За пару лет до начала Великой войны в Германии было налажено серийное производство авиабомб для вооружения дирижаблей. Когда война началась, бомбовое вооружение потребовалось и авиации. Мы уже рассказывали про эрзац-боеприпасы, сбрасываемые с аэропланов, настала пора поговорить и о фабричных образцах.
В Германии перед войной производством бомб занимались две компании: Имперская артиллерийская испытательная комиссия (АРК, Artillerie Prufugskomission), которая разрабатывала, тестировала и закупала боеприпасы для всех видов артиллерии, и химическая компания Sprengstoff Carbonit AG (SC AG), поставлявшая взрывчатку для военных и промышленных целей.
АРК выпускала сферические бомбы. Конструкторы посчитали, что при небольшой поступательной скорости дирижабля особой стабилизации для бомбы не требуется, они получаются компактными, сброс с летательного аппарата можно легко организовать, скатывая бомбы по лотку из ящика. Небольшие бомбы снабжались скобой для переноски и ручного бомбометания. Но когда германские дирижабли начали применять сферические бомбы в начавшейся войне, оказалось, что взрыватели не срабатывали, если бомба ударялась о преграду «боком». В итоге, к 1915 году немцы от таких бомб отказались.
Сферическую авиабомбу (калибром 70 кг) собственной конструкции производили и использовали также итальянцы, но у их бомбы имелся «хвост», из-за которого она напоминала спортивный снаряд – молот. Бомба прослужила до следующей мировой войны, правда, бомбодержатель для неё был специфическим.
Компания SC AG для своих изделий выбрала каплевидную форму – благодаря смещению центра тяжести вниз бомбы были более устойчивы на траектории падения. Для переноски и подвески на держатель в «верхней» (донной) части бомбы имелась рамка из изогнутого стального прутка. Взрыватель ввёртывался в донное очко, взводился в падении с помощью ветряка. Кто и когда обозвал эти бомбы «карбонитовыми», уже и не установить, но это название стало популярным во всех странах.
Бомбу удалось испытать «заранее»: в 1913 г. в Испанском Марокко с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба, даже было объявлено о создании арабского государства Риф. Для подавления этих выступлений испанцы привлекли и авиацию. В качественном отношении испанская авиация в 1913 г., благодаря конфликту в Африке, вырвалась вперёд: были закуплены австрийские бипланы «Лёнер» и немецкие «карбонитовые» бомбы.
Конструкция «карбониток» была достаточно популярна: похожие авиабомбы производились в Австро-Венгрии и России. В русских бомбах Орановского и Гронова цилиндрический стабилизатор являлся частью подвесной системы бомб.
За пару лет до начала Великой войны в Германии было налажено серийное производство авиабомб для вооружения дирижаблей. Когда война началась, бомбовое вооружение потребовалось и авиации. Мы уже рассказывали про эрзац-боеприпасы, сбрасываемые с аэропланов, настала пора поговорить и о фабричных образцах.
В Германии перед войной производством бомб занимались две компании: Имперская артиллерийская испытательная комиссия (АРК, Artillerie Prufugskomission), которая разрабатывала, тестировала и закупала боеприпасы для всех видов артиллерии, и химическая компания Sprengstoff Carbonit AG (SC AG), поставлявшая взрывчатку для военных и промышленных целей.
АРК выпускала сферические бомбы. Конструкторы посчитали, что при небольшой поступательной скорости дирижабля особой стабилизации для бомбы не требуется, они получаются компактными, сброс с летательного аппарата можно легко организовать, скатывая бомбы по лотку из ящика. Небольшие бомбы снабжались скобой для переноски и ручного бомбометания. Но когда германские дирижабли начали применять сферические бомбы в начавшейся войне, оказалось, что взрыватели не срабатывали, если бомба ударялась о преграду «боком». В итоге, к 1915 году немцы от таких бомб отказались.
Сферическую авиабомбу (калибром 70 кг) собственной конструкции производили и использовали также итальянцы, но у их бомбы имелся «хвост», из-за которого она напоминала спортивный снаряд – молот. Бомба прослужила до следующей мировой войны, правда, бомбодержатель для неё был специфическим.
Компания SC AG для своих изделий выбрала каплевидную форму – благодаря смещению центра тяжести вниз бомбы были более устойчивы на траектории падения. Для переноски и подвески на держатель в «верхней» (донной) части бомбы имелась рамка из изогнутого стального прутка. Взрыватель ввёртывался в донное очко, взводился в падении с помощью ветряка. Кто и когда обозвал эти бомбы «карбонитовыми», уже и не установить, но это название стало популярным во всех странах.
Бомбу удалось испытать «заранее»: в 1913 г. в Испанском Марокко с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба, даже было объявлено о создании арабского государства Риф. Для подавления этих выступлений испанцы привлекли и авиацию. В качественном отношении испанская авиация в 1913 г., благодаря конфликту в Африке, вырвалась вперёд: были закуплены австрийские бипланы «Лёнер» и немецкие «карбонитовые» бомбы.
Конструкция «карбониток» была достаточно популярна: похожие авиабомбы производились в Австро-Венгрии и России. В русских бомбах Орановского и Гронова цилиндрический стабилизатор являлся частью подвесной системы бомб.
Комментарии к данной статье отключены.