Экспортные поставки военных самолётов начались одновременно с зарождением самой военной авиации. Обычно за рубеж отправляли те же типы, что стояли на вооружении собственных ВВС, но были и исключения. Самым ярким был американский «истребитель для бедных» F-5 Freedom Fighter, производство которого началось в начале 60-х годов прошлого века. Однако ещё за три десятилетия до него Польша выпускала собственный «экспортный» истребитель PZL P.24, разошедшийся по ВВС четырёх стран и успевший активно повоевать.
В конце 20-х – начале 30-х годов польские конструкторы фирмы PZL создали целую серию передовых для своего времени истребителей: цельнометаллических монопланов-парасолей с крылом типа «чайка» и (частично) гладкой обшивкой. В 1931 году в серию запустили модель P.7, а в 1932 году на III-м международном авиационном «митинге» в Цюрихе публике был представлен прототип истребителя P.11, вызвавший значительный интерес у иностранных специалистов: переговоры о закупках этих самолётов прошли с представителями Румынии, Турции, Греции, Португалии, Швеции, Югославии, Чехословакии и Японии.
Пусть в итоге до подписания контракта дело дошло только с румынским заказом, такой интерес послужил толчком к решению спроектировать специальный экспортный истребитель, получивший обозначение P.24. Англичане были категорически против бесконтрольного распространения своих технологий, и лицензия на выпуск двигателей «Бристоль» включала полный запрет на экспортные поставки. Зато французы ничего не имели против реэкспорта своих «Гном-Ронов», поэтому двухрядная «звезда» именно этой фирмы была выбрана для нового истребителя.
Проектирование началось в 1932 году, а в мае 1933 года первый прототип – фактически, P.7 с новым двигателем и связанными с ним изменениями фюзеляжа – поднялся в воздух. В июне следующего взлетел второй прототип, на котором поставили 900-сильный GR 14 Kfs, а позднее трёхлопастный винт. С ними самолёт побил мировой рекорд, разогнавшись до 414 км/ч. В декабре 1934 года он был выставлен на Парижском авиасалоне с вооружением из двух синхронных пулемётов и двух пушек в подкрыльевых гондолах, и вызвал большой интерес.
Третий прототип построили весной 1936 года с использованием деталей от P.11 (по причине прекращения выпуска P.7). Кроме того, самолёт получил закрытую кабину, а пулемёты перенесли в консоли крыла – так P.24 принял свой окончательный внешний вид.
Турция
Изначально поляки предлагали заказчикам две модификации: P.24A с вооружением как на прототипе и P.24B с четырьмя пулемётами. Турок заинтересовали оба варианта. Однако для пулемётной версии они потребовали подкрыльевые держатели для пары 50-кг бомб, а не четырёх 12,5-кг, поэтому эти самолёты получили обозначение P.24C.
Апрельский контракт 1936 года определял поставку 40 истребителей польского производства (14 пушечных и 26 пулемётных) и оказание помощи в разворачивании серии в Турции на заводе KTF в городе Кайсери. Все польские самолёты прибыли в период с осени 1936 по весну 1937 гг., а 29 мая поднялся в небо первый PZL местного производства. Всего до конца года турки выпустили шесть P.24A и 11 P.24C – т.е., суммарно в турецкую авиацию попало 20 P.24A и 37 P.24C.
Зимой 1937–1938 гг. поляки предоставили полную документацию по мотоустановке под «Гном-Рон» 14N07, разработанной для P.24 модификаций F (пушечная) и G (пулемётная), и в 1938 году на KTF «перемоторили» по одному серийному A и C, а осенью 1939 года начали серийное производство P.24G. Первоначально планировали построить 10 истребителей этой модификации, но после двух экземпляров производство остановили, поскольку в ближайшее время ожидалось поступление более современных «Харрикейнов» и «Моранов» MS.406.
В строевые части, 21-ю и 41-ю истребительные эскадрильи (Av Bölük – буквально «охотничья рота»), первые P.24 пошли уже осенью 1936 года. В 1937 году на PZL перевооружили 42-ю истребительную эскадрилью и сформировали 43-ю. Сначала все эти части входили в состав одного истребительного дивизиона (Av Taburu – буквально «охотничий батальон»), а в июне 1937 года его разделили на два: 7-й дивизион в составе 21-й и 41-й эскадрилий на P.24A, и 8-й дивизион в составе 42-й и 43-й эскадрилий на P.24C.
