Эту песню с привязчивой мелодией многие считают «гимном люфтваффе» или даже неких мифических «люфтваффе СС», что вполне объяснимо. Для потомков тех, кто дважды за последние сто лет на выживание сражался с воинственными немцами, всё, что исполняется на языке Гёте и Шиллера, — военный марш и попытка реванша. Переводить текст и пытаться разобраться — лишняя морока, мы и так знаем, что группа «Чингисхан», созданная в колыбели нацизма Мюнхене, в своей «Москау» призывает не веселиться до упаду, а сжечь русскую столицу! Впрочем, мы же хотели поговорить про другую песню?
Осенью 1929 года два бретонских паренька, братья Жан-Бернар и Жан-Мари Прима (Jean-Bernard et Jean-Marie Prima), собирая урожай яблок, от скуки сочинили стишки о том, куда пойдут эти яблоки, и положили их на народный мотив. В тех местах кухня, напитки и песни всегда были простыми, поэтому «Песня о сидре» (Son Ar Chistr) рассказывала лишь о сидре да отношениях с девушками. Тут бы истории и остаться, среди корзин с кислыми и горькими яблоками, но в 1970 году на песню наткнулся известный бретонский фолк-певец и музыкант Алан Стивелл (Alan Stivell), который исполнил её под свою любимую кельтскую арфу.
В 1976 году струнную мелодию подхватила нидерландская группа «Ботс» (Bots), положив на неё свои нехитрые стихи и добавив сильную ударную партию. Три куплета песни «Семь дней подряд» (Zeven dagen lang) предлагали всё делать вместе, а не поодиночке — семь дней пить, семь дней работать, а потом на недельку куда-то пойти побороться за лучшую жизнь, но без конкретики.
Дальше всё завертелось как в калейдоскопе: в 1977 году группа из ГДР «Октоберклуб» (Oktoberklub), специализирующаяся на политической песне, исполнила свой вариант, уже на немецком. С такими барабанами, как в их «Что мы будем пить» (Was wollen wir trinken), начнёт маршировать даже отъявленный пацифист, да и текст уже почти подходил для «марша люфтваффе». Восточные немцы пели про то, что надо выпить за долгую борьбу, за победу в тяжёлом бою и за… Луиса Корвалана — лидера чилийских коммунистов, которого в 1976 году СССР сумел обменять на диссидента Владимира Буковского: «Wir trinken auf Luis Corvalán!»
Похоже, немного перца добавила в суп из клюквы немецкая группа «Рабаукен» (Rabauken), которая в 1995 году спела фактически классическую версию «Was wollen wir trinken» в три куплета про гулянку, работу и борьбу, но бороться предлагалось за «правое дело и нашу землю» (für das Recht und unser Land). «Марш люфтваффе» был готов, а дальше песня совсем пошла по рукам, и пели её все, кому не лень, включая разных маргиналов. Из достойного упоминания творчества, конечно, стоит вспомнить немецкую (опять немецкую) группу «Скутер» (Scooter) с бессмертной озабоченностью ценами на рыбу (How Much is the Fish?).
Одновременно с версией про «гимн люфтваффе» получила распространение история о том, что «Песня о сидре» является не более не менее чем… гимном ИРА — Ирландской республиканской армии. Сколько должны выпить виски и эля ирландцы, у которых традиционно нет проблем ни со спиртным, ни с зажигательной музыкой, чтобы по-бретонски запеть про презренное пойло из яблок, авторы этой странной истории почему-то умалчивают. Впрочем, разубеждать мы никого не будем: там, где есть лихая музыка и алкоголь, всегда будет место мордобою, даже если началось с безобидных яблок.
Комментарии к данной статье отключены.