строй его пехоты с безопасного расстояния, преследовать бегущих, а также вести перестрелку с колесничными лучниками противника. Использование защитного доспеха позволяло воину освободить руки, чтобы натягивать сложносоставной лук, а также обеспечивало ему хорошую защиту от стрел и дротиков противника.
Наиболее ранняя находка остатков пластинчатого доспеха происходит из гиксосского могильника около Газы, датированного XVIII–XVII веками до н.э. Пластины сохранились фрагментарно, но ясно, что они были по крайней мере двух разновидностей: очень крупные, около 12–15 см длиной и 4,5 см шириной, прямоугольные по форме, заострённые снизу, с вертикальным ребром жёсткости, которое проходило посередине, и гораздо более мелкие, также прямоугольные, закруглённые снизу и без ребра жёсткости. Множество отверстий в пластинах говорит о том, что доспех принадлежал к ламеллярному типу, особенностью которого было отсутствие мягкой основы. Пластины скреплялись друг с другом при помощи тонкого кожаного шнура. Реконструкция внешнего вида панциря возможна благодаря многочисленным изображениям облачённых в такой доспех воинов, в том числе египетского происхождения.
Тяжёлый доспех в Египте
Вследствие широких контактов с сиро-палестинским регионом в течение так называемого гиксосского периода (1650–1549 годы до н.э.) египтяне заимствовали у своих соседей колесницы и тяжёлый доспех. Самыми древними свидетельствами его присутствия является роспись гробницы Кен-Амона, внука фараона Аменхотепа II (1425–1401 годы до н.э.), на которой представлена царская оружейная палата. Изображённый доспех имеет вид панцирной рубахи прямого покроя, длина которой примерно достигает колен, с короткими рукавами и высоким стоячим воротником. Панцирь состоит из прямоугольных с закруглённым нижним краем и продольным ребром жёсткости пластин, находящих друг на друга. Точка-чёрточка внизу каждой пластины изображает шнур, продетый через два отверстия, одно под другим, которым каждая пластина соединена с нижележащей. Рукава и подол панциря окаймлены широкими полосками кожи.
Доспехи того же самого типа мы видим на росписи левой стены комнаты М гробницы фараона Рамсеса III (1186–1154 годы до н.э.). Роспись изображает четыре группы доспехов, по четыре в каждой, в которых один панцирь лежит поверх другого. Несмотря на 200 лет, прошедших со времён Аменхотепа II, различия между доспехами минимальны. Пластины панциря Рамсеса III несколько меньше размером. Ряды горизонтального набора не смещены друг относительно друга. Пластины, из которых состоят рукава панциря, показаны под прямым углом к пластинам торса, а не являются их продолжением, как в доспехе Аменхотепа II. Панцирь Рамсеса III не имеет окантовок, а его высокий воротник-стойка несколько ниже и набран из двух рядов пластин. Кроме того, он имеет стянутый у горла разрез. Пластины панциря окрашены в красный, голубой и зелёный цвета.
Доспех Тутанхамона
Среди находок, сделанных при раскопках гробницы Тутанхамона (1332–1323 годы до н.э.) в «долине царей» в Луксоре в 1922 году, был обнаружен принадлежавший фараону парадный доспех. Подобная находка является уникальной для Египта: несмотря на немалое число живописных изображений, панцирь Тутанхамона остаётся едва ли не единственной находкой реального доспеха, к тому же найденного целиком in situ. Другие находки представляют собой отдельные детали брони, чаще всего бронзовые пластины, нашивавшиеся на мягкую тканую основу. В этой связи можно упомянуть бронзовые пластины из дворца Аменхотепа III (1388–1351 годы до н.э.) в Фивах, которые хранятся сегодня в Метрополитен-музее, или фрагменты доспеха фараона Шешонка (945–924 годы до н.э.) из Бруклинского музея.