В 1939 году 42-я и 43-я пересели на более современные английские и французские истребители, а оставшиеся «чайки», уже без разделения на модификации, собрали в эскадрильях 7-го дивизиона. К маю 1940 года, когда турецкую авиацию привели в состояние боевой готовности, в нём числилось 19 самолётов, а ещё девять были в различных учебных подразделениях. Турецкие P.24 в течение трёх лет выполняли патрульные полёты вдоль границ с воюющими странами, пока в 1943 году обе эскадрильи не были перевооружены на «Харрикейны» Mk.IIC. Чуть позже прекратилась эксплуатация PZL и в учебных частях.
В 30-е годы PZL турецких ВВС были лишены как маскировочной окраски, так и каких-либо тактических обозначений, обходясь лишь опознавательными знаками и серийными номерами. Впрочем, последние служили отличным идентификатором, так как были написаны во весь борт. Машинам модификации P.24А присваивались номера, начинавшиеся с 2000, P.24С – с 2100, а отсчёт для P.24G начали с 2140.
Позже, после начала Второй мировой, самолёты получили трёхцветный камуфляж, цвета которого, к сожалению, точно не известны. Верхние и боковые поверхности, очевидно, несли зелёные и коричневые, или же коричневые и песочные полосы, а нижние поверхности могли оставаться неокрашенными. Прочие обозначения остались без изменений.
Болгария
Болгарский контракт, предусматривающий поставку 12 самолётов P.24B, был подписан также в апреле 1936 года, на несколько недель раньше турецкого. Однако по ряду причин поставлены машины были только весной 1937 года, с полугодовым отставанием от графика.
Сразу по прибытии на место самолёты, получившие местное название PZL-24 «Ястреб», поступили на вооружение одной из эскадрилий (ято) 2-й истребительной группы (изтребителен орляк). Две другие эскадрильи этой части были вооружены немецкими бипланами He 51 и Ar 65.
В 1938 или начале 1939 гг. болгары изъявили желание купить ещё дюжину P.24J с четырьмя пулемётами, оснащённых двигателем GR 14N 01. Один такой мотор они отправили в Польшу для установки на пробный экземпляр самолёта, который был построен в 1939 году. Испытать машину так и не успели, а в сентябре она погибла под немецкими бомбами. Не были реализованы и планы по лицензионному производству P.24 в Болгарии.
Тем временем, весной 1939 года болгары всего за треть рыночной цены купили в Германии большое число самолётов чешского производства. Это позволило в июле перевести 2-й орляк на единую матчасть, бипланы «Авиа» B.534. При этом старые немецкие истребители передали в лётную школу, а польские, как более современные, остались в строю, попав в истребительную эскадрилью показательной группы (образцов орляк – аналог немецкой Lehr Geschwader, только уменьшенный в численности до смешанной группы).
После реорганизации болгарских ВВС в середине 1940 года единственная эскадрилья PZL-24 оказалась в составе 6-го истребительного авиаполка (въздушен изтребителен полк – аналог немецкой или французской авиационной эскадры). 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к тройственному пакту, но выторговала себе право не участвовать в наступательных боевых действиях, ограничившись только обороной собственной территории. В числе мобилизованных для этого авиачастей была и истребительная группа 2/6 (2-й орляк 6-го полка) в составе двух эскадрилий на «Мессершмиттах» Bf 109E и одной на P.24.
В 1942 году эскадрилью PZL перевели в состав 2-го армейского (позже штурмового) авиаполка (армейски въздушен, позже въздушен щурмови полк), и в отражении американских налётов на Болгарию она уже не участвовала. Но отсутствие боевых вылетов не обязательно означает безопасность, и в 1944 году последние оставшиеся в строю P.24B были уничтожены во время июньских союзных налётов на болгарские аэродромы.
Болгарские «Ястребы» вступили в строй в двухцветной защитной окраске с оливково-зелёными верхними и боковыми поверхностями и голубыми нижними. Получили они и традиционный для болгарской авиации истребительный «декор» тридцатых годов – «языки пламени» контрастного цвета, которые шли от носа к хвосту. Применительно к PZL это означало красный капот, плавно переходящий в длинную тонкую полосу до самого хвоста и аналогичную «завитушку» на обтекателях колёс. Получили самолёты и стандартные болгарские тактические обозначения того периода: двухзначный код звена в составе эскадрильи (фактически, дважды повторённый его номер) на фюзеляже и порядковый номер в составе звена на киле.
В 1940 году болгары перешли на более традиционные бортовые номера, а на киль стали наносить треугольник с серийным номером (порядковый номер самолёта данного типа вверху и четырёхзначный код типа внизу). Зимой 1940–1941 гг. с подачи немцев они отказались от национального триколора на руле поворота и заменили прежние «кокарды» в виде качественно прорисованного ордена «За Храбрость» поверх белого круга на белые квадраты, «перечёркнутые» косым Андреевским крестом. С весны 1941 года на части самолётов стали появляться немецкие элементы быстрого опознавания.
PZL-24, несомненно, тоже получили обозначения нового стиля и, вероятно, были избавлены от довоенных «языков пламени», но, к сожалению, их фотографии 40-х годов не известны.
Румыния
В ноябре 1936 года румынская делегация подписала контракт на поставку пяти самолётов с двигателем IAR 14K IIc32 (лицензионный «Гном-Рон»), пулемётным вооружением и возможностью подвески двух 50-кг бомб. Также оговаривалось предоставление всего необходимого для разворачивания серийного производства истребителя на фирме IAR. Адаптированный под требования заказчика самолёт получил обозначение P.24E. Теоретически, он должен был быть четырёхточечным, но на практике ставилась только внешняя пара пулемётов, а внутренняя не только отсутствовала, но и вообще не предполагалась, т.к. на нижней поверхности крыла не было характерных каплевидных обтекателей казенной части оружия. Позже, уже в процессе службы, номенклатура вооружения была дополнена возможностью подвески кассеты с однокилограммовыми бомбами или гранатами.
Ещё одним отличием румынской модификации стал деревянный двухлопастный винт, который улучшал скороподъёмность и взлётные качества истребителя, но несколько ограничивал его максимальную скорость.
Польская пятёрка самолётов была построена ещё в 1937 году, но отправлена заказчикам только в 1939 году. В том же году в Румынии построили ещё 25 таких машин, последние 19 из которых комплектовались чуть более мощным двигателем IAR 14K IIIc36.
Первой и единственной строевой частью, получившей на вооружение P.24E, стала сформированная в июне 1940 года 6-я истребительная группа (Grupul 6 Vânătoare) в составе 61-й и 62-й эскадрилий (Escadrilă Vânătoare) по 12 машин каждая, а остальные шесть истребителей решили оставить в резерве.
В июне 1941 года Румыния присоединилась к германскому походу на восток, но 6-я группа осталась в ПВО столицы. Её дежурные звенья участвовали в перехватах советских самолётов, бомбивших Плоешти, но ни одному из пилотов не удалось обнаружить противника и, соответственно, ни одной атаки P.24 не провели.
61-я эскадрилья так и осталась в системе ПВО, а 62-ю в последних числах июля отправили на фронт, переведя в оперативное подчинение сначала 4-й, а затем (с 12 августа) 3-й истребительной группы. Ввиду нехватки ударных машин и очевидного устаревания польских истребителей их применяли исключительно как штурмовики, но с воздушным противником им тоже изредка приходилось встречаться. Всего в воздушных боях лётчики P.24E заявили не менее 14 подтверждённых и двух предположительных побед (главным образом, над истребителями И-16). Формально они не понесли никаких боевых потерь, но несколько самолётов получило повреждения (в основном, от зенитного огня), и один из них был в результате списан.
По завершении кампании 1941 года 62-я эскадрилья вернулась на прежнее место дислокации. С января 1942 года 6-я группа начала перевооружение на IAR 80, а P.24 были переданы в лётные школы. Сведения за 1942 год не сохранились, а в сводках за 1943–1944 годы постоянно фигурируют 19 P.24E. Есть информация о том, что они применялись в отражении американских налётов, но достоверных данных на этот счёт нет. После перехода Румынии на сторону союзников польские истребители всё ещё числились в лётных школах, но к весне 1945 года последние из них были списаны.
В 1940 году истребители P.24E несли трёхцветный камуфляж из широких полос зелёного и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях при светло-голубых нижних. При этом оттенки этих цветов были выбраны по образцу английских красок Dark Green, Dark Earth и Sky Blue. С 1941 года при ремонте самолёты стали перекрашивать в новую двухцветную окраску из тёмно-зелёного сверху и голубого снизу, и на этот раз румыны вдохновлялись немецкими стандартами, взяв за основу RLM 65 Hellblau и «экспортную» RLM 64 Dunkelgrün.
Опознавательные знаки первоначально состояли из сине-жёлто-красных кокард на фюзеляже и крыле и такого же по расцветке триколора на руле поворота. С 1 мая 1941 года кокарды заменили жёлтыми «крестами Михая» с двухцветной сине-белой окантовкой по контуру и маленькой национальной кокардой в центре. Триколор на хвосте сохранился, но на части машин его стали наносить только не верхней трети руля.
Каких-либо индивидуальных или тактических обозначений на P.24 не отмечено, самолёты идентифицировали по серийному номеру, нанесённому на киле. Нумерация в румынских ВВС велась по каждому типу самолётов отдельно, и P.24E польской постройки присвоили номера с 1 по 5, а румынские – с 6 по 30.