Ещё одна уникальная черта этой находки заключается в материале доспеха, который состоит из кожаных пластин прямоугольной формы, соединённых друг с другом при помощи кожаных же ремней и нашитых на льняную тканую основу. Пластины имеют прямоугольную форму, нижний их край заострён. В каждой пластине имеется выпуклое ребро жёсткости и четыре отверстия, через которые продевался шнур, посредством которого пластины связывались друг с другом и прикреплялись к тканой основе. Можно предполагать, что кожаные доспехи имели в древности весьма широкое распространение, чему способствовала относительная дешевизна материала, лёгкость готового изделия и климатические условия, делавшие кожаный доспех гораздо более комфортным для ношения, нежели металлический. Те же предпосылки действуют не только в отношении Египта, но и других цивилизаций Древнего Ближнего Востока.
С момента обнаружения в 1922 году части доспеха сильно пострадали. Как видно на фотографиях, большинство составлявших доспех кожаных пластин отделилось от льняной подкладки. Сами пластины стали очень хрупкими, некоторые из них утрачены. Чтобы спасти находку от гибели, Альфред Лукас, английский реставратор, работавший при раскопке гробницы вместе с археологом Говардом Картером, использовал парафин, которым он пропитал кожу. После этого панцирь почти сто лет продолжал храниться в запасниках Египетского музея и из-за плохого состояния никогда не выставлялся. Новый этап в истории этой находки наступил с переводом музейной коллекции в новый корпус Египетского музея. Команда реставраторов на протяжении двух месяцев изучала остатки доспеха, а затем около месяца длились работы по его восстановлению.
Царская иконография
Являясь редкой вещью и ассоциируясь с соображениями престижа, доспехи стали важной частью идеологии власти фараонов. Рассказывая о приготовлениях Рамсеса II к битве с хеттами при Кадеше в 1274 году до н.э., Пентаур, автор текста египетской поэмы, следующими словами описывает его облик:
«… и появился он в сиянии, как отец Монту,
с боевым оружием и облачённый в панцирь,
подобный Ваалу в час величия его».
Ваал — бог неба, сражающийся с морской стихией. Уподобляя Рамсеса II божеству, поэт хотел подчеркнуть не только его мощь, но и многочисленность его врагов. Ещё одной деталью этого образа является ношение царём доспеха, что занимает прочное место в царской иконографии эпохи Нового царства. На многочисленных памятниках фараон изображается в виде победителя, верхом на колеснице, в пластинчатом доспехе, с луком в руках, преследующим врагов.
Ещё одним важным аспектом этого образа становится изображение страха и дезориентации его врагов, бегущих в панике от царского гнева. Образ царской военной мощи, беспомощности врага обычно передавался при помощи показа изломанного оружия, лежащих повсюду брошенных шлемов и доспехов, а также мёртвых тел. Наиболее очевидным свидетельством этого идеологического аспекта являются батальные сцены, украшающие кожаный кузов колесницы Тутмоса IV (1397–1388 годы до н.э.). Фараон изображён в паре с богом Монту пускающим стрелы из своей колесницы в группу сирийских колесничих-марианну. В путанице спасающихся бегством колесниц отчётливо различимы три воина в доспехах. Один из них, всё ещё управляющий своей колесницей, несмотря на ранение стрелой, также носит чешуйчатый шлем и пластинчатый панцирь.
Боевые трофеи и дипломатические подарки
В целом тяжёлые доспехи, хотя и были известны в Египте, оставались здесь большой редкостью. Более того, большинство исследователей сходится в том, что эти доспехи были не местного производства, а боевыми трофеями, взятыми в Палестине-Сирии в качестве военной добычи. Об этом свидетельствуют, в частности, Анналы Тутмоса III (1479–1425 годы до н.э.), высеченные на двух стелах из Карнака. В них сообщается, что после битвы при Мегиддо на 23-м году правления Тутмос III захватил на поле боя более 200 доспехов в качестве добычи. Причём лишь два доспеха из этого числа были изготовлены «из бронзы высшего качества» и были взяты, соответственно, у правителей Мегиддо и Кадеша. Остальные доспехи были кожаными. Позже, на 35-м году своего правления, Тутмос III захватил ещё одну партию доспехов после столкновения на поле боя с коалицией сирийских союзников Митанни. В этот раз его добыча составила два бронзовых панциря и пять бронзовых шлемов.
После победы при Мегиддо Тутмос III получал огромное количество иностранных подарков и дани. Начиная с 38-го года его правления доспехи включены в число ежегодных подношений, поступавших от страны Ретену (Сирии). Карнакские Анналы перечисляют бронзовые доспехи, поднесённые фараону в качестве дани на 38-м, 41-м и 42-м году его правления. Кроме того, доспехи и шлемы в качестве подарков получали высокопоставленные чиновники и вельможи фараона. В некрополе Шейха Абд эль-Курны насчитывается не менее пяти сцен подношения чужеземными делегациями шлемов и доспехов фараону и его приближённым. Количество панцирей не превышает один или два, количество шлемов варьируется от пяти до десяти. Все подарки окрашены в жёлтый цвет для изображения бронзы. Все эти памятники относятся ко времени правления Тутмоса III и его преемника Амонхотепа II.
Глиняная табличка с аккадским клинописным текстом, найденная в составе дипломатического архива из Телль-эль-Амарны, упоминает о подарках, отправленных в Египет митаннийским царём Тушраттой (1370–1350 годы до н.э.) по случаю бракосочетания его дочери Тадухипы с будущим фараоном Аменхотепом III (1388–1351 годы до н.э.). Эти свадебные подарки включают бронзовый панцирь, бронзовый шлем, ещё один кожаный панцирь, бронзовый шлем для солдата-шарку, кожаные попоны для лошадей, усиленные бронзовыми бляхами, а также два бронзовых наголовника для лошадей.
Распространение брони среди египетских солдат
Постоянный приток доспехов в результате захвата трофеев, дани и обмена подарками в конце XVIII династии привёл к постепенному насыщению египетской армии средствами защиты. О распространении шлемов и доспехов среди египетских солдат можно судить на основе изобразительных документов. Фрагмент рельефа, принадлежавший, должно быть, постройке Тутанхамона в Карнаке, но использованный повторно в здании более позднего времени, содержит изображение двух шлемов с плюмажами из перьев, которые носили египетские возничие. Ещё один рельеф, возможно, изначально принадлежавший той же постройке, изображает группу египетских колесниц. Один из двух возничих носит шлем с плюмажем, похожим на те, что были описаны выше.
Блок из мемфисской гробницы Хоремхеба (1319–1292 годы до н.э.), который сейчас хранится в музее Болоньи, содержит изображение группы из семи солдат, вероятно, возничих, которые несут на плечах тяжёлый груз. Из них трое носят на голове шлемы. Фрагмент батальной сцены из погребального храма Хоремхеба изображает египетскую колесницу, проезжающую по полю, усеянному мёртвыми телами азиатов. Из двух стоящих в кузове колесницы воинов только возница носит шлем, в то время как единственной защитой щитоносца является его щит. Как правило, египетские возницы имели аристократическое происхождение, в то время как щитоносцы были выходцами из низших слоёв общества. Соответственно, разница в снаряжении обоих воинов отражает различие не только их армейского ранга, но и социального статуса.
Литература:
- Горелик, М.В. Оружие Древнего Востока (IV тысячелетие — IV в. до н.э.). — М., 1993.
- Spalinger, A.J. War in Ancient Egypt. New Kingdom. — Oxford: Blackwell Publishing, 2005.
- Shaw, I. Egyptian warfare and weapons. — Shire Publications, 1991.
- Pollastrini, A.M. Some remarks on the Egyptian reception of foreign military technology during the 18th Dynasty: a brief survey of the armour // Proceedings of the XI International Congress of Egyptologists. Florence, 23–30 August 2015 / Ed. by G. Rosati, M.C. Guidotti. — Florence, 2017. — Р. 513–518.
- Morkot, R.G. War and the Economy: the International ‘arms trade’ in the Late Bronze Age and after // Egyptian Stories. A British Egyptological Tribute to Alan B. Lloyd on the occasion of his Retirement / Ed. by T. Schneider and K. Szpakowska. — Münster, 2007. — Р. 169–195.
- Healy, M. New Kingdom Egypt. — Osprey Publishing, Elite 40. — 1992.
- Alberto, M. Pollastrini: The Body Armour of Ramesses II: https://www.youtube.com
Комментарии к данной статье отключены.