В июне 1941 года, непосредственно перед началом операции «Барбаросса», все самолёты Германии и её союзников на восточном фронте получили жёлтые элементы быстрого опознавания. На P.24 так красили капоты, законцовки крыла снизу и полосу на фюзеляже.
Греция
Греческий контракт на поставку 30 P.24A и 6 P.24B был подписан одновременно с румынским. Его исполнение уже шло полным ходом, когда заказчики поменяли спецификацию, пожелав получить истребители с более мощным двигателем GR 14N 07 и возможностью нести пару 50-кг бомб на пушечной модификации (бомбовое вооружение пулемётной осталось без изменений). Перепроектированные под новые требования самолёты получили обозначение P.24F и P.24G. Кроме уже указанных изменений, они отличались наличием бронеспинки и лобового бронестекла. Опробована новая винтомоторная группа была на единственном экземпляре P.24H с четырёхпулемётным вооружением. Самолёт успешно прошёл испытания летом 1937 года, показав максимальную скорость 430 км/ч, после чего началась переделка пяти уже готовых P.24A и постройка новых планеров для модификаций F и G.
Тем временем заказчик изменил соотношение пушечных и пулемётных самолётов в заказе до одного к двум. Наконец, после долгих проволочек весной 1938 года 12 P.24F, 23 P.24G и один P.24H в разобранном виде были доставлены в Грецию и на месте собраны польскими специалистами. Вскоре эти истребители были поровну разделены между 21-й, 22-й и 23-й истребительными эскадрильями (Μοίρα Δίωξης).
В 1939 году планировали закупить 24 P.24J, но по понятным причинам этого не случилось. Тогда же греки пытались закупить в Германии боеприпасы для «Эрликонов», но потерпели неудачу, из-за которой в конце 1940 года большую часть пушечных истребителей пришлось переделать в пулемётные.
К моменту итальянского нападения в строю было 35 P.24, но только 24 из них были исправны. Боевые действия начались 27 октября 1940 года, а первый воздушный бой с участием P.24 был зафиксирован 1 ноября. Тогда же была одержана первая победа и понесена первая потеря. На следующий день один из пилотов 22-й эскадрильи, израсходовав весь боекомплект, таранил итальянский бомбардировщик, благополучно совершив затем вынужденную посадку.
Всего за ноябрь и первые дни декабря лётчики трёх эскадрилий одержали 26 воздушных побед (судя по всему, включая предположительные), но и собственные потери были серьёзными. В начале декабря 21-я эскадрилья передала оставшиеся самолёты соседям, а сама начала осваивать перегнанные из Египта подержанные «Гладиаторы» Mk.I.
После четырёхнедельной паузы воздушные бои возобновились, и за первый квартал 1941 года пилоты P.24 одержали ещё 19 побед, но у них осталось только 12 исправных истребителей. В апреле они вступили в бой с люфтваффе, одержав ещё четыре победы, но к моменту эвакуации союзных войск матчасть обеих эскадрилий была полностью уничтожена (в основном, на земле). Оккупанты смогли обнаружить только один ремонтопригодный PZL, который затем прошёл испытания в Италии.
Истребители PZL в начале своей службы в греческих ВВС оставались неокрашенными и несли лишь опознавательные знаки (сине-бело-синие кокарды на плоскостях крыла и триколор на руле поворота) и серийный номер на фюзеляже, состоявший из буквы "Δ" (от «диоксис» – истребитель) и трёхзначного номера в диапазоне от 101 до 136. К сожалению, нет данных о распределении номеров по модификациям, но они либо давались в полном беспорядке, либо P.24F получили блок в конце списка.
В 1940 году самолёты закамуфлировали, нанеся на верхние и боковые поверхности полосы зелёного и светло-коричневого цветов, а нижние окрасив в светло-голубой. При этом опознавательные знаки сократились до четырёх кокард уменьшенного диаметра на борту фюзеляжа и снизу крыла. Серийные номера тогда остались без изменений, но впоследствии на части машин их перекрасили в белый цвет – очевидно, во время общего обновления окраски.
Кроме Турции, Болгарии, Румынии и Греции, в 1937 году готовился контракт с Венгрией на поставку 10–20 P.24D, но под давлением Румынии от его заключения поляки отказались. Несколько ранее, в конце 1936 года, они отклонили запрос на закупку 12 истребителей от генерала Франко, а ещё ранее, в июле 1936-го, сами собой заглохли переговоры с республиканским правительством о поставке порядка 15 машин.
Рисунки Михаила Быкова
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации